Пятница, 26.04.2024, 10:54
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Октябрь » 7 » Вопрос признания Карабаха должен быть прояснен
Вопрос признания Карабаха должен быть прояснен
01:23

Analitika.at.ua. Сказать, что вопрос о признании Республикой Армения независимости НКР – один из важнейших вопросов новой армянской государственности, значит, почти ничего не сказать. Значение этого события отчетливо просматривается именно в исторической плоскости, иными словами, оно реально имеет историческое значение. Вместе с тем вопрос не может быть рассмотрен в полном отрыве от международных тенденций, от степени общей предрасположенности мировой общественности или отдельных стран – членов ООН на предмет признания того или иного самопровозглашенного государства.

 

На сегодняшний день НКР – одна из двух самопровозглашенных республик, которая не признанна ни одним субъектом международного права. Второй является Приднестровская Молдавская Республика. Для сравнения отметим, что Абхазская Республика, Юго-Осетинская Республика и Турецкая Республика Северного Кипра являются "частично признанными", т.е. они не признаны со стороны ООН, но признаны рядом государств – членов ООН.

 

Вообще вопрос о признании того или иного государства - один из наиболее болезненных. Например, Пакистан как член ООН признает отдельное от Индии "государство Свободный Кашмир". Вместе с тем Пакистан до сих пор не признает Республику Армения, аргументируя это "оккупацией территории Азербайджана". Любопытно, что, как и в случае с Азербайджаном, название этого крупнейшего (после Индонезии) мусульманского государства также искусственное: это акроним, указывающий на территориальные амбиции страны: "П" - Пенджаб, "А" - Афганистан, "К" - Кашмир, "С" - Синд, "тан" - Белуджистан (изначально страна называлась Пакстан). Впрочем, справедливости ради отметим, что Пакистан – единственный член ООН, не признающий Армению.

 

Непризнанность одного члена ООН со стороны другого - явление не самое редкое. Например, Кипр не признается Турцией, Израиль – более двадцатью арабскими странами – членами ООН, а Корейская Народно-Демократическая Республика не признана Республикой Корея, США, Францией, Эстонией. Это к слову…

 

Год назад фракция "Наследие" представила в парламент республики законопроект о признании Республикой Армения независимости НКР. В первые дни октября прошлого года вопрос этот в той или иной степени обсуждался разными политическими силами, но позже был отложен. Таким образом, в течение последующего времени активных дискуссий на сей счет не проводилось. И вот на днях законопроект партии "Наследие" вновь стал предметом парламентских обсуждений.

 

Насколько готова Республика Армения сегодня к признанию НКР? Автор законопроекта – фракция "Наследие" - считает, что, "если международное сообщество увидит, что Армения признала Нагорный Карабах, этому примеру последуют другие страны". Сегодня крайне трудно сказать, какие именно страны "последуют примеру" Еревана. Важнейший стратегический партнер Армении – Россия - проводит подчеркнуто сбалансированную политику на Южном Кавказе и в настоящее время абсолютно не готова к однозначной поддержке любой из конфликтующих сторон. Помимо этого Ереван не поддержал Москву в вопросе признания ею независимости Абхазии и Южной Осетии.

 

Позиция США и Франции также представляется предельно предсказуемой. Очевидно, что этот шаг будет охарактеризован как "преждевременный", также будет заявлено о необходимости продолжения переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ вплоть до определения статуса Нагорного Карабаха. В лучшем случае Ереван может быть поддержан латиноамериканским государством (или государствами), не преследующим в регионе реальных интересов. В таком гипотетичном случае НКР станет "частично признанным государством".

 

Позиция партии "Наследие" поддерживается фракцией АРФ "Дашнакцутюн". "Если законопроект о признании Арменией независимости Нагорного Карабаха будет представлен на голосование парламента, фракция партии АРФД обязательно всем составом проголосует "за", - заявил глава фракции Ваан Ованнисян.

 

Против обсуждения (в ближайшее время) этого законопроекта выступили коалиционные силы. Если подытожить суть озвученных ими заявлений, то вырисовывается следующая картина: против самого законопроекта мы ничего не имеем, однако считаем его рассмотрение в ближайшее время крайне преждевременным. Кроме того, "необходимо отложить голосование по документу, пока Минская группа себя не исчерпала и переговорный процесс продолжается".

 

Позицию же исполнительной власти озвучил заместитель министра иностранных дел республики Шаварш Кочарян. По его словам, "правительство Армении считает на данном этапе нецелесообразным принятие законопроекта о признании Ереваном независимости Нагорного Карабаха". Причем правительство считает нецелесообразным не только принятие подобного законопроекта на данном этапе, но и его обсуждение в парламенте. "Однако обсуждения уже начались, и мы призываем не проводить голосование по документу", - таким вот образом представил Кочарян позицию правительства.

 

Так или иначе, партия "Наследие" предложила отложить голосование по законопроекту, но лишь до следующей парламентской четырехдневки - 25-29 октября. Об этом заявил сам лидер партии Раффи Ованнисян. Он мотивировал это предложение необходимостью того, чтобы у остальных парламентских сил было время подумать и присоединиться к этому документу.

 

В этой связи хотелось бы обратить внимание на ряд вопросов. В течение шестнадцати послевоенных лет армянские парламентарии так и не удосужились рассмотреть некоторые важные аспекты проблемы, и едва ли они будут в состоянии прояснить все детали в промежутке трех недель. Например, разрешить вопрос с "географией".

 

Мы уже писали о том, что в процессе признания независимости Косово, Абхазии и Южной Осетии международные стороны и отдельные государства не сталкивались с необходимостью представления мировому сообществу границ этих самопровозглашенных республик. Все они декларировали свой суверенитет на территории одноименных автономий, хотя даже это обстоятельство не убавило напряженности и болезненных проявлений процессу признаний. Особенность же НКР в том, что она состоялась на территории почти в три раза превосходящей площадь бывшей НКАО. Это означает, что для отстаивания на внешнеполитической арене нынешней политико-административной схемы НКР армянская дипломатия и политические силы (в целом) вынуждены представить почти в три раза больше аргументов – исторических, правовых, демографических, военных, экономических. Насколько подготовлена к этому армянская политическая мысль именно сегодня, с учетом кадрового состава Национального Собрания, известных принципов формирования политических сил?

 

Ведь в любом другом случае международное сообщество, которое только за последние двадцать лет признало суверенитет более двадцати новых независимых государств, но при этом (заметим!) признало их только в рамках прежних границ, отвергнет армянскую позицию как "необоснованную и неубедительную". Иными словами, вопрос даже не в том, что Минский процесс еще не исчерпал себя окончательно, что какой никакой, но переговорный процесс все еще продолжается. Проблема в общей неподготовленности армянского общественно-политического сознания к пониманию судьбоносных задач, проблема в ущербных механизмах становления в стране власти и оппозиции.

 

Помимо фактора очевидной неподготовленности на предмет должного уровня отстаивания декларированной цели существует еще второй момент. Есть решения (их не очень много), которые нужно либо принимать на основе абсолютного и безоговорочного консенсуса всех политических сил, либо не рассматривать их вообще хотя бы потому, что любой другой сценарий просто позорен. Так, например, принимают Декларацию о независимости. Вообще по сути это праздник.

 

Вопрос признания Ереваном независимости НКР – как раз один из таких редких. Если есть угроза того, что одни силы станут настаивать на необходимости признания НКР на территории бывшей НКАО, вторые – сегодняшней НКР, третьи вообще заявят о "преждевременности" любых обсуждений, четвертые будут говорить о необходимости установления добрососедских отношений с Азербайджаном и Турцией, пятые – стравливать все эти силы друг на друга, то лучше не начинать.

 

О том, что упущен огромный промежуток времени, говорить, наверное, уже не стоит. Однако от этого вопрос признания не становится менее актуальным и важным. Рано или поздно он должен быть прояснен, и именно поэтому предпочтительнее сформировать специальную рабочую комиссию (причем не только из парламентариев) и в обстановке меньшего цейтнота подготовить законопроект, отражающий позиции, максимально приближенные "к общенациональным". Арис КАЗИНЯН, golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 577
Календарь новостей
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru