Главная » 2011 » Июнь » 1 » Вопрос о статусе Карабаха и составе миротворческих сил может быть решен неожиданным способом
Вопрос о статусе Карабаха и составе миротворческих сил может быть решен неожиданным способом
00:11
Analitika.at.ua. Алиеву выгодно, чтобы районы вокруг НКР навсегда остались
у Степанакерта?
Как уже сообщалось, на прошедшем во французском Довил
саммите лидеров стран — членов "элитарного клуба” "G8” президенты России, США и
Франции приняли совместное заявление по Карабаху.
Наблюдатели единодушно отмечают, что если в содержательном
отношении этот документ не слишком отличается от принятых в 2009 и 2010 годах
аналогичных деклараций, то тональность нынешнего заявления выдержана в куда как
более суровом стиле. Президенты стран — сопредседателей Минской группы ОБСЕ
специально подчеркнули, что силовое разрешение противостояния исключено —
"повторное применение силы принесет только новые страдания и разорение и будет
осуждено международным сообществом”. Они "настоятельно призывают лидеров сторон
готовить население к миру, а не к войне”.
Армянская сторона на официальном уровне позитивно оценила
заявление, отметив, что оно в целом созвучно позиции, которой в миротворческом
процессе придерживаются Ереван и Степанакерт. (О реакции наших "ястребов” в
данном случае умолчим.) Это действительно так, ибо исключение силы в процессе
разрешения кризиса изначально было одним из фундаментальных постулатов
армянской дипломатии на переговорах. Любопытнее, что и официальный Баку
выступил с одобрением заявления. Но проблема в том, что в очередной раз из
контекста документа мало того что произвольно вырываются отдельные тезисы, так
они еще и трактуются совершенно односторонне. Например, говоря об оценке
сопредседателями нынешней ситуации как "неприемлемой”, пресс-служба МИД
Азербайджана утверждает, что и в Баку полагают точно так же, поскольку
"неприемлема” дальнейшая "оккупация” азербайджанских территорий. Но разве
когда-либо армянская сторона утверждала, что сложившаяся ситуация
удовлетворительна? Разумеется, нет. И, конечно, конфликт надо преодолеть, вечно
он продолжаться не может. Однако кто виноват в "оккупации”? Исключительно Баку,
который силой препятствовал праву карабахских армян на самоопределение. И
получил силовой ответ, что совершенно естественно. Очень странно, что,
настаивая на "отводе армянских сил”, азербайджанцы продолжают твердить, что это
должно стать началом процессов, которые впоследствии позволят определить
"статус Карабаха в составе Азербайджана”. Ничего подобного ни в упомянутом
заявлении, ни в каких-либо иных посреднических документах (включая Мадридские
принципы) нет. Статус будет определен в результате референдума, в Баку об этом
прекрасно знают.
Но продолжают крутить заезженную пластинку. "Армянская
сторона должна понять, что мировое сообщество не приемлет оккупации”... А
геноцид мировое сообщество приемлет? Этнические чистки, подавление права людей
самим выбирать свою судьбу? Если они и впрямь намерены стоять на своих ущербных
позициях и тем вести дело к провалу предстоящей в Казани в конце июня встречи
президентов Саргсяна и Алиева под патронажем российского лидера, то это глупо и
преступно. И в первую очередь — преступно в отношении своего собственного
народа. Ведь уже ясно, что войны никто не допустит. И если не будет компромисса
— не будет и возвращения районов и беженцев, вообще ничего не будет.
"Неприемлемое положение” сохранится. Кому это выгодно, по большому-то счету?
Кто тогда окажется наиболее пострадавшим? Ответ очевиден: беженцы из Агдама,
Физули, Зангелана, которых алиевский режим готов навсегда лишить дома и крова,
не предлагая ничего взамен.
Любопытный нюанс усмотрел в заявлении председатель
парламентской комиссии НКР по внешним сношениям Ваграм Атанесян. Призыв
готовить население к миру относится ко всем сторонам противостояния, чего в
предыдущих документах не было. Атанесян рассматривает это как намек на то, что
в обозримой перспективе Степанакерт может быть включен в переговорный процесс.
Не менее любопытным выглядит и тот факт, что завтра в Минске пройдет заседание
Комитета секретарей советов безопасности стран — членов ОДКБ, и, как сообщил
"Интерфаксу” пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов, в числе прочих
вопросов будет рассматриваться возможность "организации миротворческой
деятельности в совместном формате ОДКБ — ООН”. Это очень значимое заявление. Не
секрет, что вопрос о возможном введении миротворческих сил в районы, которые
предполагается возвратить под формальную юрисдикцию Азербайджана, крайне
щепетилен. По существующей договоренности, это не могут быть подразделения
стран-сопредседателей, то есть русские, американцы и французы. Армяне никогда
не согласятся с "миротворцами”-турками, иранцы сделают все, чтобы исключить
появление на их рубежах подразделений каких-либо стран НАТО. Заметим, эти
противоречия в немалой степени всегда тормозили решение проблемы. В случае,
если ОДКБ и ООН сумеют достичь соглашения о совместном проведении
миротворческих операций, острота вопроса будет снята. Это стало бы немалым
успехом российской дипломатии, ибо именно Москва является гегемоном ОДКБ, и
даже не участвуя напрямую в тех или иных операциях сил организации, имеет все
возможности их контролировать. Подразделения ОДКБ на линии противостояния с
мандатом ООН — это может стать выходом из ситуации, наиболее тревожащей (не без
веских оснований) военных специалистов Армении и Арцаха. Армен ХАНБАБЯН, «Новое
Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.