Пятница, 29.03.2024, 12:02
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Май » 5 » Вопрос Нахичевана в актуальном поле дискуссии
Вопрос Нахичевана в актуальном поле дискуссии
00:10

Analitika.at.ua. Азербайджанские эксперты резко активизировались в последнее время на «нахичеванском направлении», предъявляя широкой общественности свои рассуждения по поводу Карсского договора 1921 года.

 

Можно предположить, что это произошло по сигналу из Анкары, которая устами своих высокопоставленных дипломатов в последнее время стала муссировать тему Нахичевана. Исходя из этого и дабы не вдаваться в бесконечные дискуссии с такими азербайджанским мыслителями как Вугар Сеидов, мы считаем, что вопрос Нахичевана должен решаться между Турцией и Арменией, а участие Азербайджана в этом деле не имеет смысла. Нахичеван в политическом и военном плане зависит от Турции, в экономическом и энергетическом аспектах – от Ирана. Вести дискуссию необходимо с теми силами, от которых реально что-то зависит. А так как от Баку в последнее время мало что зависит кроме поставок нефти и газа на внешние рынки, то мы ориентируемся на интересы собственно Турции вокруг Нахичевана.

 

Дабы дискуссия была не беспредметной, а содержала ссылки на соответствующие документы и факты, мы можем сказать следующее.

 

Секретный протокол предполагается имеющим место быть не к Карсскому, а к Московскому (российско-турецкому) договору 1921 года, основные положения которого, в том числе и по части Нахичевана, как известно, были фактически перемещены в текст Карсского договора. Соответственно, если такой секретный протокол к Московскому договору есть (просим заметить, что мы предполагаем наличие такого документа, а не констатируем его существование), то он будет относим и к положениям Карсского договора.

 

Московский договор предполагал некий срок своего действия, после которого стороны, т.е. Турция и Советская Россия, должны были или пролонгировать этот Договор, или считать его утратившим силу. Указывается возможный срок действия этого Договора в 25 лет, что и было зафиксировано в предполагаемом секретном протоколе к этому Договору.

 

Как известно, весной 1945 года со стороны Армянской ССР и Грузинской ССР Турции были предъявлены территориальные претензии и ультиматум о необходимости отвода её «войск и населения» до известных ей границ с тем, чтобы к марту 1946 года советские войска вошли на эту территорию. Если к 1921 году приплюсовать 25 лет, то получается именно 1946 год.

 

Озвучивая громкие заявления по своей ответственности к Нахичевану, Турция прежде всего беспокоится о своих интересах. Кстати, это уже имело место несколько десятилетий назад. Так, в справке «Нахичеванская АССР в советско-турецких договорах», подготовленной МИД СССР для ЦК КПСС 31 мая 1966 года отмечено следующее: «Характерно, что в своё время турецкое правительство решение ЦИК Азербайджана от 16 июня 1923 года о присоединении Нахичевани к Азербайджану квалифицировало как прямое нарушение соответствующих статей действующих договоров. В ноте МИД Турции от 25 июня 1923г., в частности, говорилось: «Это постановление Центрального Исполнительного Комитета Азербайджана является прямым нарушением 3-й ст. Московского договора от 16 марта 1921г. и 5-й ст. договора от 13 октября 1921г. (Карсский договор – прим. автора), подписанного также Россией. По указанию моего правительства я уполномочен довести до сведения правительства РСФСР, что Турция считает это присоединение недействительным вследствие того, что эта аннексия является явным нарушением вышеуказанных договоров, и что Турция решительным образом протестует против факта безоговорочного присоединения этой территории».

 

Турция стремится пресечь возможные в будущем шаги внешних акторов в сторону пересмотра её нынешних границ, линия прохождения которых на восточном направлении стала следствием Геноцида армян и навязанных армянскому народу неравноправных договоров. Даже в таких, казалось бы откровенно протурецко настроенных странах, как Великобритания понимали и продолжают до сих пор понимать всю политическую искусственность отторжения армянских земель в 1921 году. В связи с этим приведём две выдержки из Записки МИД Великобритании о Карсском договоре от 31 января 1946 года (британцы вспомнили о Договоре именно в 1946 году), в которых приводится мнение тамошних экспертов, озвученных ещё в 1921 году: «Главный итог Карсского договора, насколько мы знаем, - это подтвердить принадлежность Карса и Ардагана Турции. Армяне надеялись, что Россия поможет вернуть им эти округа, но русские не в состоянии противостоять турецкому требованию» и «Может показаться, что Россия готова не проявлять заинтересованность в делах Кавказа; но это не будет таким постоянным уходом, как в случае с Персией». В заключении данной Записки делается следующий общий вывод: «Положение в момент подписания Карсского договора можно охарактеризовать вкратце следующим образом. Похоже, турки временно оказались в более сильном положении, хотя это, кажется, произошло из-за макиавеллевской политики самих русских» (FO 371.59239 - Armenia. Political and Ethnic Boundaries. 1878-1948. Anita L.P. Burdett (ed.). Archive Editions. 1998. P. 667—668).

 

Статья 5 Карсского договора, установила нынешний статус Нахичевана, как «Нахичеванская область, образующая автономную территорию под покровительством Азербайджана». В статье прямо указаны государственные субъекты, определившие данный статус области – Турция, Армения и Азербайджан. Последний, в нарушении, своих обязательств по статье 5 Договора, определивших, что новая автономная единица находится лишь под покровительством Азербайджана, но никак не в его составе, приступил к политико-правовому включению области в свой состав на правах автономии в виде Нахичеванской АССР. В феврале 1923 года был образован Нахичеванской Автономный Край в составе Азербайджанской ССР, который 9 февраля 1924 году был преобразован в Нахичеванскую АССР.

 

Зигзаги правового статуса армянского Нахиджевана, ставшего при помощи Турции на стыке 1920-х годов азербайджанским, на этом не закончились. Турецко-азербайджанское образование в виде Нахичеванской АССР взорвалось, в правовом аспекте, в самом начале ещё советского 1990 года. 19 января 1990 года Президиум Верховного Совета Нахичеванской АССР принял Постановление «О создавшейся в Нахичеванской АССР общественно-политической ситуации» в соответствии с которым декларировалось, что «Нахичеванская АССР выходит из состава СССР и объявляет себя независимой республикой». Ссылаясь в этом постановлении на «грубые нарушения условий Карсского договора, заключенного между Турцией, Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР при участии РСФСР», самопровозглашённая независимая республика решила «довести данное постановление до сведения государства Азербайджанской ССР и государства СССР».

 

Когда Верховный Совет Нахичеванской АССР принял 19 января 1990г. решение о «выходе из состава СССР и объявлении себя независимой республикой», в качестве одной из объясняющих причин такого шага было то, что «грубо нарушены условия Карсского договора, заключенного между Турцией, Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР при участии РСФСР» (под этими «грубыми нарушениями условий Карсского договора» подразумевалась прежде всего «военная агрессия со стороны Армянской ССР, в результате которой оказалась в опасности территориальная целостность Нахичеванской АССР и возникла реальная угроза жизни её граждан»). Кроме этого, в пункте 2 постановления Верховного Совета Нахичеванской АССР указывалось: «В соответствии с условиями Карсского договора с целью сохранения территориальной целостности Нахичеванской республики и предотвращения массового убийства людей обратиться к Турецкой республике». Таким образом, положение статьи 5 Карсского договора было интерпретировано со стороны «объекта» договорённости (Нахичеван был именно объектом договорённостей, субъектами выступили Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Турецкая Республика) весьма широко, под углом зрения гарантирующего характера данной статьи.

 

В ноябре 1990 года, просуществовавшая несколько месяцев в качестве самопровозглашённой независимой республики, область снова была инкорпорирована в республиканские пределы Азербайджана уже в виде Нахичеванской Автономной Республики.

