Воскресенье, 22.05.2022, 09:43
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Февраль » 24 » Внешний фактор
Внешний фактор
00:12

Analitika.at.ua. В настоящее время "судороги глобального кризиса" сильнее всего проявляются в странах арабского мира. Особая этнокультурная специфика этого огромного региона сужает спектр наиболее распространенных толкований; подавляющее большинство исследователей вставляют свои версии происходящего в панарабистский и даже панисламистский контекст.

 

"НЕУЖЕЛИ ЦЕНТР РЕВОЛЮЦИИ, МОДЕРНИЗАЦИИ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОНСОЛИДАЦИИ перенесется на Арабский восток и XXI век станет веком арабов?" - задается вопросом социолог Владимир Коробов. По его мнению, "все новые сообщения с Востока свидетельствуют о том, что пожар революции разрастается и события разворачиваются по радикальному сценарию. Арабский восток неумолимо вслед за Ираном возвращается к своим фундаментальным ценностям. Может быть, это даже не возвращение, а возникновение нового (если победит революция) исламского арабского государства, способного поспорить с мировыми центрами силы".

 

Американский публицист и издатель Михаэль Дорфман считает, что "в арабском мире происходит давно предсказанный неоконсерваторами "эффект домино", как раньше он произошел в советском блоке и Латинской Америке". Он придерживается того мнения, что западная цивилизация уже давно не западная, а глобальная. Антизападные тенденции, по утверждению публициста, не являются оригинальной альтернативой, а лишь реакцией на различные аспекты этой цивилизации и, следовательно, хорошо укладываются в ее рамки. "Фундаментализм, по сути, является радикальным, а во многих аспектах и революционным движением, черпающим из Корана обоснования для своих актуальных и радикальных общественных идей".

 

Главный вопрос, по мнению профессора культурологии из Свободного университета в Берлине Ларисы Бельцер-Лисюткиной, можно сформулировать следующим образом: "Сложится ли в ближайшее время единый антизападный фронт исламских стран? Впрочем, ответа на этот вопрос у меня нет. Пока можно наблюдать только то, что во всех этих странах есть влиятельные силы, выступающие за такую позицию. Но не менее влиятельны и их противники. В том же Иране последнее слово еще отнюдь не сказано. Исламизированным массам противостоят прозападные элиты и средний класс. Идет процесс размежевания политических лагерей и создания политических систем. Чем он завершится, в какой фазе наступит стабилизация исламского мира, будет ли этот мир политически единым или в нем будут продолжаться скрытые и явные процессы брожения, это пока открытый вопрос".

 

По мнению большинства исследователей, в глобальном смысле речь идет о восстании против неоколониализма под антиамериканскими, антиевропейскими и антиизраильскими лозунгами. "Израиль с волнением наблюдает за разворачивающимися событиями, для этой страны есть реальная угроза оказаться в окружении исламских, недружественных стран, а значит, существует угроза новой опасной войны или военного противостояния", - заключает социолог Владимир Коробов.

 

КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТИ ПРОЦЕССЫ МОГУТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА АРМЕНИЮ? Ведь нельзя исключить возможность того, что к власти в ряде арабских государств могут прийти радикально настроенные исламистские силы, представители которых воевали против армянского народа в Карабахской войне.

 

В первую очередь это угроза формирования общего негативного фона в отношении Армении как государства, находящегося в конфликте с исламскими странами и "отторгнувшего" исламские земли. Не секрет, что Турция и Азербайджан изначально стремились придать армяно-азербайджанскому противостоянию характер "джихада" и тем самым подчинить панисламизм идее пантюркизма и ставшего его неотъемлемой частью паназербайджанизма. Подобный курс не был поддержан большинством арабских стран и Ираном. Однако исключить возможность того, что с приходом к власти в ряде стран представителей радикальных структур ситуация может измениться, нельзя. Тем более с учетом происламистского характера правящей в Турции политической элиты и ее усилий поддержать именно радикальный фронт арабских революций. Кроме того, азербайджанское руководство само работало и продолжает работать в пантюркистском, панисламистском и даже панкавказском направлении.

 

В частности, на панисламистском векторе, как правило, озвучивается один и тот же тезис, призывающий "освободить святые земли от неверных". В качестве примера процитируем абзац из выступления Гейдара Алиева на состоявшемся еще в декабре 1998 года международном форуме "Исламская цивилизация на Кавказе": "Территория, называемая сегодня Арменией, - это Западный Азербайджан, это Иреванский, Гейча, Зангибасарский, Зангезурский махалы – все это было местом проживания азербайджанцев, мусульман… Не думаю, что ислам на этой земле стерт навеки. Ислам опять вернется туда, где был. Я верю, что хозяева этой земли – мусульмане, азербайджанцы вернутся туда. Поэтому эти земли никогда нельзя стереть с карты ислама".

 

В КОНТЕКСТ БРАТСТВА МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ КАВКАЗА ВПИСЫВАЕТСЯ УЖЕ ПАНКАВКАЗСКИЙ ТЕЗИС, который просматривается на фоне активизации усилий по удержанию северокавказского фактора в перспективной войне против Армении. Алиев готов был воспользоваться любым удобным случаем, каким, например, стал торжественный вечер, посвященный двухсотлетию Шамиля: "Мы в Азербайджане считаем шейха Шамиля героем борьбы за национальную свободу народов всего Кавказа. Одной из самых значительных сторон борьбы шейха Шамиля является то, что она объединила кавказские народы, сделала их солидарными, сроднила… Мы принадлежим одной религии. Исламская религия, ее моральные ценности, обычаи и традиции веками объединяли наши народы, укрепляли дружбу и братство… Но Армения совершила агрессию против Азербайджана, нанесла нашей республике очень большой урон. 20% территории оккупировано вооруженными силами Армении. Более одного миллиона азербайджанских граждан насильственно изгнаны из мест проживания, живут в палатках. Все это удар, нанесенный единству Кавказа".

 

Иными становятся акценты Алиева в плоскости пантюркизма. Например, выступая в 1997 году в Великом национальном собрании Турции, он заявил: "…Попытка отторгнуть Нагорный Карабах от Азербайджана и присоединить его к Армении – это агрессия не только против Азербайджана. Несбыточная мечта армян – это мечта о "Великой Армении". Эти грезы вам хорошо известны. Это также претензии на земли Турции. То есть хочу сказать, что начатая Арменией в 1988 году агрессия по захвату Нагорно-Карабахской области Азербайджана не случайна. Повторяю, это мечта о "Великой Армении".

 

Таким образом, возможный приход к власти в ряде арабских стран исламистских структур создаст потенциальную угрозу армянской безопасности. В этом отношении международные усилия, направленные на предотвращение прихода к власти радикалов, объективно соответствуют интересам Армении. Арис КАЗИНЯН, golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 757
Календарь новостей
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru