Четверг, 25.04.2024, 17:57
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июнь » 3 » Вопросы своих прав Карабах должен решать с ОБСЕ
Вопросы своих прав Карабах должен решать с ОБСЕ
19:42

Analitika.at.ua. Сегодня НКР имеет все основания для обращения к международному сообществу по вопросу незаконности независимости Азербайджана, считает старший эксперт Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел САРКИСЯН

 

- В последнее время в Степанакерте и Ереване зазвучали призывы инициировать процесс признания Нагорно-Карабахской Республики. Обращение Общественного совета по внешней политике и безопасности НКР к армянской диаспоре инициировать процесс международного признания НКР подхватили партия "Дашнакцутюн” и соответствующие лоббистские структуры Ай-Дата. Как Вы это прокомментируете?

 

- Проблема признания сегодня вообще актуализировалась, и не только со стороны Карабаха. В последней нашумевшей резолюции Европарламента по НК опять-таки сказано, что на данном этапе целесообразно придать Карабаху определенный промежуточный статус до уточнения окончательного статуса. Т.е. проблема статуса сама по себе вышла в центр внимания. Другое дело, кто как к этому пока относится. Это очень важно, и было бы странно, если бы от Карабаха не исходили такие инициативы. Я думаю, это вполне закономерное развитие ситуации. Именно игнорирование проблемы статуса привело к нынешней тупиковой ситуации в разрешении конфликта. Нет возможности для проведения прямых переговоров. Переговоры можно проводить тогда, когда существуют равноправные условия.

 

- И что нужно делать для этого?

 

- Дело в том, что свои проблемы с Азербайджаном НКР решила давным-давно. У Азербайджана есть претензии к Карабаху, но никто не имеет желания говорить с самим НК. Предъявляются претензии кому угодно, но не ему, обещают урегулировать, но никто урегулировать не может. И все больше говорят, что не знают, как урегулировать. И получается, что у Карабаха возникла серьезная проблема взаимоотношений с международным сообществом. Т.е. проблема Карабаха не с Азербайджаном, а с международным сообществом, в первую очередь, с ОБСЕ. Именно с ОБСЕ у Карабаха существует широкий комплекс вопросов. Именно с ОБСЕ у Карабаха есть прямой легальный канал общения - Минская группа. Поэтому Карабах должен свои проблемы решать с этим сообществом - почему были игнорированы все его права, начиная с правопреемства при развале СССР, кончая правом на самозащиту.

 

Мировые центры сил проигнорировали создавшуюся после развала СССР новую реальность и, руководствуясь чисто политическими подходами, избирательно признали одних и не признали других. После того, как бывшие советские республики 21 декабря 1991г. в Алма-Ате приняли решение о создании СНГ, страны Евросоюза 23 декабря 1991г. заявили, что "принимают к сведению, что международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией”, а что касается других республик, то они готовы признать и их, "как только получат гарантии от этих республик о готовности выполнить требования, содержащиеся в "Критериях признания новых государств в Восточной Европе и на территории "Советского Союза”, принятых министрами иностранных дел "двенадцати” 16 декабря 1991г. Критерии ЕС были приняты на заседании Совета ЕС на уровне глав МИД 16 декабря 1991г. в Брюсселе. Министры выразили свою готовность признать эти государства при условии соблюдения общепринятых международных стандартов и, исходя из конкретной политической ситуации, те новые государства, которые приняли на себя соответствующие международные обязательства. В частности, критерием признания было наличие обязательства "разрешать по соглашению, в том числе предусматривая в случае необходимости обращение в арбитраж, все вопросы, касающиеся правопреемства государства и региональных споров”. Одновременно министры подчеркнули, что не будут признаваться государства, возникающие в результате агрессии.

 

Но ни один из этих критериев не был применен в период признания Азербайджана. Главным образом были игнорированы аспекты, касающиеся правопреемства государства и региональных споров. Излишне говорить уже о том, что до момента признания независимости Азербайджана, с его стороны проявила себя агрессия в форме депортации армянского населения Нагорного Карабаха, являющегося таким же правопреемником СССР. Здесь и была заложена база нынешней конфликтной ситуации.

 

Сегодня НКР имеет все основания для того, чтобы обратиться к международному сообществу с тем, что независимость Азербайджана незаконна. Соответственно - незаконны его любые претензии к НКР. Учитывая, что Азербайджан не перестает утверждать о своем праве на силовое подчинение Нагорного Карабаха, НКР вправе заявить о том, что для проведения эффективных переговоров необходимо создание правовой базы для равноправного участия конфликтующих сторон в таких переговорах. Это возможно только путем пересмотра странами - членами ОБСЕ своего неправового решения о признании государственной независимости Азербайджана.

 

Отказ Азербайджана от политики шантажа возможен только при изменении отношения международного сообщества к не аргументированным претензиям Азербайджана к НКР. Руководство НКР вправе обратиться к сопредседателям МГ ОБСЕ с требованием довести до стран - членов ОБСЕ предложение о пересмотре законности признания государственной независимости Азербайджана и членства последней в ОБСЕ. Руководству НКР одновременно следует поднять вопрос о предоставлении НКР статуса наблюдателя в ООН, основываясь на том обстоятельстве, что НКР в 1991г. была признана со стороны ОБСЕ в качестве самостоятельной стороны конфликта.

 

НКР вправе считать, что в целях определения статуса и границ Нагорного Карабаха ОБСЕ обязана признать независимый статус НК и посредством отделения проблемы признания от проблемы определения границ, путем юридического решения спора между Азербайджанской и Нагорно-Карабахской Республиками по вопросу правопреемства государств на территории бывшей Азербайджанской ССР, определить окончательные границы между этими странами.

 

- А ОБСЕ готова к такому разговору?

 

- Готова - не готова, от этого что-то меняется? Турция не готова признать Геноцид, но мы же добиваемся этого. Нас не должно интересовать, готова ОБСЕ или нет. Нас должно интересовать, какова линия и концепция нашей политики. Поэтому, думаю, инициатива Общественного совета НКР правильная.

 

- А фактор Армении?

 

- Сейчас, говоря о том, почему у международного сообщества такое отношение к Карабаху, ссылаются на то, что НКР как государство не признано даже Арменией. Непризнанность уже стала аргументом в руках международного сообщества. Одним из аргументов был военный шантаж Азербайджана, которым аргументировалось все. Сегодня вторым аргументом становится непризнанность со стороны Армении, которая, несмотря на незаконность признания Азербайджана, в 1992г., почему-то дала согласие на включение Азербайджана в ОБСЕ. Вот в чем вопрос.

 

Гаянэ МОВСЕСЯН

Источник: RA.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 548
Календарь новостей
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru