Главная » 2011 » Февраль » 5 » Внешнеполитический курс Турции все чаще именуется "неоосманизмом"
Внешнеполитический курс Турции все чаще именуется "неоосманизмом"
02:04
Analitika.at.ua. Армянский президент в последних своих выступлениях также
употребляет этот термин.
В 2001г. Ахмет ДАВУТОГЛУ (тогда еще заведующий кафедрой
международных отношений в университете Бейкент и приглашенный преподаватель на
кафедре международных отношений в университете Мармара) опубликовал книгу
"Стратегическая глубина - международное положение Турции", в которой
обосновывал необходимость возврата Турцией утраченного влияния на "бывший
османский мир".
Показательно, что профессор философии афинского университета
Христос ЯННАРАС посоветовал всем гражданам Греции прочитать это исследование,
"если они заинтересованы в сохранении своей страны". Он подчеркнул:
"Ахмет Давутоглу высказывает претензии на значительную часть нашего
государства… Я никогда не читал книги, в которой столь впечатляюще и доходчиво
доказывалась бы стратегическая важность Эгейского моря и Кипра. Давутоглу очень
хорошо знает, чего хочет".
В своем исследовании Давутоглу утверждал: необходимо
проводить более самостоятельный внешнеполитический курс и исходить из того, что
понятие "объединенная Европа" в политическом смысле – виртуально. Он
писал: "Как перед Османской империей не было единого Запада, так и перед
Турцией не будет единой Европы. Имеется лишь сильная традиция европейской
дипломатии, которая всегда подкрепляется сильными национальными стратегиями,
обладающими потенциалом подготавливать почву и прокладывать путь для
международных конфликтов и столкновений интересов в Европе. Подобное положение
требует от Турции тонкой дипломатической настройки в отношениях как с ЕС в
целом, так и с его членами".
В какой форме европейским (в частности) державам может быть
продемонстрирован турецкий интерес? Симптоматично следующее заявление
Давутоглу: "Великие державы наблюдают за этим с растерянностью. Прежде
всего Франция пытается понять, зачем мы работаем в Африке. Я уже дал поручение:
в какую бы африканскую страну ни поехал Саркози, нужно чтобы каждый раз,
поднимая глаза, он видел здание турецкого посольства, турецкий флаг. Я дал
указание арендовать посольства в самых лучших местах".
Есть, конечно, и другие демонстративные формы. Например, в
ноябре 2009 года турецкий премьер Эрдоган, пригласив суданского лидера в
Стамбул на участие в саммите Организации исламской конференции, сделал
симптоматичное заявление: "я предпочитаю встретиться с Баширом, чем
обсуждать вопрос убийства мирных арабских граждан с израильским премьером
Нетаньяху". Он уже обвинил Израиль в совершении преступлений "более
страшных, чем суданский президент Омар Аль-Башир", заочно осужденный
Гаагским международным трибуналом за преступления против человечности в
Дарфуре.
Нацеленность Турции усилить позиции на территории бывшей
Османской империи (а это, согласно турецким аналитикам, около семидесяти
современных государств), естественно, не может пройти незаметно. Причинами
подобного стремления интересовался, например, экс-президент США Билл Клинтон на
встрече с главой турецкого внешнеполитического ведомства. Показателен ответ
Давутоглу: "Обведите на карте вокруг Турции круг диаметром 1000 км - в
него попадет 20 стран, обведите круг диаметром 3000 км - в него попадет 70
стран. А сколько стран попадет в такой круг вокруг США? Турция будет
интересоваться своим окружением".
Известно также следующее заявление Ахмета Давутоглу (перед
членами правящей Партии справедливости и развития): "Существует наследие,
оставленное Османской империей. Нас называют "неоосманами". Да, мы
"новые османы". Мы вынуждены заниматься соседними странами".
На основании перечисленных выше принципиально новых
тенденций сегодня и выдвигаются суждения о постепенном отходе политического
руководства Турции от пантюркистской идеологии и приближения к панисламистской
или "неоосманистской". Не углубляясь в полемику, отметим лишь, что к
нашему случаю этот вопрос имеет косвенное отношение, так как по отдельно
взятому армянскому вопросу позиции Турции и Азербайджана идентичны и лишь в
худшем случае обнаруживают определенные тактические отличия.
Например, в феврале прошлого года при Совете министров
Турецкой Республики был учрежден Департамент по делам тюрков зарубежья, а уже в
августе на встрече глав МИД тюркоязычных стран в Бодруме турецкий министр Ахмет
Давутоглу подчеркнул: "Страны, говорящие на одном языке, исповедующие одну
религию и единые ценности, должны выработать и общую политику".
Достаточно процитировать выступление премьер-министра
Эрдогана на церемонии подписания в сентябре 2010г. в Стамбуле
турецко-азербайджанского соглашения о создании Совета стратегического
сотрудничества: "Мы покоряем желаемую цель и даже вершину в
турецко-азербайджанском сотрудничестве, которое президент Азербайджана покойный
Гейдар Алиев определил как "одна нация, два государства", пишем новую
страницу истории. Мудрое изречение уважаемого Алиева приобрело новый смысл
благодаря Декларации о стратегическом партнерстве на высоком уровне, которую мы
подписали с моим уважаемым братом Ильхамом Алиевым. Совет стратегического
партнерства на высоком уровне одновременно является свидетельством нашей
решимости нести вперед знамя, переданное нам Ататюрком, который сказал:
"Радость Азербайджана - наша радость, горе его - наше горе".
Таким образом, политика Анкары и Баку – это два полюса
единой пантюркистской оси, которая объединяет как младотурецкие, так и
кемалистские лозунги. Иными словами, армянское направление сглаживает все
"внутритюркские противоречия", нивелирует "контрасты в
амбициях", образно говоря, панисламизм и паназербайджанизм смыкаются
именно на пантюркизме. Арис КАЗИНЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.