Главная » 2010 » Январь » 22 » Владимир Казимиров: Взывать к действенности резолюций СБ ООН вправе тот, кто сам их уважал
Владимир Казимиров: Взывать к действенности резолюций СБ ООН вправе тот, кто сам их уважал
21:21
Analitika.at.ua. Интервью посла России Владимира Казимирова агентству
АрмИнфо
Владимир Николаевич Казимиров – Посол России, первый
заместитель Ассоциации российских дипломатов. В 1992-96 гг. глава
посреднической миссии России, полномочный представитель президента РФ по
Нагорному Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Российской
Федерации.
Владимир Николаевич, как Вы считаете, можно ли ожидать в наступившем
году подвижек в карабахском урегулировании, и каких?
Полагаю, что какие-то подвижки возможны, но вряд ли
решающие. Думаю, что могут возникать и тупики, которые с ходу не преодолеть.
Пока общество и в АР, и в РА, и в НК не готово поддержать свое руководство в
уступках даже в ответ на возможные уступки противостоящей стороны, а тем более
в инициативных шагах. Это во многом результат 20 лет густой взаимной пропаганды
недоверия и неприязни, а что касается НК, то и его отдаления от стола
переговоров. И с тем, и с другим надо что-то делать. Но если последнее - дело
сопредседателей, не проявивших в первые годы этого века должной верности своему
мандату, Армении, допустившей это, и самого НК, то борьба за настрой общества
на поиск соглашения и против, в первую очередь, своих же ультра- и лжепатриотов
– дело каждого сознательного человека, как мне представляется. Это решается
внутри каждого общества. А политические распри повсюду служат противостоящей
стороне.
Недавний визит российского министра ИД Сергея Лаврова в Ереван
практически совпал с визитом премьер-министра Турции Эрдогана в Москву. Как Вы
считаете, является ли это простым совпадением?
А имеет ли это большое значение? Даже если бы не было такого
совпадения по срокам – ну, давайте условно раздвинем их на неделю или даже
больше - всё равно очевидно, что в ходе обоих визитов много внимания было бы
уделено урегулированию нагорно-карабахского конфликта и нормализации
армяно-турецких отношений, а также «своим» двусторонним делам. Это вполне
естественно, и тут нет ничего для чересчур глубокомысленных заключений, кроме
подтверждения актуальности этих двух первых проблем.
Неоднократно делались заявления о том, что карабахское урегулирование и
нормализация армяно-турецких отношений не связаны. Одновременно заявлялось, что
продвижение во втором процессе положительно скажется на первом. Как Вы
считаете, все же связаны и насколько оба процесса? И роль России в этом?
Разумеется, это два разных вопроса и оба исключительно
сложные, как отметил В.В.Путин. Состыковать их значит не удвоить сложности, а
обрести их в квадрате. Тогда как по отдельности прогресс в каждом из них может
позитивно влиять на продвижение в другом. Какой же вариант избрать? Приведу
необычное сравнение. Состыковка похожа на отказ от современных финансовых дел в
пользу древнего товарообменного торга (напомню тюркское выражение «баш на
баш»). Вместо этого Турция могла бы на нормализации отношений с Арменией
заработать немалый капитал – политический и моральный – в глазах международного
сообщества, включая Евросоюз и США, и, конечно, Россию, и затем вложить этот
«капитал» в более эффективное содействие урегулированию в Карабахе. Всё это
имело бы позитивную основу, а не негативную, как сейчас (подписав цюрихские
протоколы, Турция теперь накручивает условия, чтобы не выполнять их). Думается,
что в позитивном варианте и Ереван был бы внимательнее к голосу Анкары. Со
своей стороны, Россия не только однозначно благоприятствует оздоровлению
обстановки в этом регионе, включая нормализацию отношений между Турцией и
Арменией, но и предпринимает конкретные усилия для продвижения урегулирования в
Карабахе. Это видно даже по календарю встреч и визитов с инициативной ролью и
прямым активным участием руководства России.
Также неоднократно заявлялось, что агрессия против одного из членов
ОДКБ рассматривается как агрессия против всей организации. Насколько применимо
это положение в случае возобновления Азербайджаном военных действий в НК?
