Понедельник, 18.10.2021, 19:32
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Август » 25 » Владимир Захаров: Напролом Алиев не пойдет
Владимир Захаров: Напролом Алиев не пойдет
00:09

Analitika.at.ua. Интервью директора Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Владимира Захарова информагентству АрмИнфо

 

Усматриваете ли Вы взаимосвязь между подписанием нового стратегического договора между Турцией и Азербайджаном и пролонгацией сроков пребывания российской 102-й базы в Армении?

 

Официальное объявление о подписании во время визита президента России в Армению договора о пролонгации сроков существования российской военный базы в Гюмри еще на 49 лет, встревожило, я думаю, не столько Турцию, сколько Азербайджан. Наше военно-техническое сотрудничество привело в движение тюркский мир. В этой связи визит президента Турции Абдуллы Гюля в Баку накануне визита президента России в Армению и подписание в Азербайджан соглашения "О стратегическом партнерстве и взаимопомощи" выглядит весьма непростым явлением. Этот новый военный договор заставляет всех задуматься, а о чем договорились два братских государства? Известна нынешняя точка зрения азербайджанских официальных лиц, которые пишут, что «на фоне постоянных территориальных притязаний Армении, тревожной ситуации в соседнем Иране дополнительные меры по обеспечению безопасности Нахичевани вовсе не лишние». Да, содержание нового военного договора осталось неизвестным, но, вполне возможно, вспомнили Московский договор 1921 года и решили разместить в Нахичевани турецкую военную базу? Ведь согласно этому договору «Нахичеванская область в границах, указанных в приложении I (С) настоящего Договора, образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству» (под третьим государством тогда имели в виду Иран). Однако, Московский договор от 16 марта 1921 г. является незаконным документом, которым две страны – кемалистская Турция и большевистская Россия определяют границы третьего государства – Армении. Но, ни кемалистская Турция, ни Советская Россия не были тогда субъектами международного права.

 

В чем истинные причины и подоплека продления армяно-российского договора об охране границ именно теперь, учитывая, что до окончания срока предыдущего еще есть 10 лет?

 

После событий 8 августа 2008 года, началась новая ступень вооружения Грузии Америкой. Еще больше стал вооружаться и Азербайджан, который уже не скрывает своей заинтересованности в американской поддержке. Иными словами милитаризация Южно-Кавказского региона налицо. На простой вопрос от кого защищается Грузия и Азербайджан вряд ли возможно получить внятный ответ. Думается, что эта милитаризация направлена на подготовку американского вторжения в Иран, назначенному примерно на 2012–2013 гг. Армения в этой предполагаемой войне не будет участвовать и свою территорию для размещения воинских контингентов США не предоставит. В этой связи она оказывается самым незащищенным государством Закавказья. Учитывая подрывные действия США, и подготовку с их стороны и их руками новой цветочной революции по свержению существующего президента Армении, заставляют власти наших двух государств серьезно отнестись к сложившемуся непростому положению. Существование российской военной базы необходимо не только России и Армении – она служит стабилизирующим фактором на очень неспокойной территории Южного Кавказа, она способна охладить пыл некоторым воинственным соседям.

 

Насколько соответствуют истине слухи о поставках российских ЗРК С-300 Азербайджану и почему они стали муссироваться именно в последнее время, есть ли взаимосвязь с визитом Медведева в Армению?

 

Думается, что возникли они вовсе не случайно. Тот ажиотаж, который проявили в Армении некоторые публицисты и аналитики, не имея на руках твердых доказательств их правоты, так же не случаен. Известно официальное заявление, сделанной министром иностранных дел России Лавровым: «Зенитно-ракетные комплексы С-300 уже стали символом чего-то тревожного. Как только объявляется, что какая-то страна будет получать С-300, раздаются панические заявления о том, что это дестабилизирует обстановку. И в отношении Азербайджана начинаются разговоры, в отношении Ирана были такие разговоры некоторое время назад, сейчас и в отношении других стран. Но давайте не будем забывать, что из себя представляют ЗРК С-300, это оборонительные вооружения, которые призваны защищать соответствующую территорию от ракетных нападений извне». Я подчеркиваю – это не наступательные, а оборонительные вооружения. И известно, что в Армении ЗРК С-300 уже находится, правда в ведении российских вооруженных сил, но известно, что сейчас С-300 будет поставлено и в ведение вооруженных сил Армении. Если Азербайджану и продадут, что еще сомнительно, то этот комплекс необходимо еще изготовить. А это не делается в течение быстрого времени. Поэтому я бы посоветовал армянским политологам не спешить с выводами. Вначале нужно получить твердые документальные доказательства того или иного явления.

 

Возможно ли, согласно новому договору, расширение полномочий российских пограничников по охране границ, с Турции и Ирана до Азербайджана, в случае повторения азербайджанской агрессии?

 

Расширение полномочий российских пограничников возможно только путем подписания соответствующего договора, без этого на границу с Азербайджаном российские пограничники не придут.

 

Можно ли сегодня говорить о полной уверенности невозобновления боевых действий вокруг Нагорного Карабаха, учитывая постоянно растущую вовлеченность Москвы в его урегулирование?

 

Полной уверенности в невозобновлении никто не может дать. Однако посмотрите, как раскручивается ситуация. Воинственная риторика президента Азербайджана, продолжающаяся из месяца в месяц, уже набила оскомину. Вот совсем недавно, 10 августа он заявил: «Мы восстановим территориальную целостность нашей страны… Мы в любой момент должны быть готовы, и мы готовы к освобождению наших земель от оккупантов. Сегодня азербайджанская армия, военный потенциал Азербайджана позволяют сделать это». Но закончил свое выступление Алиев такими словами: «Просто мы хотим, чтобы вопрос был решен мирным путем, путем переговоров». Иными словами, бряцать оружием, выкрикивать воинственные лозунги, засылать диверсионные группы он будет продолжать, но идти напролом вряд ли захочет. Но и армия Нагорно-Карабахской Республики стоит начеку. Да она не имеет такого вооружения, какое имеет Азербайджан, но ее моральный дух на такой высоте, которую азербайджанской армии вряд ли когда достичь.

 

За последнее время Россия существенно укрепила свои позиции, как в Армении, так и в Азербайджане. Это делается исключительно за счет США или же есть другие страны?

 

Не секрет, что и у России, и у США имеется свои интересы в государствах Южного Кавказа. В чем-то они совпадают, в чем нет. Но думать, что Россия существенно укрепила свои позиции, как в Армении, так и в Азербайджане за счет США – вряд ли верно. Америка не очень-то поделится своими возможностями с Россией. Поэтому России все приходится делать своими руками. То, что США и сами, и руками своих партнеров будут вмешиваться в «решение» карабахского конфликта – не подлежит сомнению. Но насколько это решение будет соответствовать пожеланию народа НКР? Думаю, что здесь и интересы и подходы России и США различны. Вот подтверждение моих слов. Известная американская частная разведывательно-аналитическая компания Stratfor в справке, озаглавленной «Значимость Кавказа» пишет буквально следующее: «Суть в том, что на настоящий момент на этом маленьком куске недвижимости действуют множество игроков. Одновременно ведутся две игры. На высшем уровне идет крупная геополитическая игра с участием США, России, Турции и Ирана. На более низком уровне играют региональные акторы». В частности, ни имеют в виду существующую вражду между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. Кроме того, есть Грузия и ее попытки противиться российскому влиянию, а также динамика северного Кавказа, где в Ингушетии, Дагестане и Чечне все еще очень активно функционирует исламское повстанческое движение. Две этих плоскости связывает вероятность того, что локальные проблемы, локальные интересы могут привести к конфликту различных игроков, воюющих за влияние на Кавказе. Именно поэтому США очень внимательно фокусируются на Кавказе, где даже малая проблема может быть эскалирована до глобальных пропорций. Как мы видим, США слишком заинтересованы держать под контролем весь регион – от Южного до Северного Кавказа. И в ближайшем будущем несогласие двух держав в подходах по решению вопросов данного региона могут только обостриться.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 724
Календарь новостей
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru