Analitika.at.ua. Осмысление и понимание масштабных явлений требует
времени. Чтобы понять и оценить динамику развития арцахской проблемы,
насчитывающей уже несколько десятилетий, недостаточно принимать во внимание
последние несколько лет и тем более месяцев. Подобный взгляд и сделанные выводы
оказываются некорректными. Сегодня уже можно говорить о политическом и
историческом опыте армянского народа, приобретенном им в борьбе за освобождение
Арцаха, а также о некоторых выводах, один из которых говорит о
бесперспективности попыток давления на Армянский мир (Ашхар) с целью принудить
его отказаться от плодов арцахской победы. Для внешнего мира оказывается все
сложнее просчитать реакцию армянства, которое, как показала практика, в
состоянии разглядеть в тумане недоговорок, полунамеков и многословия
информационных площадок, политиков и дипломатов угрозу армянским национальным
интересам и сформировать адекватный отклик.
Попытки надавить на армянскую сторону раз за разом приводят
не только к пробуждению армянства, но и более ясному пониманию того, что
арцахская проблема является частью общего Армянского вопроса. Результатом
общественной активности становится уточнение позиций и более четкое понимание
экспертным сообществом, политиками и общественными деятелями того, в каких
терминах и понятиях должна обсуждаться проблема Арцаха. Возможно, даже не
отдавая себе отчета, армянство за прошедшие десятилетия сумело избавиться от
ряда ложных или ставших неадекватными понятий и подходов, в рамках которых
происходило развитие арцахской проблемы. Армянское общество практически
полностью отказалось от таких терминов, как «пояс безопасности», «территории
вне Нагорного Карабаха» и т.д., перейдя к тем, которые отражают реальную
действительность – «освобожденные территории», «территория НКР».
Другим позитивным примером может служить так называемая
«проблема карт». До недавнего времени в армянском информационном пространстве
довольно часто можно было встретить карты, на которых Арцах ассоциируется с
НКАО. Такое положение дел и ситуация были приемлемы в начале 90-х, но не
сегодня. Начавшись как инициатива активных граждан Арцаха и Республики Армения,
потребовавших отказа от «карт НКАО», волна перемен, преодолевая преграды и
инерцию, смогла стать общим трендом. Результатом стал отказ большинства
армянских масс-медиа – вне зависимости от их политических предпочтений и
симпатий – от «старых карт» советского периода.
Приведенные выше примеры показывают, как армянство незаметно
для текущего политического анализа и сознания выдавливает из армянской среды
ставшие неадекватными термины и понятия. Конечно же, на процесс очищения влияет
внешнеполитический контекст, однако решающую роль все же играет политическое
созревание армянства, которое учится различать сиюминутные процессы и явления
от жизненно важных национальных интересов. Изменения в армянском обществе в
конечном счете вынуждают политиков изменить свою позицию, переходя к новым
терминам и понятиям.
Использование правильных терминов и понятий является
критически важным, так как применение ошибочных со временем приобретает
собственную инерцию, преодоление которой становится отдельной задачей. Для
действующего политика, государственного деятеля, журналиста война терминов и
понятий может показаться второстепенной и несущественной, однако на самом деле
она на многие годы и десятилетия определяет тенденции и тренды. Используя в
качестве кирпичиков некорректные термины и понятия, внешние центры силы
разрабатывают базовые принципы и фрейм, использование которых не может не
привести к результатам, противоречащим армянским национальным интересам. И если
в начале арцахского этапа армянского национально-освободительного движения в
силу отсутствия дипломатического и политического опыта такие ошибки были
неизбежны, сегодня они уже недопустимы. Помимо вышеприведенных, можно упомянуть
также такие термины и понятия, как «азербайджанские беженцы», «азербайджанская
община Карабаха», «будущий референдум по статусу Карабаха», «промежуточный
статус», на основе которых выстраивался фрейм и базовые принципы Мадридского
процесса.