Тут надо исходить не из заявлений, а из сути дела, внимательнейшего
анализа ситуации и текста статей 2 и 4 Договора о коллективной безопасности.
Отметил бы, что наряду с угрозами возобновить военные действия в Азербайджане
сейчас раскручивают идею «безнаказанности» этого и извне. В эти опасные игры
играют не только журналисты и политологи, но и, судя по положению, казалось бы,
ответственные официальные лица! Неужели там надеются на то, что Совет
Безопасности ООН и другие международные организации, включая ОДКБ,
правительства влиятельных государств и международное общественное мнение сразу
впадут в сонливость? Не следует, однако, ждать, когда в Баку перешли бы от
неумных слов к опрометчивым делам. Это дорого стоило бы обоим народам и всему
региону, осложнило бы всю международную обстановку. Поэтому важнейшей, на мой
взгляд, задачей урегулирования нагорно-карабахских дел (превыше вывода войск и
даже статуса НК) стало обеспечение его мирного характера, исключение
возобновления военных действий. Необходимо, прежде всего, нанести идейное
поражение бездумной воинственности, избавив воителей от новых просчётов и
неудач как на поле боя, так и в международной сфере, от самопосрамления
собственными делами. Нужен показ бесперспективности и полной «нерентабельности»
попыток силового решения столь сложного конфликта, безответственность подобных
глашатаев войны и перед своим собственным народом. И важно не делать скидок на
то, что эти угрозы имеют, мол, лишь внутриполитическое назначение, что
примерное равенство сил исключает блицкриг и т.п. Надо воспринимать всё это без
паники, но как бы вполне всерьёз, ибо это позволяет дать упредительный отпор
воинственным кличам, а не ждать неразумных шагов в делах. Полезную роль сыграло
бы предложение заключить соглашение о неприменении силы в урегулировании этого
конфликта. Причём независимо от того, будет ли оно принято всеми сторонами или
кто-то его отклонит. Прежде чем отклонять его, каждой стороне придётся
хорошенько подумать, как бы не затормозить продвижение в других вопросах,
являющихся предметом переговоров. Ведь совершенно очевидно, что согласование и
особенно реализация всех договорённостей возможны только в условиях взаимной
безопасности.
Насколько в настоящее время уместны апелляции Азербайджана к принятым
ранее документам, и, в частности, к резолюциям СБ ООН?
Взывать к действенности резолюций СБ ООН вправе лишь тот,
кто сам их уважал и выполнял. Таких в этом конфликте не обнаружено. Ни одно из
существенных требований четырёх резолюций по Карабаху, буквально ни одно не
выполнено. Иногда мои оппоненты ссылаются на прекращение огня – мол, оно же
достигнуто! Но насколько это точно? Во-первых, требования СБ ООН против силовых
действий было гораздо шире: оно включало прекращение всех военных действий,
прекращение враждебных актов (в том числе блокад). Что касается прекращения
огня, СБ ООН не раз требовал сделать его эффективным и постоянным, а их
нарушения и срывы, включая их авторство, просматриваются и по текстам
резолюций. Больше других сторон от прекращения огня до апреля-мая 1994 г. всячески уходил
официальный Баку, не раз даже срывал договорённости об этом в надежде одержать
верх на поле боя. Но весной того года уже сам хотел получить длительную
передышку и пошёл даже на бессрочное перемирие.
В итоге был прекращён огонь и лишь боевые действия (а не все
военные), но продолжаются стрельба и инциденты. Можно ли всё это считать
прочным, эффективным, постоянным? А до прекращения враждебных актов так и не
дошло. Вот насколько неполно выполнены требования СБ ООН в этой части.
Во-вторых, в его требованиях неизменно были слова «немедленно» или
«незамедлительно». С первой резолюции от 30 апреля 1993 г. до перемирия 12 мая 1994 г. прошло более года, а
с последней, четвёртой – ровно полгода. Это же не сроки мирного времени, а год
ожесточённой войны со множеством жертв, потерями районов, обращением сотен
тысяч мирных жителей в вынужденных переселенцев. За это время та же сторона
несколько раз увильнула от перемирия и сорвала краткосрочные прекращения огня.
