Главная » 2010»Июнь»3 » Вопросы своих прав Карабах должен решать с ОБСЕ
Вопросы своих прав Карабах должен решать с ОБСЕ
19:42
Analitika.at.ua. Сегодня НКР имеет все основания для обращения к
международному сообществу по вопросу незаконности независимости Азербайджана,
считает старший эксперт Армянского центра национальных и стратегических
исследований Манвел САРКИСЯН
- В последнее время в Степанакерте и Ереване зазвучали призывы
инициировать процесс признания Нагорно-Карабахской Республики. Обращение
Общественного совета по внешней политике и безопасности НКР к армянской
диаспоре инициировать процесс международного признания НКР подхватили партия
"Дашнакцутюн” и соответствующие лоббистские структуры Ай-Дата. Как Вы это
прокомментируете?
- Проблема признания сегодня вообще актуализировалась, и не
только со стороны Карабаха. В последней нашумевшей резолюции Европарламента по
НК опять-таки сказано, что на данном этапе целесообразно придать Карабаху
определенный промежуточный статус до уточнения окончательного статуса. Т.е.
проблема статуса сама по себе вышла в центр внимания. Другое дело, кто как к
этому пока относится. Это очень важно, и было бы странно, если бы от Карабаха
не исходили такие инициативы. Я думаю, это вполне закономерное развитие
ситуации. Именно игнорирование проблемы статуса привело к нынешней тупиковой
ситуации в разрешении конфликта. Нет возможности для проведения прямых
переговоров. Переговоры можно проводить тогда, когда существуют равноправные
условия.
- И что нужно делать для этого?
- Дело в том, что свои проблемы с Азербайджаном НКР решила
давным-давно. У Азербайджана есть претензии к Карабаху, но никто не имеет
желания говорить с самим НК. Предъявляются претензии кому угодно, но не ему,
обещают урегулировать, но никто урегулировать не может. И все больше говорят,
что не знают, как урегулировать. И получается, что у Карабаха возникла
серьезная проблема взаимоотношений с международным сообществом. Т.е. проблема
Карабаха не с Азербайджаном, а с международным сообществом, в первую очередь, с
ОБСЕ. Именно с ОБСЕ у Карабаха существует широкий комплекс вопросов. Именно с
ОБСЕ у Карабаха есть прямой легальный канал общения - Минская группа. Поэтому Карабах
должен свои проблемы решать с этим сообществом - почему были игнорированы все
его права, начиная с правопреемства при развале СССР, кончая правом на
самозащиту.
Мировые центры сил проигнорировали создавшуюся после развала
СССР новую реальность и, руководствуясь чисто политическими подходами,
избирательно признали одних и не признали других. После того, как бывшие
советские республики 21 декабря 1991г. в Алма-Ате приняли решение о создании
СНГ, страны Евросоюза 23 декабря 1991г. заявили, что "принимают к сведению, что
международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства
по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией”, а что касается других
республик, то они готовы признать и их, "как только получат гарантии от этих республик
о готовности выполнить требования, содержащиеся в "Критериях признания новых
государств в Восточной Европе и на территории "Советского Союза”, принятых
министрами иностранных дел "двенадцати” 16 декабря 1991г. Критерии ЕС были
приняты на заседании Совета ЕС на уровне глав МИД 16 декабря 1991г. в Брюсселе.
Министры выразили свою готовность признать эти государства при условии
соблюдения общепринятых международных стандартов и, исходя из конкретной
политической ситуации, те новые государства, которые приняли на себя
соответствующие международные обязательства. В частности, критерием признания
было наличие обязательства "разрешать по соглашению, в том числе предусматривая
в случае необходимости обращение в арбитраж, все вопросы, касающиеся
правопреемства государства и региональных споров”. Одновременно министры
подчеркнули, что не будут признаваться государства, возникающие в результате
агрессии.
Но ни один из этих критериев не был применен в период
признания Азербайджана. Главным образом были игнорированы аспекты, касающиеся
правопреемства государства и региональных споров. Излишне говорить уже о том,
что до момента признания независимости Азербайджана, с его стороны проявила
себя агрессия в форме депортации армянского населения Нагорного Карабаха,
являющегося таким же правопреемником СССР. Здесь и была заложена база нынешней
конфликтной ситуации.
Сегодня НКР имеет все основания для того, чтобы обратиться к
международному сообществу с тем, что независимость Азербайджана незаконна.
Соответственно - незаконны его любые претензии к НКР. Учитывая, что Азербайджан
не перестает утверждать о своем праве на силовое подчинение Нагорного Карабаха,
НКР вправе заявить о том, что для проведения эффективных переговоров необходимо
создание правовой базы для равноправного участия конфликтующих сторон в таких
переговорах. Это возможно только путем пересмотра странами - членами ОБСЕ
своего неправового решения о признании государственной независимости
Азербайджана.
Отказ Азербайджана от политики шантажа возможен только при
изменении отношения международного сообщества к не аргументированным претензиям
Азербайджана к НКР. Руководство НКР вправе обратиться к сопредседателям МГ ОБСЕ
с требованием довести до стран - членов ОБСЕ предложение о пересмотре
законности признания государственной независимости Азербайджана и членства
последней в ОБСЕ. Руководству НКР одновременно следует поднять вопрос о
предоставлении НКР статуса наблюдателя в ООН, основываясь на том
обстоятельстве, что НКР в 1991г. была признана со стороны ОБСЕ в качестве
самостоятельной стороны конфликта.
НКР вправе считать, что в целях определения статуса и границ
Нагорного Карабаха ОБСЕ обязана признать независимый статус НК и посредством
отделения проблемы признания от проблемы определения границ, путем юридического
решения спора между Азербайджанской и Нагорно-Карабахской Республиками по
вопросу правопреемства государств на территории бывшей Азербайджанской ССР,
определить окончательные границы между этими странами.
- А ОБСЕ готова к такому разговору?
- Готова - не готова, от этого что-то меняется? Турция не
готова признать Геноцид, но мы же добиваемся этого. Нас не должно интересовать,
готова ОБСЕ или нет. Нас должно интересовать, какова линия и концепция нашей
политики. Поэтому, думаю, инициатива Общественного совета НКР правильная.
- А фактор Армении?
- Сейчас, говоря о том, почему у международного сообщества
такое отношение к Карабаху, ссылаются на то, что НКР как государство не
признано даже Арменией. Непризнанность уже стала аргументом в руках
международного сообщества. Одним из аргументов был военный шантаж Азербайджана,
которым аргументировалось все. Сегодня вторым аргументом становится
непризнанность со стороны Армении, которая, несмотря на незаконность признания
Азербайджана, в 1992г., почему-то дала согласие на включение Азербайджана в
ОБСЕ. Вот в чем вопрос.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.