И если вышеперечисленные термины и понятия в той или иной
степени являются уже частью истории, этого нельзя сказать о формирующейся на
наших глазах ложной концепции, касающейся заселения освобожденных в результате
арцахской войны территорий. Сама необходимость заселения, которая должна стать
стратегической задачей армянства в XXI веке, не может быть предметом дискуссий
и не подлежит сомнению. Речь о другом. В последнее время все чаще и чаще можно
встретить точку зрения, высказываемую как общественными, так и политическим деятелями,
что без заселения освобожденных территорий армянский народ их потеряет: «Если
территории будут безлюдны, у нас не будет аргументов, почему мы должны владеть
ими», «Пустующие земли приведут к тому, что мы будем вынуждены отдать их» и пр.
Во всех подобных высказываниях происходит незаметная подмена
понятий и проблем, когда заселенность, экономическое освоение и пр. становятся
аргументом для вынесения суждений о судьбе той или иной части армянской земли.
Незаметно для Ашхара ему внушают возможность утраты когда-то потерянной в
течение веков и возвращенной армянским воином части Родины. Такие мнения должны
пресекаться в самом зародыше. Какие-либо рассуждения и оправдания того, почему
армянские земли могут быть сданы, просто недопустимы.
Армянскому политическому и общественному сознанию надо
восстанавливать утерянное в веках государственное мышление и инстинкт, который
исключает проведение какой-либо границы и различий между армянскими землями,
вне зависимости от того, когда они были или будут освобождены. Нет и не может
быть какой-либо разницы между Гадрутом или Карвачаром, Ваном или Карином. Любые
«дискуссии», само предположение о возможности новых территориальных потерь
должны рассматриваться как национальное предательство. Это одна из аксиом
Ашхара, и говорить о каких-либо политических и тем более экономических
аргументах, согласно которым она должна быть нарушена, недопустимо.
Аргумент возможности сдачи освобожденных территорий в силу
отсутствия на них достаточного населения является ложным и вредным. Вне
зависимости от того, насколько заселены освобожденные территории, возможность
их сдачи должна рассматриваться в тех же терминах и в рамках той же логики, что
и сдача центра Еревана или высокогорных сел Сюника или Лори. Любой другой
подход, попытки различить какие-то «нюансы» между Ковсаканом, Гюмри или
Ереваном должны пресекаться.
Дьявол, как известно, кроется в деталях, и через незаметные
для обыденного сознания различия и трещины в подходах и оценках касательно
армянской земли в общественное, а затем и политическое сознание проникают
ложные концепции и взгляды. Армянские политики и общественные деятели должны,
наконец-то, смириться с тем, что армянская земля для армянина одинаково
бесценна, вне зависимости от того, насколько она заселена, какова ее
экономическая или какая-либо другая ценность и привлекательность. Армянская
мощь и власть – политическая, военная, экономическая – зиждется на духовном
базисе, неотъемлемой частью которого является Армянское нагорье, колыбель
армянской цивилизации. Понимание абсолютной ценности земли, невозможности и
недопустимости каких-либо дискуссий вокруг ее сдачи должно стать первым шагом к
переходу армянского политического сознания на новый уровень своего развития.
Может ли армянство потерять освобожденные территории?
Отвечая утвердительно и обосновывая свой ответ слабостью армянской экономики,
фатальными демографическими трендами и пр., надо четко понимать, что речь в
данном случае идет о системных проблемах и кризисе армянского общества и
государственности. Результатом провальной социально-экономической политики
станет не просто утрата части армянских земель, но государственности и
суверенного права на будущее. В проблеме освоения освобожденных территорий, как
в капле воды, отражаются системные проблемы армянского общества XXI века, как в
свое время падение Карса стало результатом глубинных проблем и болезней Первой
Республики.
Может ли Армения проиграть в будущих войнах, результатом
чего станет потеря Арцаха или какой-либо другой части Армении? Понимание
серьезности вызова, перед которым стоит Ашхар, и того, что речь идет об
абсолютных категориях, должно помочь осознать недопустимость такой
формулировки. Имеет ли право Армения и армянская государственность в XXI веке
проиграть войну? Имеет ли Армения право на слабую экономику и несправедливое
общество? Однозначно отрицательный ответ должен помочь идентифицировать
действительные проблемы армянства, вместо того чтобы искать ответы на
некорректно сформулированные вызовы и угрозы. Рачья Арзуманян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.