Analitika.at.ua. Слезливые сообщения о кладбище, разрушенном кладбище в
селе Гызылгач Казахского района Азербайджана, стали в азербайджанских СМИ уже
своего рода "жевательной резинкой". Липкой такой и противной. Нет
сомнений в том, что разрушение кладбища есть чудовищный вандализм, которому нет
и не может быть оправдания. Но наши соседи, в своих лучших традициях (точнее -
в худших), снова начали истерически наскакивать на армян, обвиняя их в том,
чего на самом деле не было, да и быть не могло.
Во-первых, вандализмпо отношению к кладбищам -это
дело самих азербайджанцев, здесьони
сильно преуспели. Вспомним хотя бы уничтожение хачкаров и полное осквернение
старого армянского кладбища в Джуге (Нахичеван). Во-вторых, как армяне могли
попасть в Гызылгач, если это село - а значит, и сельское кладбище - находится
на территории, подконтрольной азербайджанским аскерам? А как "бдительно и
чутко" эти аскеры охраняют линию соприкосновения, разделяющую
дислоцированные на границе армянские и азербайджанские части, те же
азербайджанские СМИ восхваляют постоянно.
Даже с учетом неоднократных расстрелов своих же сограждан
при переходе линии фронта (эти случаи регулярно сваливали сначала на армянских
солдат, хорошо хоть потом признались, что тут все же "поработали"
свои солдатики). Получается театр абсурда. Азербайджанским горе-режиссерам,
стряпающим дешевые провокации, и в голову не приходит, что армянским военным ни
к чему незаметно проникать за линию фронта, осквернять азербайджанское кладбище
и так же незаметно возвращаться обратно.Они бы уж первым делом уничтожили какой-нибудь военный или
стратегический объект (аэродром, железную дорогу, газопровод, склад боеприпасов
и т.п.). На худой конец - установили бы христианский крест на здании Казахской
мэрии или регионального армейского штаба.
Еще более маразматичными являются ежедневные сообщения о
нарушении армянскими Вооруженными силами режима перемирия. Господа азеры, здесь
вы перегибаете свою же палку! Ведь если, согласно вашим декларациям, у
армянской армии не хватает средств на закупку продовольствия и обмундирования,
не говоря уж о военной технике, то как же ей каждый раз удается провоцировать
"сильную и могучую" азербайджанскую армию? Дешевые провокаторы
совершенно не в ладах с элементарной логикой. И от всего этого, откровенно
говоря, густо несет дезухой...
Между прочим, недавно Европарламент принял резолюцию,
осуждающую уничтожение армянских памятников в Нахичевани. Отмечена неприемлемость
разрушения Азербайджаном армянских хачкаров (если кто еще не знает - это
каменные стелы с инкрустированным крестом), причисленных к общемировому
культурному наследию. Естественно (хотя что тут естественного?!), в связи с
резолюцией Европарламента азербайджанский МИД не преминул выступить с ответным
заявлением, в котором выразил протест по поводу данного решения.
- Имея в своей основе классические традиции культуры
армянских хачкаров, Джуга, благодаря своему исключительному
экономико-культурному, географическому и политическому положению и роли в
известной степени внесла инновации в иконографию, орнамент и частично семантику
хачкаров,- говорит доктор исторических наук, археолог Гамлет Петросян.- Такое
беспрецедентное развитие искусства хачкаров в Джуге явилось результатом
экономико-культурного подъема, пережитого этим поселением в XV-XVI вв.
благодаря транзитной торговле шелком. Однако этот подъем трагическим образом
был приостановлен насильственным переселением, организованным согласно указу
правителя Персии Шаха Аббаса, а затем - поджогом и разрушением города. В XVII
веке в Джуге имелось 10 тысяч хачкаров, а к ХХ веку осталось лишь около 3
тысяч. Эти последние хачкары были уничтожены в конце 2002 года в результате
варварства, организованного правительством Азербайджана. А в декабре 2005 года
азербайджанские вооруженные формирования тяжелыми молотами расщепили последние
осколки хачкаров и, перевезя их на машинах, свалили в Аракс. Это преступление
было заснято с иранского берега и распространено по всему миру.
По оценке ученого, культура хачкаров Джуги важна не только
для наследников и исследователей армянской культуры, но и для носителей и
исследователей мусульманской, персидской, европейской культуры, и даже культуры
Юго-Восточной Азии. Эти памятники являлись ценным источником для изучения
армянского, персидского, индийского, юго-восточного искусств и их
взаимовлияний. "Посягательство на любое проявление культуры,- подчеркивает
Г.Петросян,- уже само по себе - преступление против человечности. И тем более
непростительно злодеяние, вследствие которого перестают существовать ценности,
вмещающие в себя культурное многообразие и завоевания различных культур, а
следовательно и культурные ценности, отражающие диалог людей и народов".
В свою очередь, карабахский археолог Вардгес Сафарян
отметил, что практика уничтожения армянских памятников на территории
современного Азербайджана не является чем-то новым. Эту политику,
осуществлявшуюся на государственном уровне - когда сначала отчуждалось, а затем
присваивалось культурное наследство армян,- он характеризует как
"этноцид". "Программа присвоения культурного наследия Арцаха и
других районов исторической Армении, оказавшихся в составе Азербайджанской
ССР,- говорит ученый, - стала составной частью армянофобской политики
правительства Азербайджана с самого начала создания этой республики. После
того, как в 1936 году кавказских тюрок переименовали в азербайджанцев, они, по
сути, стали титульной нацией. Новоиспеченной нации нужна была история, нужно
было доказать свою «автохтонность» на данной территории. И поскольку
историческая «ниша» была занята, началось присвоение чужого культурного
наследства".
Вот так-то.А
всеостальное, в рамках убогих потуг, на
которые горазды деятели сАпшерона -
чистой воды мухлеж и демагогия. В том числе - и каспийской...
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.