Главная » 2010»Январь»26 » Вмешательство АНК во внешнюю политику Армении серьезно расшатало позиции этой структуры
Вмешательство АНК во внешнюю политику Армении серьезно расшатало позиции этой структуры
00:13
Analitika.at.ua. Интервью руководителя центра «Сотрудничество во имя
демократии» Степана Даниеляна агентству АрмИнфо
Г-н Даниелян, какую задачу попытались решить власти Армении при помощи
суда, приговорившего Никола Пашиняна к 7 лет лишения свободы?
Вообще события 1 марта 2008 г. сопоставимы с
трагедией 27 октября 1999 г.
в том плане, что оба эти события оставили очень глубокий след в жизни страны, а
также серьезно повлияли на структуру и логику власти. Еще долгое время эти
события будут обуславливать внешнюю и внутреннюю политику Армении.
Что же касается осуждения Никола Пашиняна, то, как известно,
мартовские события стали причиной гибели 10 человек, и следственные органы
страны так и не выявили истинных виновников. Мы знаем, что эта проблема имеет
международный резонанс, ПАСЕ постоянно выдвигает требования к властям Армении
раскрыть обстоятельства гибели людей. В этом отношении, точка зрения Армянского
национального конгресса является довольно логичной, кто-то должен нести
ответственность за события 1 марта 2008 г. Власти и остановились на «кандидатуре»
Никола Пашиняна, которого обвинили в организации массовых беспорядков, унесших
жизни 10 граждан. Если бы власти не осудили Пашиняна, то у них попросту не было
бы других объяснений насчет виновников.
Однако, на мой взгляд, этим решением суда руководство РА не
добьется своей цели, поскольку Пашинян не несет какой-либо ответственности, и
эти 10 человек погибли не там, где проходил митинг. Таким образом, я думаю, что
этот приговор был чисто политическим.
Т.е., грубо говоря, Пашинян стал своеобразным «козлом отпущения»?
Совершенно верно. Кто-то должен был выступить в этой роли и
нести ответственность за убийство мирных граждан. Однако, повторюсь, приговор
не решает проблему выявления виновников жертв.
Следовательно, давление на власти РА извне сохранится?
Безусловно, давление очень явное, требование раскрыть
виновников, а также обстоятельства гибели людей содержится в очередном докладе
мониторинговой комиссии ПАСЕ. В нем также отмечается, что люди, не причастные к
убийству, не должны нести какой-либо ответственности. На Пашиняна же, в
действительности, была возложена статья за политическую ответственность.
Я думаю, что у властей не было другого выхода, но и в этом
случае проблему для себя они не решили.
Почему власти допустили участие Пашиняна в дополнительных парламентских
выборах, если они заранее решили возложить на него вину за гибель людей 1 марта
2008 г.?
Если бы власти не допустили его кандидатуры, то этот шаг
стал бы вопиющим доказательством слабости властей. Потому они избежали
подобного риска. Однако, участие Пашиняна в выборах не могло повлиять на исход
судебного процесса.
Какими будут дальнейшие шаги АНК, исходя из этих реалий?
Я думаю, что в Конгрессе начнутся очень серьезные процессы,
и я сегодня не рассматриваю эту структуру, как единый орган. В АНК есть
многочисленные партии и каждая из них имеет свою собственную повестку дня. На
мой взгляд, в дальнейшем в АНК произойдет раскол, однако, это моя точка зрения,
не претендующая на абсолютную точность. Конгресс слабеет, поскольку у него нет
четкой повестки дня, адекватной имеющимся проблемам. Когда Левон Тер-Петросян
сделал акцент на внешнюю политику, это стало серьезным ударом по АНК. Если
Конгресс сможет разработать политическую концепцию, касающуюся только внутренних
проблем страны, и станет понятным обществу, то, возможно, ему удастся
восстановить свою репутацию. Однако, драгоценное время потеряно, и будет очень
трудно наверстать упущенное.
Этим объясняется безразличие избирателей в выборам 10 января?
Точка зрения логична в том плане, что обществу непонятна
политическая позиция АНК. У него нет повестки дня относительно внутренних
проблем в стране, он сконцентрировал свое внимание на переговорных процессах по
нормализации армяно-турецких отношений и урегулирования нагорно-карабахского
конфликта, и потому люди не чувствуют необходимости в активизации. И здесь
виновными являются не простые граждане. Я не согласен с тем, что в обществе
царит апатия в отношении происходящих в стране процессов. Это власти выдвинули подобный
тезис. В действительности, граждане далеко не безразличны, просто указанные
обстоятельства вынуждают их казаться такими.
А вмешательство Конгресса во внешнюю политику не способствует ли
сбалансированию политического курса властей?
Я не согласен с этим мнением. Левон Тер-Петросян не
предостерегал власти, а как бы поощрял их действия и шаги. Он был сторонником
более радикальных мер. Под словом «радикальный» я имею в виду то, что он
призывал пойти еще дальше как в процессе нормализации армяно-турецких
отношений, так в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. И опыт показал,
что Тер-Петросян недостаточно хорошо представляет суть процессов, носящих
глобальный характер, не огранивающихся только армяно-турецким и карабахским
вопросами. Лидер Конгресса был неправильно сориентирован, и результаты сегодня
налицо. Я думаю, что Тер-Петросян не имел права вмешиваться в эти проблемы. Его
задачей было восстановление конституционного строя в Армении, хотя у нас его
никогда и не было. Отвлечение от этой цели и привело к тому безразличию, о
котором сегодня многие говорят.
В реальности, на что было нацелено его вмешательство во внешнюю
политику страны?
Я думаю, что этим он попытался дать объяснение своей
пассивности, дать ей патриотическую окраску, мол, родина в опасности, не будем
мешать властям во избежание каких-либо уступок с их стороны. Пассивность,
возможно, и была тем тупиком, в котором очутилась оппозиция после мартовских
событий 2008 г.
Однако, я уверен, что это было неудачным объяснением.
На этом фоне, как выглядят действия властей и проводимая ими политика?
Выражение «проводимая властями политика» несколько
преувеличенное, поскольку никакой политики власти не проводят. Политика – вещь
серьезная, требующая соответствующих институтов. У нас сегодня нет министерства
иностранных дел как такового, у нас нет соответствующих аналитических
политических и финансовых центров, которые разрабатывали бы политику. Власти
принимают спонтанные, непродуманные решения, исходя из ситуации, и поскольку
нет другого слова, они называют это политикой. Власти попросту откликаются на
конкретные вызовы, и не всегда делают это грамотно. И их действия, и шаги
являются непонятными для общества, и я бы сказал даже для политических кругов.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.