А азербайджанское контрнаступление в декабре 1993 г., приведшее к самым
ожесточённым боям в
этой войне, готовилось и развёртывалось уже при наличии всех
четырёх резолюций СБ ООН! Разве это вписывается в понятие «незамедлительно»?
Именно этим было положено начало их невыполнению, ставшему дурным примером и
для других сторон. А теперь взывают к соблюдению резолюций (но лишь выборочно)
наследники тех, кто их срывал. В-третьих, перед лицом саботажа четырёх
резолюций и во избежание их девальвации СБ ООН перестал принимать новые, хотя
обстоятельства того требовали в декабре 1993 г. и при достижении перемирия. Он
несколько дистанцировался от происходящего в Карабахе и вокруг его.
Тогда явно активнее усилий Минской группы ОБСЕ было
посредничество России. С последней резолюции 884 прошло 5 месяцев боёв, когда
Совет глав государств СНГ взял на себя инициативу прекращения военных действий
и выхода на перемирие. С прямым участием глав Азербайджана и Армении 15 апреля 1994 г. он принял заявление
с самой категорической установкой на прекращение огня. В поддержку этого
заявления было проведено в Бишкеке совещание руководителей парламентов АР, РА и
НК и принят призыв прекратить огонь к 9 мая 1994 г. Затем все три
стороны подписали соглашение о прекращении огня с 12 мая 1994 г.
Таким образом, оно было достигнуто уже не столько во
исполнение резолюций СБ ООН, сколько под влиянием руководства СНГ. Конечно, это
совпадало с требованием четырёх резолюций, но не более того. Из трёх последних
документов эти резолюции упомянуты лишь в Бишкекском протоколе. Вот как
обстояло дело с установлением прекращения огня. Все остальные требования
резолюций СБ ООН (прямые контакты, вывод оккупирующих сил, восстановление
экономических, энергетических и транспортных связей, возвращение перемещённых
лиц и беженцев и т.д.) стали лишь предметом затянувшихся переговоров. Ни одно
из них так и не выполнено. Поэтому всем, кто хотел бы требовать соблюдения
резолюций СБ ООН, надо начинать не иначе как с основательной самокритики. И не
следует выхватывать из них лишь выгодное себе, а выдерживать баланс и
настойчиво вести переговоры по всей проблематике конфликта.
Различные представители Азербайджана периодические выступают с
заявлениями о множестве удерживаемых в армянском плену заложников – женщин и
детей. Как Вы считаете, не рассчитаны ли эти заявления на истерическую реакцию,
основанную на эмоциях, а не фактических данных?
Это тянется уже издавна. Конечно, есть боль людей,
потерявших своих близких в годы вооруженной борьбы, но у властей, наверное,
больше желания использовать эту боль в пропагандистских целях для поддержания и
даже разжигания недоверия и ненависти.
В последние годы зарегистрирован рост числа нарушений режима перемирия.
Как Вы считаете, не способствуют ли этому именно милитаристские заявления
руководства АР?
В тех же самых целях используются инциденты – буквально
каждый день публикуются сообщения об обстрелах и не иначе, как с противостоящей
стороны (конечно же, всё подаётся так, будто сама данная сторона никогда первой
огонь не открывала – только в ответ). Но элементарная логика разоблачает тех,
кто использует инциденты. Раз их так много и немало жертв, то сторона, которой
не нужны эти инциденты, не может бездействовать и должна предложить что-то для
уменьшения их числа и недопущения их эскалации. Тем более что АР, РА и НК 4
февраля 1995 г.
официально, с прямого благословения первых лиц, подписали соглашение на этот
счёт. Ереван и Степанакерт давно предложили вернуться к соблюдению этого
соглашения, а Баку уже многие годы молчит и ничего не предлагает со своей
стороны. Кто же может придумать этому какое-то другое объяснение, кроме
очевидного желания использовать инциденты в своих целях? Если кто-то мог
сомневаться в этом, то недавний отказ официального Баку отвести снайперов с
передовых позиций развеял все сомнения. Что им там делать, если не стрелять? А это
нарушает оба официально подписанных тремя сторонами соглашения. Деструктивная
по сути и трусливая из-за многолетнего молчания позиция. Об этом надо говорить
во всеуслышание, а не в полголоса, как это делают некоторые знающие суть этого
дела лица.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.