Главная » 2010»Ноябрь»10 » Вопрос Западной Армении вошел в повестку большой политики
Вопрос Западной Армении вошел в повестку большой политики
01:19
Analitika.at.ua. Интервью с председателем Национального совета армян
Западной Армении Арменаком Абрамяном (Франция).
- Г-н Абрамян, недавно вы заявили, что вопрос Западной Армении вновь
вошел в повестку большой политики. Какие именно процессы послужили основанием
для подобных предположений?
- Это не предположения, а реальность. Вопрос Западной
Армении вошел в повестку большой политики вместе с армяно-турецкими
протоколами. Турция не жалеет усилий для вступления в Европейский Союз, но
Европа не может допустить этого до тех пор, пока Турция имеет на своей
территории оккупированные земли (речь о Западной Армении). Следовательно, цель
Запада - посредством процесса армяно-турецкого примирения окончательно закрыть
вопрос Западной Армении.
- То есть для Запада существует проблема Западной Армении?
- Конечно. В условиях нерешенности этого вопроса Запад не
может спокойно осуществлять в этом регионе свои экономические и политические
программы. Вопрос Западной Армении - также и правовой, что вызывает еще большую
обеспокоенность Запада, позиционирующего себя рьяным защитником прав человека.
Не будем забывать, что Севрский договор - это серьезный документ. Вашингтон не
может публично отказаться от этого правового документа, на котором стоят
подпись и печать президента США. Поэтому, повторюсь, Запад делает все возможное
для того, чтобы окончательно закрыть этот вопрос посредством нормализации
армяно-турецких отношений. А какую позицию заняли турки? Они решили
воспользоваться удобным моментом и не только закрыть вопрос Западной Армении,
но и решить вопрос Арцаха.
- Вы утверждаете, что для реализации наших прав в отношении Западной
Армении, касающихся, в частности, сохранения нашего культурного наследия,
имеются все необходимые правовые основы и рычаги. Как вы себе представляете
реализацию этих прав?
- 7 сентября 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла
Декларацию «О правах коренных народов». Далеко не все, к сожалению, об этом
знают. Этот правовой документ содержит много важных для нас пунктов,
касающихся, в частности, прав коренных народов на политический статус, на их
экономическое, социальное и культурное развитие.
Приоритет с точки зрения международного права дается
коренным народам. То есть хозяевами данной территории являются представители
коренного населения, и если государство имеет какие-то проблемы с данной
территорией, оно обязано обратиться в представительский орган коренного
населения и только с согласия последнего осуществлять какие-то свои программы.
Это закреплено в вышеупомянутой декларации. Однако есть одно обстоятельство:
декларация не имеет обязательной силы, однако на основе этих деклараций
принимаются разные резолюции, с которыми эти государства не могут не считаться.
В противном случае коренные народы имеют право обращаться в Международный суд
для защиты своих прав. Армяне Западной Армении - это коренное население этой
территории, ее истинные хозяева, и сегодня мы боремся в рамках именно этих
прав. Национальный совет армян Западной Армении, будучи представленным в ООН в
качестве представительского органа коренного армянского населения, озвучивает
свои требования и права перед государствами - членами ООН и говорит с Турцией
на языке этих прав.
Турция сегодня пытается представить западных армян как армян
Турции. Это ее дело, наша же задача - довести до мира правду. Кстати, есть один
нюанс: мы не говорим, что являемся гражданами Западной Армении, а отмечаем, что
мы - армяне Западной Армении. Это уже свидетельствует не о гражданстве, а о
национальности. И поэтому в удостоверениях членов Национального совета армян
Западной Армении отмечено: армянин Западной Армении.
Другой правовой документ - Декларация ООН «О предоставлении
независимости колониальным странам и народам», принятая в 1960 году. И,
наконец, Севрский договор. Так что у нас есть прочная правовая база для защиты
своих прав. И Запад это прекрасно понимает.
- Интересно, что Турция подписала Декларацию «О правах коренных
народов» - довольно уязвимый для нее документ, который четко фиксирует права
коренных народов - вплоть до предъявления территориальных требований. Почему
Турция пошла на этот шаг?
- Турция подписала декларацию, считая, что на этой
территории больше нет коренного армянского населения, которое в свое время было
подвергнуто геноциду. Впрочем, турки вскоре убедились в том, что потомки жертв
геноцида не собираются отказываться от борьбы за свои права.
- Вы не согласны с тем, что сама Турция использует эту декларацию в
своих интересах?
- Да, конечно. Свидетельством тому - прошедшее в церкви Сурб
Хач на острове Ахтамар мероприятие. Руководство Турции пытается
продемонстрировать миру свою приверженность нормам международного права. Но,
восстанавливая в одном месте армянские исторические архитектурно-культурные
памятники, в других местах разрушает наши церкви. Национальный совет армян
Западной Армении располагает множеством неоспоримых фактов, подтверждающих
вышесказанное и обнажающих истинное лицо Турции. Мы проводим в этом направлении
очень серьезную работу.
Все эти монастыри, кладбища, хачкары и другие исторические
памятники принадлежат армянству Западной Армении, и никто другой не имеет права
посягать на их собственность. Мы намерены поднять этот вопрос в ООН, более
того, собираемся обратиться в Международный суд. Правительство Турции должно осознать,
что подобное положение дел долго продлиться не может.
- Звучат предложения о том, что церкви Западной Армении должны перейти
под протекторат Константинопольского Патриархата. Ваше отношение?
- Я однозначно против. Мы не можем позволить того, чтобы
наследие нашей страны, Западной Армении, было передано Константинопольскому
Патриархату - по той простой причине, что Патриархат зарегистрирован и
действует на территории другого государства - Турции, и, следовательно, служит
руководству этого государства. Этого нельзя позволить. К тому же ведь можно
возразить - а почему именно Константинопольскому Патриархату, а не епархиям
нашей церкви, скажем, во Франции или Иерусалиме? Многие либо не понимают этой
опасности, либо притворяются, что не понимают. Ведь это тоже один из способов
закрыть вопрос Западной Армении.
- В нашей стране сегодня активно обсуждается вопрос признания Арменией
независимости НКР. Ваша позиция?
- Это очень важный вопрос. Думаю, излишняя поспешность здесь
не к месту. Очень важно, что этот вопрос вошел в большую повестку парламента
Армении. Депутаты работают, изучают этот вопрос. Процесс начат, и если
переговорный процесс войдет в неблагоприятное, опасное для нас русло, мы можем
срочно принять решение - признать независимость Арцаха. Айк САРКИСЯН,
sobesednik.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.