В Арцахской войне активная фаза боевых действий завершилась
в 1994 году. С тех пор идут переговоры с целью нахождения взаимоприемлемого
решения Арцахского конфликта. Для чего нужны переговоры, что могут ожидать от
них армянская и вражеская стороны? Является ли достижение компромиссного
решения истинной целью переговоров? В какой мере нахождение компромиссного
решения может быть удовлетворительным для армянского народа?
Предполагается, что между конфликтующими сторонами в
результате переговоров должно быть найдено решение Арцахского конфликта,
относительно удовлетворяющее обе конфликтующие стороны. По крайней мере, именно
этот тезис официально декларируется всеми участниками переговорного процесса.
Причём, предполагается, что обе стороны должны пойти на определённые уступки,
иначе нахождение компромисса в принципе будет не возможным. Уступки, дающие
возможность компромиссного решения конфликта, для нашей стороны подразумевают
сдачу врагу определённых исторических армянских территорий Сюника и Арцаха.
Понятно, что о Кашатахе и Карвачаре речи в принципе не может быть, так как оба
этих района являются буферными между Республикой Армения и той частью
Республики Арцах, которая ранее была включена в состав НКАО.
Сценарий – часть освобождённых территорий в обмен на
независимый статус, на сторонний взгляд, может показаться приемлемым для нашей
стороны. А почему бы и нет? Благодаря этому мы можем добиться международного
признания Республики Арцах и деблокирования коммуникаций. Действительно, такой
сценарий позволил бы решить проблему, если бы не существовало «подводной» части
этого вопроса. А подводная часть этого айсберга весьма значительна, и
называется она – Турецкая республика.
На сегодняшний день уже стало очевидным, что ведущие
европейские страны отказывают Турции во вступлении в ЕС. По этой причине, пока
ещё не отказываясь от идеи о вхождении в ЕС, Турция разрабатывает и
осуществляет новое стратегическое направление развития страны, направленное на
Ближний Восток и Малую Азию. Более того, это государство создаёт свой
собственный мир, в противовес объединенной Европе. В целях усиления своего
влияния на Европу, Турция стремится проложить через свою территорию максимально
большее количество различных газо- и нефтепроводов. И в этом новом
мусульманском мире, Турция видит себя как одну из доминирующих государств.
Таким образом, изменив приоритет в направлении стратегической ориентации страны
с европейского на малоазийское и ближневосточное, турецкое руководство
стремится не только получить огромный простор для экономического и
политического развития, но и, что очень важно, решить курдскую проблему. Ибо в
случае, если Турции удастся стать доминирующей в регионе силой, шансы на успех
курдского национально-освободительного движения, стремящегося к созданию
независимого Курдистана, резко упадут. Кроме того, укрепление выше обозначенных
позиций в Малой Азии и на Ближнем Востоке, несомненно, повысит возможность
оказания давления со стороны Турции на Европу.
В любом случае, для обоих армянских государств важным во
всех этих пертурбациях является весьма существенное изменение акцентов
стратегического направления развития Турции с европейского на создание своего,
малоазийского и ближневосточного, подконтрольного исключительно ей полюса силы.
Естественно предполагать, что Азербайджанская республика в этих планах Турции
может играть не маловажную роль. Думаю, нет особых сомнений, что именно Турция
в этом тандеме будет играть ведущую роль. Она будет делать всё возможное, чтоб
увеличивать своё влияние на Азербайджан. Этот процесс весьма успешно
осуществляется на сегодняшний день, начиная от строительства железной дороги
Карс – Баку через Грузию, и заканчивая недавним заключением военного договора
между Турцией и Азербайджаном. Кстати, именно в этом контексте можно ответить
на вопрос об ожиданиях турецких сторон от переговоров. Ответ простой.
Переговоры им нужны для полноценной подготовки к полномасштабной войне с
армянскими государствами с целью полной их ликвидации. Мне могут возразить, что
у Армении есть договор с Россией, подписанный в прошлом году и гарантирующий
вмешательство России в гипотетическую войну на армянской стороне. Однако в
свете катастрофически мощного роста ксенофобских и неонацистских настроений в
России, вряд ли в этой стране найдется правительство, способное отдать приказ
российским войскам вступить в войну на стороне армян, при этом понимая
неизбежность человеческих потерь с российской стороны. Это означает, что
армянская сторона должна надеяться исключительно на себя, на свой народ, на
своих солдат и офицеров. Другое дело, что военный союз между Арменией и Россией
должен весьма положительно сказаться на развитии ВПК Армении и на оснащении
армянской армии.
Повторное допущение на освобождённые территории вражеских
войск и азербайджанского населения, новая деарменизация этих областей, чреваты
огромными военными и психологическими последствиями для нашего народа и наших
государств. Даже если мы отринем от себя мысль об аморальности сдачи исконно армянских
земель врагу, забудем о своих предках, живших, защищавших эти земли и
похороненных в них, есть ещё и практическая сторона дела. Такой сдачей мы
своими же руками уменьшим и без того небольшой ареал обитания своего народа.
Нет никаких оснований предполагать, что враг, вернув под
свой контроль эти территории, не использует их для дальнейшей экспансии в
направлении армянских государств. И есть все основания предполагать, что эти
территории будут использованы врагом для дальнейших атак на Армению.Именно эта логика позволяет предполагать, что
истинной целью переговоров не является решение Арцахской проблемы.
Государства, непосредственно или опосредованно участвующие в
переговорном процессе, делятся на несколько групп, имеющих общие или близкие
интересы в регионе (о турецких государствах были было сказано выше). Цели
европейских стран могут быть сведены к защите своих экономических интересов и
поэтому они будут ярыми противниками возобновления военных действий.
Соединенные Штаты же, в свою очередь, имеют как экономические интересы в
регионе, причём гораздо более глобальные, чем европейские, так и
геополитические, связанные не просто с доступом к иранским и каспийским
углеводородам, но и с новой геополитической архитектурой «Нового» Ближнего
Востока. И, что особенно важно для нас, американские интересы напрямую могут
быть взаимосвязаны с изменением вектора развития Турции. В случае с США нельзя
однозначно быть уверенным в том, что новая война в Арцахе не может быть выгодна
американцам, так как, в отличие от европейцев, факторов, влияющих на принятие
решения американцами о мире или начале войны несколько.
Необходимо учесть ещё одного весьма крупного игрока в этой
игре – Россию. Понятно, что ввод ещё одной переменной в лице Российской
Федерации в уравнение только осложняет возможность его решения. Приходится
смириться с мыслью, что все утверждения о невозможности новой войны в Арцахе
необоснованны. Как раз наоборот, возобновление боевых действий, на мой взгляд,
практически гарантировано. Вопрос лишь во времени.
Но вернёмся к Турции. Есть ли место для нашей страны в этом
новом, пока ещё гипотетическом, турецком мире? Способна ли Турция отнестись к
территориям армянских государств полностью безразлично, как если бы площадь,
занимаемая ими, была бы внутренним морем? То есть, могут ли армянские
государства стать совершенно индифферентными или даже дружественными по
отношению к турецким, в случае достижения консенсуса с Азербайджаном по
Арцахскому вопросу? Ответ очевиден. Для обоих турецких государств уничтожение
армянской государственности является крайне важной необходимостью. Причем,
совершенно не важно, будет ли это сделано военным либо демографическим путем. В
противном случае, внутри этого нового протурецкого мира будет находиться
государство, могущее стать базой для антитурецких действий других государств,
способных разрушить новый турецкий региональный порядок.
Кроме того, сама армянская государственность способна начать
проявлять идеологическую и военную агрессивность против турецких государств.
Так почему же армянские государства не могут принять правила турецкой игры и
жить в мире с теперь уже бывшими врагами? Дело в том, что принятие турецких
правил игры подразумевает полный отказ от своей армянской идентичности. Это то,
от чего на протяжении всей многотысячелетней истории армянского народа
отказывались наши предки, предпочитая сражаться и если необходимо погибать, но
не терять свою национальную идентичность.
Расстановка сил такова, что турецкие государства понимают
своё суммарное экономическое и демографическое преимущество над Арменией. Так
почему они должны идти на мировую с врагом? Ответ, опять-таки, очевиден. Они не
пойдут на компромиссы. Они будут всеми правдами и неправдами стремиться
уничтожить нашу государственность.
Если и в этом случае логика рассуждений верна, то это
означает, что Азербайджан упорно не будет соглашаться ни на какие компромиссы,
а автономия, предлагаемая Азербайджаном для арцахских армян, это, по сути
своей, предложение о полной капитуляции, с пролонгированной депортацией
армянского населения края. А это, в свою очередь, явится великолепным
плацдармом для дальнейшего уничтожения Армении как государства. Даже если
предположить, что под мощнейшим международным давлением стороны будут вынуждены
принять согласиться на компромиссное решение, мир в регионе будет чрезвычайно
хрупок. Азербайджан будет наращивать свой военный и экономический потенциал и
рано или поздно турецкие государства атакуют Армению. Так, спрашивается, зачем
нам идти на компромиссы, если войны не избежать? Да и нужно ли её избегать? И
хотим ли мы её избежать?
Таким образом, мы вынужденысделать вывод о невозможности решения Арцахского конфликта при помощи
переговорного процесса на основе достижения консенсуса. На сегодняшний день
Арцахский конфликт имеет исключительно военное решение. Если бы стало возможно
вывести из игры Турцию, оставив один на один Армению и Азербайджан, то решение
Арцахскго конфликта давно уже было бы найдено, и, замечу, без всякого
компромисса с нашей стороны.
Очевидно, что вероятность начала войны с Азербайджаном,
самым решительным образом поддерживаемым Турцией, чрезвычайно высока. Такая
высокая вероятность начала полномасштабных военных действий фактически обоих
турецких государств против армянских государств, против всего армянского
народа, направленная на полное и окончательное уничтожение армянской
государственности, должна накладывать особую ответственность на весь армянский
народ и, в частности, на руководство страны, на офицерский и рядовой состав
армии. Каждый из нас, будь он эмигрантом или жителем Армении, представителем
власти или простым человеком, представителем мирных профессий или
профессиональным военным, обязан в такой крайне экстремальной ситуации отдавать
все свои силы и возможности на укрепление армянской государственности и
армянской армии. До самых глубин нашего мозга, нашей души должна дойти
непререкаемая истина: в случае начала войны мы обязаны добровольно встать в
ряды защитников Отечества; ни при каком стечении обстоятельств мы не имеем
права отступать; мы не имеем никакого права на компромисс с врагом. Мы обязаны
победить, вне зависимости от цены, которую придётся заплатить за победу. Мы
должны понимать, что цена будет очень высока во всех отношениях, но мы обязаны
будем её заплатить, в противном случае, перефразируя выражение Монте Мелконяна,
мы закроем последнюю страницу армянской государственности. Армен КОЦИНЯН, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.