Analitika.at.ua. Сказать, что вопрос о признании Республикой Армения
независимости НКР – один из важнейших вопросов новой армянской
государственности, значит, почти ничего не сказать. Значение этого события
отчетливо просматривается именно в исторической плоскости, иными словами, оно
реально имеет историческое значение. Вместе с тем вопрос не может быть
рассмотрен в полном отрыве от международных тенденций, от степени общей
предрасположенности мировой общественности или отдельных стран – членов ООН на
предмет признания того или иного самопровозглашенного государства.
На сегодняшний день НКР – одна из двух самопровозглашенных
республик, которая не признанна ни одним субъектом международного права. Второй
является Приднестровская Молдавская Республика. Для сравнения отметим, что
Абхазская Республика, Юго-Осетинская Республика и Турецкая Республика Северного
Кипра являются "частично признанными", т.е. они не признаны со
стороны ООН, но признаны рядом государств – членов ООН.
Вообще вопрос о признании того или иного государства - один
из наиболее болезненных. Например, Пакистан как член ООН признает отдельное от
Индии "государство Свободный Кашмир". Вместе с тем Пакистан до сих
пор не признает Республику Армения, аргументируя это "оккупацией
территории Азербайджана". Любопытно, что, как и в случае с Азербайджаном,
название этого крупнейшего (после Индонезии) мусульманского государства также
искусственное: это акроним, указывающий на территориальные амбиции страны:
"П" - Пенджаб, "А" - Афганистан, "К" - Кашмир,
"С" - Синд, "тан" - Белуджистан (изначально страна
называлась Пакстан). Впрочем, справедливости ради отметим, что Пакистан –
единственный член ООН, не признающий Армению.
Непризнанность одного члена ООН со стороны другого - явление
не самое редкое. Например, Кипр не признается Турцией, Израиль – более
двадцатью арабскими странами – членами ООН, а Корейская Народно-Демократическая
Республика не признана Республикой Корея, США, Францией, Эстонией. Это к слову…
Год назад фракция "Наследие" представила в
парламент республики законопроект о признании Республикой Армения независимости
НКР. В первые дни октября прошлого года вопрос этот в той или иной степени
обсуждался разными политическими силами, но позже был отложен. Таким образом, в
течение последующего времени активных дискуссий на сей счет не проводилось. И
вот на днях законопроект партии "Наследие" вновь стал предметом
парламентских обсуждений.
Насколько готова Республика Армения сегодня к признанию НКР?
Автор законопроекта – фракция "Наследие" - считает, что, "если
международное сообщество увидит, что Армения признала Нагорный Карабах, этому
примеру последуют другие страны". Сегодня крайне трудно сказать, какие
именно страны "последуют примеру" Еревана. Важнейший стратегический
партнер Армении – Россия - проводит подчеркнуто сбалансированную политику на
Южном Кавказе и в настоящее время абсолютно не готова к однозначной поддержке
любой из конфликтующих сторон. Помимо этого Ереван не поддержал Москву в
вопросе признания ею независимости Абхазии и Южной Осетии.
Позиция США и Франции также представляется предельно
предсказуемой. Очевидно, что этот шаг будет охарактеризован как
"преждевременный", также будет заявлено о необходимости продолжения
переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ вплоть до определения
статуса Нагорного Карабаха. В лучшем случае Ереван может быть поддержан
латиноамериканским государством (или государствами), не преследующим в регионе
реальных интересов. В таком гипотетичном случае НКР станет "частично
признанным государством".
Позиция партии "Наследие" поддерживается фракцией
АРФ "Дашнакцутюн". "Если законопроект о признании Арменией
независимости Нагорного Карабаха будет представлен на голосование парламента,
фракция партии АРФД обязательно всем составом проголосует "за", -
заявил глава фракции Ваан Ованнисян.
Против обсуждения (в ближайшее время) этого законопроекта
выступили коалиционные силы. Если подытожить суть озвученных ими заявлений, то
вырисовывается следующая картина: против самого законопроекта мы ничего не
имеем, однако считаем его рассмотрение в ближайшее время крайне
преждевременным. Кроме того, "необходимо отложить голосование по
документу, пока Минская группа себя не исчерпала и переговорный процесс
продолжается".
Позицию же исполнительной власти озвучил заместитель
министра иностранных дел республики Шаварш Кочарян. По его словам,
"правительство Армении считает на данном этапе нецелесообразным принятие
законопроекта о признании Ереваном независимости Нагорного Карабаха".
Причем правительство считает нецелесообразным не только принятие подобного
законопроекта на данном этапе, но и его обсуждение в парламенте. "Однако
обсуждения уже начались, и мы призываем не проводить голосование по
документу", - таким вот образом представил Кочарян позицию правительства.
Так или иначе, партия "Наследие" предложила
отложить голосование по законопроекту, но лишь до следующей парламентской
четырехдневки - 25-29 октября. Об этом заявил сам лидер партии Раффи Ованнисян.
Он мотивировал это предложение необходимостью того, чтобы у остальных парламентских
сил было время подумать и присоединиться к этому документу.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на ряд вопросов.
В течение шестнадцати послевоенных лет армянские парламентарии так и не
удосужились рассмотреть некоторые важные аспекты проблемы, и едва ли они будут
в состоянии прояснить все детали в промежутке трех недель. Например, разрешить
вопрос с "географией".
Мы уже писали о том, что в процессе признания независимости
Косово, Абхазии и Южной Осетии международные стороны и отдельные государства не
сталкивались с необходимостью представления мировому сообществу границ этих
самопровозглашенных республик. Все они декларировали свой суверенитет на
территории одноименных автономий, хотя даже это обстоятельство не убавило
напряженности и болезненных проявлений процессу признаний. Особенность же НКР в
том, что она состоялась на территории почти в три раза превосходящей площадь
бывшей НКАО. Это означает, что для отстаивания на внешнеполитической арене
нынешней политико-административной схемы НКР армянская дипломатия и
политические силы (в целом) вынуждены представить почти в три раза больше
аргументов – исторических, правовых, демографических, военных, экономических.
Насколько подготовлена к этому армянская политическая мысль именно сегодня, с
учетом кадрового состава Национального Собрания, известных принципов
формирования политических сил?
Ведь в любом другом случае международное сообщество, которое
только за последние двадцать лет признало суверенитет более двадцати новых
независимых государств, но при этом (заметим!) признало их только в рамках
прежних границ, отвергнет армянскую позицию как "необоснованную и
неубедительную". Иными словами, вопрос даже не в том, что Минский процесс
еще не исчерпал себя окончательно, что какой никакой, но переговорный процесс
все еще продолжается. Проблема в общей неподготовленности армянского
общественно-политического сознания к пониманию судьбоносных задач, проблема в
ущербных механизмах становления в стране власти и оппозиции.
Помимо фактора очевидной неподготовленности на предмет
должного уровня отстаивания декларированной цели существует еще второй момент.
Есть решения (их не очень много), которые нужно либо принимать на основе
абсолютного и безоговорочного консенсуса всех политических сил, либо не
рассматривать их вообще хотя бы потому, что любой другой сценарий просто
позорен. Так, например, принимают Декларацию о независимости. Вообще по сути
это праздник.
Вопрос признания Ереваном независимости НКР – как раз один
из таких редких. Если есть угроза того, что одни силы станут настаивать на
необходимости признания НКР на территории бывшей НКАО, вторые – сегодняшней
НКР, третьи вообще заявят о "преждевременности" любых обсуждений,
четвертые будут говорить о необходимости установления добрососедских отношений
с Азербайджаном и Турцией, пятые – стравливать все эти силы друг на друга, то
лучше не начинать.
О том, что упущен огромный промежуток времени, говорить,
наверное, уже не стоит. Однако от этого вопрос признания не становится менее
актуальным и важным. Рано или поздно он должен быть прояснен, и именно поэтому
предпочтительнее сформировать специальную рабочую комиссию (причем не только из
парламентариев) и в обстановке меньшего цейтнота подготовить законопроект,
отражающий позиции, максимально приближенные "к общенациональным".
Арис КАЗИНЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.