Пятница, 29.03.2024, 12:12
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Май » 4 » Владимир Захаров: "Операция Кольцо" – 20 лет спустя
Владимир Захаров: "Операция Кольцо" – 20 лет спустя
00:05

Analitika.at.ua. Об этом трудно говорить, и еще труднее вспоминать очевидцам событий апреля – мая 1991 г. Двадцать семь дней из жизни жителей Шаумяновского и других районов Карабаха. Не полный месяц кошмара! Но это если считать по страницам календаря, а в жизни, для тех, кто оказался свидетелями, над кем творилось беззаконие – было ЦЕЛЫХ ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ДНЕЙ. Но и они были не последними. Операция под названием «Кольцо», начавшаяся с их сел проводилась в несколько этапов по август 1991 года.

 

Прошли годы, но никогда не выветрится из памяти жителей Карабаха и тех кто там жил, тот ужас и то горе, которые они испытали в те кошмарные дни, известные сейчас под мало что говорящим для непросвещенного названием: «Операция "Кольцо”». Жители сел Геташен и Мартунашен, оказавшиеся первыми заложниками решений бессердечных, продажных лиц, даже в страшном сне не могли предположить, что их ожидает. И, как не хотелось забыть навсегда имена тех, кто все это устроил, но назвать их все же придется, хотя и заслужили они славу Герострата.

 

Еще в 1990–1991 годах ОМОН МВД АзССР, насчитывавший более 10 тысяч человек, вооруженный вертолетами и бронемашинами, делал, хотя и безуспешно, попытки захвата отдельных армянских сел Нагорного Карабаха.

 

В Азербайджанской ССР с конца 1980-х годов постоянно велась антиармянская пропаганда. В феврале 1991 года, выступая в Баку, второй секретарь ЦК Компартии Азербайджана В. Поляничко заявил: «1991 год будет объявлен годом Карабаха. Этот год будет последним годом в трудностях Азербайджана. Земля Карабаха – наша земля, и мы должны занять ее для наших детей». Кульминацией этой политики и стала операция «Кольцо».

 

Хочу привести строки из книги де Ваала «Черный сад», который встречался с  иностранцами, находившимися в то время в Азербайджане, Армении и Карабахе. Он писал, что Поляничко был олицетворением этой помеси советского патриотизма и грубой силы. У Скотта Хортона, члена американской правозащитной делегации, побывавшей в Карабахе в июле 1991 года, создалось впечатление, что Поляничко никакого особого расположения к Азербайджану не имел, а просто верил, что, провоцируя разлад в регионе, он укрепляет Советскую власть. Во время недолгого полета из Баку в Степанакерт Хортон разговорился с Поляничко о его прошлом:

 

«Он стал рассказывать мне о войне в Афганистане и о том, какую важную роль он сыграл в этой войне. Он был ученым-востоковедом, понимал племенную психологию афганцев и отвечал за формирование и осуществление советской стратегии, призванной извлечь выгоду из этого или что-то в этом роде. Я спросил: «Что это означало?» Он ответил, что они, например, переселяли разные этнические группы с места на место. Они брали группу, враждующую с какой-то другой группой, и помещали ее в самую гущу чужаков так, чтобы она оказалась в их окружении. Это делалось с целью вызвать разногласия и напряженность, и тому подобное. Тогда я сказал: «Это очень интересно, потому что это очень похоже на «Операцию «Кольцо» – на то, как там осуществляют переселение разных этнических групп». Но он не захотел больше говорить об этом».

 

Из этих воспоминаний можно сделать вывод, что, скорее всего, именно Поляничко принадлежит идея операции «Кольцо». Да, в который раз убеждаюсь, что КПСС постоянно выращивала кадры неадекватных людей, убежденных в том, что они якобы действуют ради породившего их строя. Я жил, учился и работал в годы советской власти, и ничего не забыл, ни исключения из педагогического института, ни обысков. Я до сих пор помню ту травлю, которой я подвергался не одно десятилетие от партийных деятелей крупного и малого калибра, за свое несогласие с идеями социализма, в те кошмарные для меня годы. Но мои личные переживания и неудачи таких же как я, ничто по сравнению с тем, что пережил практически каждый житель Карабаха в те годы.

 

В 1991 году вступил в завершающую фазу процесс развала СССР, который был призван выполнять и с успехом выполнял М. Горбачев; ему, мало разбиравшемуся в тонкостях внутренней политики кавказских республик, было все совершенно безразлично. Он слушался сегодня одного советника, завтра другого, а принимал решения совершенно противоположные. Политический авантюризм и национализм азербайджанского партийного и советского руководства, давший о себе знать в середине 1980-х годов, нарастал и привел в действие скрытые пружины антиармянской политики.

 

На протяжении полутора лет, предшествовавших трагическим событиям, в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) под прикрытием режима чрезвычайного положения ликвидировались местные органы власти, а управление было передано в руки «Оргкомитета Азербайджанской ССР по НКАО» во главе со вторым секретарем ЦК Компартии Азербайджана Виктором Поляничко. Опираясь на подчиненные руководству АзССР внутренние войска военной комендатуры «района чрезвычайного положения» (НКАО и прилегающие районы АзССР), Оргкомитет стал исполнителем воли официального Баку в организации широкомасштабного террора против армянского большинства Нагорного Карабаха.

 

16 апреля в Баку, на совещании с участием руководителей КГБ, МВД и Прокуратуры республики Муталибов предложил в случае неповиновения депортировать жителей армянонаселенного Шаумяновского района, сел Геташен и Мартунашен.

 

Когда решение из центра достигло Карабаха, руководство личного состава внутренних войск МВД СССР, комендатуры особого района НКАО пыталось протестовать. 18 апреля 1991 г. на общем собрании личного состава они приняли заявление на имя М. Горбачева, Л. Тер-Петросяна, А. Муталибова, В. Крючкова и Б. Пуго с требованием дать политическое решение проблемы Нагорного Карабаха. Но ни Горбачев, ни Крючков, ни Пуго, ни тем более Муталибов не ответили военным. Да, именно эти лица в первую очередь несут вину за начало операции «Кольцо», за пролившуюся кровь невинных детей, женщин и мужчин всех возрастов.

 

Это с санкции Президента СССР М. Горбачева и председателя Верховного Совета Азербайджана А. Муталибова была проведена тотальная этническая чистка армянского населения Карабаха.

 

19 апреля руководство внутренних войск СССР комендатуры особого района НКАО получило приказ немедленно вывести войска, охранявшие села Геташен и Мартунашен. Освободившиеся позиции тут же были заняты подразделениями ВВ СССР Бакинского полка из города Гянджа. ОМОН Азербайджана тут же начал обстрел Геташен и Мартунашен. Жители этих сел оказались в полном смысле во вражеском окружении. В ходе этой операции была задействована 4-я армия, базировавшаяся в Гяндже, и её 23-я дивизия, укомплектованная танками и артиллерией. Именно ей были приданы части азербайджанского ОМОНа и группы азербайджанских ополченцев из соседних деревень, которые начали грабёж и террор местного армянского населения.

 

Что происходило в этих и еще 24 селах – сохранилось в памяти армянского народа, и в тех скупых строках воспоминаний очевидцев, которые удалось собрать через несколько лет.

 

Только после этого Председатель Верховного Совета Республики Армения Л. Тер-Петросян 22 апреля направил письмо М. Горбачеву и другим высшим руководителям страны, в котором писал, что начатые в Геташене, Мартунашене крупномасштабные операции свидетельствуют о намерении депортировать коренное армянское население.

 

21 апреля отряды ОМОН атаковали обе деревни, но потерпели неудачу. После этого главная роль в ходе операции была окончательно отведена частям внутренних войск МВД СССР и армии, под прикрытием которых подразделения ОМОН и МВД Азербайджана совершали в «проверяемых» селах убийства, акты насилия, грабежа, изгоняли сельчан, из их домов, лишая их всего имущества. После этого села отдавались на разграбление мародерам из азербайджанских деревень, деливших оставшееся имущество и дома депортированных армян.

 

Имена главных виновников преступлений, совершенных в ходе операции «Кольцо», известны. Депортацию карабахских армян готовили президент Азербайджанской ССР Аяз Муталибов и второй секретарь ЦК КПА Виктор Поляничко (впоследствии убит в районе осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе Северной Осетии). А. Муталибов согласовывал план операции с М. Горбачевым, который несет личную ответственность за депортации и погромы в Карабахе. Можно вспомнить, как на совместной пресс-конференции с президентом Франции Ф. Миттераном в ходе визита последнего в СССР летом 1991 года советский лидер на вопрос о событиях в Геташене заявил о намерении пройти таким же образом «село за селом».

 

Непосредственное решение о проведение операции «Кольцо» принимали министр внутренних дел СССР Б. Пуго, председатель КГБ СССР В. Крючков, министр обороны СССР Д. Язов. Они же давали приказы своим подчиненным на проведение операции и поддержку действий МВД Азербайджана.

 

Командующий внутренними войсками МВД СССР генерал-полковник Ю. Шаталин лично контролировал ход операции «Кольцо». Заместитель министра внутренних дел СССР генерал Б. Громов, грозивший «обнести Карабах «берлинской стеной», по некоторым сведениям, также был непосредственно причастен к разработке операции.

 

Да, случилось непоправимое. Если совсем недавно они смотрели на советского солдата как на спасителя, то теперь он выступил в роли пособника карателей. Да, солдат обязан выполнять приказы, молча, не обсуждая, какими бы кровавыми и неправедными они не были. А что делали их командиры, отдававшие бесчеловечные приказы, что у них не хватило решимости позвонить вышестоящему начальству и хотя бы спросить и объяснить – что на самом деле происходит в карабахских населенных пунктах? Что нет  здесь врагов Советской власти, нет здесь международных террористов. Ведь речь то шла не о каких-то вымышленных партизанах, которые напали на твою землю, а о людях, живших с тобой в одном доме – в Советском Союзе.

 

По оценкам правозащитников, в ходе первой фазы операции, 5 тысяч армян были депортированы, несколько десятков – убиты.

 

Операция «Кольцо» ознаменовала начало открытой, военной фазы карабахского конфликта. Вместе с тем сама по себе она стала, вне всякого сомнения, первой и последней «гражданской войной советского периода», в которой части советской армии участвовали в боевых действиях на советской территории. bs-kavkaz.org

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 722
Календарь новостей
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru