Главная » 2011»Июль»28 » "Вначале был… Азербайджан" или история по-азербайджански
"Вначале был… Азербайджан" или история по-азербайджански
16:29
Analitika.at.ua. Кандидат исторических наук А. Егиазарян о поводу
«размышлений» директора Института истории Национальной академии наук
Азербайджана Ягуба Махмудова.
Директор Института истории Национальной академии наук,
депутат Милли Меджлиса Азербайджана Ягуб Махмудов, выступая в Институте по
правам человека НАН Азербайджана, на конференции «Религия и актуальные проблемы
общественной безопасности», высказал некоторые размышления по поводу истории
Азербайджана. Как и следовало ожидать, не обошлось тут без «разъяснений» по
поводу истории Армении и армян. Да и чему тут удивляться? Это дело привычное, к
этому мы привыкли давно.
Он в своей речи коснулся еще и России, и Грузии, и Запада,
даже якобы «ереванских азербайджанцев», мол, те приютили «армян-переселенцев»
на «исторических землях Азербайджана». Смешно звучит, не так ли? «Исторические
земли Азербайджана»! Ведь название «Азербайджан» в Закавказье появилось в
начале 20-го века. Это известно всем, об этом говорят все факты. Но Махмудову и
ему подобным нет дела до фактов. Им поручили «доказать», что азербайджанцы (до
1918 года - кавказские татары) являются автохтонами Закавказья, а армяне в этих
краях - пришельцы. Вот махмудовы этим и занимаются. Отрабатывают поручение. Но
это у них выходит, как и следовало ожидать, нелепо, глупо и очень смешно!
Призванием же Махмудова должно было быть не народ смешить, а наукой заниматься,
ведь он работает в НАН Азербайджана, а это как-никак научное учреждение или,
точнее, должно быть таковым. Наука не терпит «пустоты», и поэтому наверное
Махмудов в итоге оказался в главном цирке Азербайджана под названием Милли
Меджлис.
Но не будем уподобляться Махмудову, а обратимся к его
«размышлениям».
Первым делом он отметил, что «…у Азербайджана особая
уникальная история, которую создавали представители различных народов и
религий, в результате чего …страна обрела свой неповторимый путь развития».
Хорошо сказано! Надо же до такого додуматься: историю Азербайджана создавали
представители различных народов и религий!
Да, «представители различных народов и религий» жили на этой
территории, создавали свою историю, но истина в том, что все они никакого
отношения к современному Азербайджану попросту не имели. Их историю приписали
себе так называемые азербайджанцы. По словам Махмудова, эти народы веками
трудились, создавая свою историю, но, как выясняется - для нежданно и негаданно
возникшего Азербайджана. Наверное, можно включить в «процесс» создания
азербайджанского государства и армян, также как и жителей Кавказской Албании -
христиан, которые давно уже числятся в предках так называемых азербайджанцев.
Но это уже другая смешная история, другой анекдот.
Да, на территории нынешнего Азербайджана жили разные народы,
представители разных религий, жили тогда, когда так называемых азербайджанцев в
Закавказье и в помине не было. Да и почему только в Закавказье? Не было народа
с таким названием вообще. Не существует ни одного источника вплоть до 20-го
века, где бы упоминался так называемый азербайджанский народ, ни в Закавказье и
ни где-нибудь еще. Этот факт не обескураживает азербайджанскую «науку», для
которой настоящей находкой стала «идея» азербайджанизации всего и вся, что
происходило на данной территории на протяжении веков. В результате оказывается,
что все, кто жили на территории нынешнего Азербайджана, «создавали» историю
современного Азербайджана, те же, кто не вписывается в эту «идею», причисляется
к пришельцам.
Обвинения Махмудова в адрес США и Запада по поводу преследования
Ислама и наступления на исламский мир вообще, следовало бы оставить в стороне,
если бы они не были настолько серьезны. «И после всего этого Запад еще хочет
что-то говорить или критиковать уровень толерантности в Азербайджане?», -
возмущается он. Понятно, ему не по душе выводы различных международных
организаций об отсутствии в Азербайджане толерантности и заключает, что и Запад
не честен перед Азербайджаном.
Человек, называющий себя историком, использует такое нелепое
понятие, как «Азербайджан периода государства Ак-Коюнлу, Кара-Коюнлу и
Сефевидской Империи», куда, якобы «христианские государства Европы в средние
века не раз присылали своих эмиссаров, ...предлагали свои услуги в обмен на
разрешение распространять христианство в …регионе». Это расценивается им, как
«наступление на исламский мир». «Наступлением на исламский мир» по Махмудову,
является и то, что «неоднократно в нашем регионе строилось большое количество
церквей в обмен на условие, что христианские государства Европы поддержат нас в
тех или иных вопросах внешней политики. Потом неоднократно эти государства нас
вероломно обманывали, однако впоследствии использовали христианский фактор и
построенные храмы, как метод продвижения своих интересов в регионе». Думаем,
что в Европе и в США найдутся ученые и политики, которые ответят на нелепые
обвинения Махмудова.
Теперь же обратимся к нашим, к закавказским «делам»,
согласно умозаключениям Махмудова.
«Выясняется», что Царская Россия «в течение 19-20 вв.
создавала в стратегически важных точках нашего региона христианские общины и
переселяла туда различные христианские народы, в том числе и
армян-григорианцев». Интересно, а не было ли в нашем регионе армян до этого?
Ведь об этом свидетельствуют всевозможные источники с самого начала истории, об
этом свидетельствуют и распространенные по всему Закавказью памятники истории
Армянской государственности и культуры. Об этом свидетельствует все! Но не
тут-то было! Махмудову нет дела до свидетельств первоисточников. В данном
контексте мы не считаем целесообразным цитировать первоисточники, т.е.
подтверждать то, что и так вне всяких сомнений, так же как и то, что не было на
свете народа под названием «азербайджанцы» и страны под именем «Азербайджан» до
начала 20 - го века. Ведь ученые со всего мира скажут: «Не нужно уподобляться
махмудовым, у вас же серьезная историческая наука»!
Махмудов говорит, что Россия пыталась укрепиться в регионе
путем насильственной христианизации «северо-западного Азербайджана» (Алуанк или
Албания). «Но и эта политика не имела особых успехов и далее посредством...
чиновников... начали повсюду там строить церкви: золотом и разными льготами
поощрять местное население принять христианство. В итоге всего две деревни
ингилойцев приняли православие». Оказывается, что Россия пыталась насильственно
христианизировать несуществующий Азербайджан и несуществующих азербайджанцев!
Уверены, что российские ученые ответят на лживые обвинения Махмудова.
Махмудов и грузин «разоблачает». Оказывается, что
построенные русскими на ими же насильственно христианизированных землях
несуществующего «Азербайджана» церкви «позже отдали Грузинской церкви, а
теперь, спустя 150 лет построенные тогда храмы усиленно называют
древнегрузинскими и кое-кто пытается доказать что эти ингилойцы (насильственно
христианизированные жители «Азербайджана» - А.Е.) многие века были христианами,
к тому же грузинами по национальности». Мы полностью поддерживаем мнение грузин
по части христианской религии населения Алуанк - Албании, потому что об этом
свидетельствуют первоисточники. А что касается «грузинского» происхождения
христианского населения или церквей этой страны, то уверены, что Махмудов таким
образом просто оклеветал грузинских историков. Уверены также, что и грузинские
ученые ответят Махмудову.
Тяжелую артиллерию Махмудов до поры до времени держал в
арсенале для «переселенцев-армян». «Отдельной темой является насильственная
арменизация Западного Азербайджана, Иреванского ханства - ныне ставших
Армянской Республикой, и изгнание отсюда коренного азербайджанского населения.
Этот процесс начался еще в 15-16-м веках по вине азербайджанских правителей,
беспечно предоставивших Армянской церкви и переселенцам прибежище в Эчмиадзине
(Учкилисе) и Иреване». Что же это значит? Ереванское ханство, созданное
Сефевидским Ираном на территории Армении после ее завоевания в 17-ом веке,
являлось «Западным Азербайджаном»? Это еще одно «открытие» азербайджанской
исторической науки последних времен. Жили себе народы столетиями, творили,
историки трудились над историческими и историко-географическими исследованиями,
никто не подозревал об этом, не знал никто о несуществующем Азербайджане, но
появились махмудовы и «выяснили», что Ереван и созданное на землях Армении
одноименное ханство «являлись» азербайджанскими. Насколько это несерьезно, понимают
все историки и люди, близко стоящие к исторической науке. Так часто «махмудовы»
твердили эту чушь, что и сами стали верить в неё. В последнее время об этом
твердит даже сам президент Азербайджана.
Читаем Махмудова дальше: «армянские католикос и главы общин
обращаются с просьбой к Джахан-шаху - правителю Кара-Коюнлу предоставить им
прибежище на землях Западного Азербайджана, ныне называемых Арменией.
Джахан-шах удовлетворяет просьбу армян, предоставляя в 1441 году для Армянской
церкви в виде престола Эчмиадзин, куда и был переведен армянский католикосат из
Киликии». Мы не думаем, что новому «отцу истории» Махмудову-Геродоту можно
сообщить что-то новое, но и ему, Махмудову-Геродоту, следовало бы знать, что
Эчмиадзин являлся престолом Армянской церкви с первых лет IV века, хотя
Махмудов и тут наверняка скажет, что еще тогда армяне воспользовались
«попустительством местных азербайджанских правителей» и «стали скупать у
азербайджанского населения земли и постепенно поселять сюда армян».
По Махмудову: «…второй этап арменизации наступил с приходом
в регион царской России, когда началось массовое заселение региона армянами,
насильственная христианизация и изгнание азербайджанского населения,
продолжавшееся в 19-20 вв. и в советское время вплоть до распада СССР». У него
вызывает смех то обстоятельство, что «ныне армянские идеологи национализма
называют азербайджанцев «кочевниками и пришельцами». Он «честно» призывает
армянских историков «прекратить эту глупую пропаганду, иначе мы напомним
армянской стороне о том, кто является пришельцем на землях нынешней Армянской
Республики, тем более что у нас хранится большое количество документов и
переписки средневекового и более позднего периода о том, как заселялись
армянами азербайджанские земли, ныне называемые Арменией. Армяне, кажется, уже
позабыли, каким образом и при каких условиях их предки в недавнем прошлом
попали на азербайджанские земли и в город Иреван - ныне Ереван». Лож за ложью,
нагроможденные друг на друга, все больше и больше усиливают ощущение абсурда от
слов «историка», но подобное в Азербайджане давно стало государственной
идеологией. Кто кого призывает и к чему? Смешно, не так ли? Творя свою историю
в течении тысячелетий, армяне не могли и предполагать, что несуществующий до
начала 20 - го века Азербайджан будет претендовать на земли, упоминаемой всегда
и во всех источниках, Армении, северо-восточной границей которой в Закавказье
являлась река Кура (включая все междуречье Куры и Аракса), а азербайджанские
«ученые» объявят армян «переселенцами недавнего прошлого». Чем история не
шутит? Оказывается, что в данном случае она шутит Махмудовым - «потомком» и
«носителем» культуры создавших историю Азербайджана «представителей различных
народов и религий». А ведь на землях нынешнего Азербайджана (Баку, Сумгаит, Шамахи,
Гандзак-Кировабад-Гянджа, Шаки и тд.) жили сотни тысяч армян, значит, есть и их
заслуга в создании истории «Азербайджана».
Действительно, «неповторимый путь развития»!
Пользуясь случаем, призываем махмудовых не доводить все до
абсурда, не идти против фактов, не заниматься ерундой. Пора взяться за ум, пора
стать честными. Те сотни азербайджанских исследований, в перед которыми
изначально поставлена задача доказать недоказуемое, ничего не стоят, никто их
не читает. Конечно, кроме азербайджанцев! А это значит, что они обманывают сами
себя! Noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.