 

Армения выступала и продолжает выступать за статус Нахичевана, определённого статьёй 5 Карсского договора, как «автономная территория под покровительством Азербайджана». Никаких оснований говорить об агрессии Армении по отношению к Нахичевану нет, так как даже в «разгар» абсолютной неспособности Азербайджана каким-либо образом воспрепятствовать Армении восстановить историческую справедливость по отношению к армянскому Нахиджевану, Республика Армения не пошла на шаг распространения своего контроля над этой территорией. Армению можно было бы заподозрить в «агрессивной» политике в том случае, если бы она, например, заняла территорию Нахичевана в период военных действий 1991-1994 годов. Кстати, на этот шаг у Армении были на тот момент веские политические и правовые основания. Нахичеван, который до турецкой оккупации области в 1918 году по всем международным соглашениям являлся частью Армении (армянский Нахиджеван), в 1921 году по Карсскому договору получил статус автономной территории под покровительством Азербайджанской ССР. Отказавшись от правового наследства Азербайджанской ССР в соответствии со своими актами в 1991 году (Декларация «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» от 30 августа 1991 года, Конституционный акт «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» от 18 октября 1991 года), Азербайджанская Республика не является правопреемницей Советского Азербайджана. Таким образом, и соответствующие нормы Карсского договора в отношении статуса Нахичевана уже не имеют распространение на нынешний Азербайджан и его включение в качестве автономной республики в состав Азербайджана являет собой нарушение буквы и духа Карсского договора. В соответствии со статьёй 5 этого Договора, Армения согласилась со статусом Нахичевана в качестве автономной территории под покровительством, но не в составе Азербайджана. Если эта норма нарушается со стороны других договаривающихся сторон (Турция и Азербайджан), то и Армения может предпринять соответствующие действия для гарантирования своих интересов с учётом предшествовавшего Карсскому договору статуса территории. Помимо этого, когда сравниваешь между собой две статьи в Карсском договоре, в соответствии с которыми были решены территориальные вопросы в отношении Нахичевана и Аджарии (статьи 5 и 6 соответственно), становится очевидным, что если по статье 6 Турция «согласилась уступить Грузии сюзеренитет» над Аджарией, то по норме статьи 5 Армения лишь согласилась, что «Нахичеванская область образует автономную территорию под покровительством Азербайджана». Таким образом, Армения является на нынешнем этапе не только страной, согласившейся с нынешним статусом Нахичеванской области, но она сохранила и право требовать пересмотра статуса этой области, так как не отказалась в абсолютном порядке от суверенитета над этой территорией.

 

Глубинная связь между вопросом Нахичевана и позицией Армении проявляется в том, что любая активизация обсуждений вокруг этой территории так или иначе зависит от «армянской тематики». Будь то уничтожение историко-культурного наследия армянского Нахиджевана военнослужащими армии Азербайджана или инициирование Турцией «Платформы стабильности и сотрудничества» в Южном Кавказе в контексте положений Карсского договора 1921 года, будь то иранские предостережения Азербайджану в связи с углублением отношений последнего с Израилем или тяжёлая социально-экономическая ситуация в «автономном государстве» – все эти «сюжеты» проходят через призму армянского взгляда.

 

Нахичеван всегда был армянским и разговоры о численности армянского населения в его рамках не могут девальвировать определяющий армянский след в этой области. Нахичеван не переставал быть армянским даже тогда, когда армянского населения там практически уже не было в виду совместной геноцидальной политики Турции и Азербайджана в отношении армян области. Так например, в статье 112 Конституции Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики, принятой 18 сентября 1937 года Чрезвычайным Х съездом Советов Нахичеванской АССР, содержалось следующее описание флага этого образования: «Государственным флагом Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг Азербайджанской ССР, состоящий из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые серп и молот и надпись на азербайджанском и армянском языках «АзССР» с добавлением под надписью «АзССР» буквами меньшими размера надписи «Нахичеванская АССР» на азербайджанском и армянском языках».

 

Ваган Вардикян (Земляческое объединение «Трабзон-Ардвин-Батум»)

Источник: armtoday.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 690
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru