Понедельник, 30.12.2024, 19:18
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Март » 21 » Voskanapat: Casus Belli
Voskanapat: Casus Belli
10:41

Analitika.at.ua. Руководство НКР объявило о предстоящем открытии 9 мая Степанакертского аэропорта, в ответ на что Азербайджан официально пригрозил сбивать направляющиеся в Степанакерт гражданские самолеты. Начало эстафете угроз, отражающих точку зрения правительства Азербайджана, положил директор Азербайджанской государственной администрации гражданской авиации Ариф Мамедов: «Согласно закону «Об авиации», планируется физическое уничтожение самолетов, совершающих посадку на эту территорию (Степанакертский аэропорт. – ред.)». После Мамедова выступил целый ряд известный в этой республике людей: начальник департамента международных связей государственной администрации гражданской авиации Азербайджана Эльдар Багирзаде, военный эксперт Узеир Джафаров, глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу, военный эксперт Сабит Кафаров и другие. Процитирую последнего: «Рассчитываем на такую же снисходительность мирового сообщества и «улыбчивость» сопредседателей, когда азербайджанские ПВО начнут осуществлять на практике режим запрета полетов над всей оккупированной частью территории Азербайджана и беспощадно сбивать все, что летает». И еще: «Хотим предупредить Сержа Саргсяна: если он думает, что с азербайджанцами можно «шутки шутить» и что они не будут сбивать гражданские самолеты, то придется сломать этот стереотип».

Несмотря на недвусмысленно звучащие заявления, необходимо понять, насколько Баку готов претворить свои угрозы. Ибо, чтобы сбивать гражданские самолеты Нагорно-Карабахской Республики, Азербайджан должен обладать несколькими качествами, рассматривание которых в данном случае представляется необходимым.

 

Моральная готовность Азербайджана к убийству мирных людей

 

В этом вопросе закавказские турки никогда не испытывали проблем. Больше того, убийство безоружных, спящих, больных и немощных почитается у них за доблесть. А чтобы сказанное не выглядело пропагандистским приемом, приведу два примера, связанных именно с авиацией.

1. 9 мая 1992 года экипаж армянского самолета Як-40 в составе летчика-инструктора Михаила Андреасяна, командира Арутюна Давтяна и бортмеханика Артавазда Саакяна осуществлял перевозку 30 раненых и беженцев из Степанакерта в Ереван. Сразу после взлета, на подлете к Карвачарскому району, гражданский самолет был атакован пилотируемым Вагифом Курбановым бронированным штурмовиком СУ-25, подбившим переполненный женщинами и детьми Як-40. В результате атаки произошел отказ двух из трех двигателей самолета. На борту возник пожар, после чего бортовой механик, с целью сбить охватившее самолет пламя, разгерметизировал аварийный выход. Лишь высочайший профессионализм армянских летчиков позволил им посадить самолет с убранными шасси на аэродроме города Сисиан. Тем не менее, жертвы были, а пилоты получили различные травмы, в том числе Михаил Андреасян – перелом позвоночника.

Необходимо отметить, что за месяц до этого Вагиф Курбанов угнал СУ-25 из аэродрома Ситал Чай и 8 мая 1992 года состоялся его первый «боевой» вылет, во время которого он сбросил бомбы и ракеты на Степанакерт и Шуши. СУ-25 Вагифа Курбанова был сбит 13 июня 1992 года у Аскерана. Курбанов успел катапультироваться и попробовал приземлиться на парашюте в Агдаме (ныне Акна), однако был расстрелян в воздухе армянскими бойцами. Симптоматично, что в боевых действиях Курбанов участия не принимал, а единственной целью его «боевых» вылетов были населенные пункты НКР: Степанакерт, Шуши, Аскеран, Мартуни. Стараясь убить как можно больше людей, он выбирал в качестве мишеней многоэтажные дома, Замечу, что детоубийца и преступник указом президента Азербайджана был удостоен звания национальный герой Азербайджана.

Напомню также, слегка отклонившись от темы, что первым национальным героем Азербайджана стал Шахин Тагиев, лично принимавший участие в резне армянского населения села Марага Мартакертского района НКР. Возглавляемый им батальон «Гуртулуш» ворвался в Марагу 10 апреля 1992 года. За несколько часов пребывания в Мараге закавказские турки убили, расчленили и сожгли 57 не успевших покинуть село престарелых жителей, забрали в «плен» 10 детей, младшей из которых было несколько месяцев от роду. За этот «подвиг» в духе закавказских турок Шахин Тагиев и был удостоен звания героя, а спустя пару месяцев министр внутренних дел Азербайджана Искандер Гамидов заявил в прямом эфире по телевидению: «У нас в плену находятся армянские девочки трех и пяти лет».

2. 17 марта 1994 года в небе над Степанакертом огнем из зенитно-ракетного комплекса «Оса» был сбит военно-транспортный самолет С-130 ВВС Ирана. Погибли все 19 пассажиров, включая 9 детей, и экипаж из 13 человек. В самолете находились семьи иранских дипломатов в России. В результате расследования этой трагедии выяснилось, что самолет должен был следовать в Иран через Россию, Грузию и Армению, однако, обходя в грозовой фронт, отклонился от курса на восток примерно на 100 км. и оказался в зоне диспетчерской службы Гандзака (Гянджи). Азербайджанские диспетчеры, будучи в курсе о пассажирах самолета и понимая, что военный самолет на территории обороняющейся от военной агрессии Азербайджана НКР подвергнется атаке, преднамеренно направили самолет в сторону Степанакерта, где он и был сбит ПВО Армии Обороны НКР. Не может быть никаких сомнений: азербайджанские диспетчеры согласовывали свои действия с высшим руководством Азербайджана, и почти наверняка можно утверждать, что решение направить на верную гибель иранский самолет с женщинами и детьми принимал лично Гейдар Алиев. Таким образом, в стремлении рассорить армянские государства с дружественным Ираном, Азербайджан целенаправленно спровоцировал гибель иранского самолета, жизни экипажа и пассажиров которого были приведены в жертву античеловеческой политики Баку.

 

Военные возможности Азербайджана

 

Примеры войны Баку против гражданских самолетов можно продолжить, в том числе и о подбитом 15 мая 1992 года самолете Як-40 на взлетной полосе Степанакертского аэропорта, однако пора переходить к современным возможностям Азербайджана по реализации озвученных угроз сбивать летящие в Степанакерт гражданские самолеты.

Анализ ситуации показывает, что возможности Азербайджана атаковать летящие в Степанакерт гражданские самолеты сильно ограничены. Речь даже не о бессмысленности подобной акции – убийство армян без учета пола и возраста для Азербайджана всегда имеет «смысл» - проблема в практическом отсутствии у Азербайджана такой возможности. В самом деле, для того, чтобы сбить летящий в Степанакерт самолет, у Азербайджана должно быть достаточно мощное, способное поражать цель на большом расстоянии, противовоздушное оружие, которого, если судить по открытым сведениям, у Азербайджана нет. Поражающие возможности имеющихся на вооружении у Азербайджана РЗК С-125 и С-200 в горных условиях сокращаются, и их придется подвести близко к границам НКР, что превратит их в уязвимые для АО НКР мишени.

Вместе с тем, если даже у Азербайджана найдутся необходимой дальности ракетно-зенитные комплексы, этим ракетам надо будет еще долететь до армянского самолета и не оказаться подбитыми средствами армянского ПВО. Баку, чтобы сбить армянские гражданские самолеты, придется поднимать в воздух истребители и штурмовики, что также чревато их неминуемым уничтожением силами ПВО Армии Обороны НКР.

 

Готовность ответить за содеянное преступление

 

Представим, однако, что Азербайджану удастся сбить летящий в Степанакерт гражданский самолет. Или даже попробовать это сделать. К каким бы последствиям на международной арене не привел столь наглый террористический акт, он, безусловно, повлечет за собой ответные меры со стороны Нагорно-Карабахской Республики. Иначе говоря, преднамеренное уничтожение гражданского самолета превратится в пусковой механизм для немедленного уничтожения большинства военных аэропортов Азербайджана вместе с находящейся там техникой. И это будет лишь началом.

Имеющиеся на вооружении у Армии Обороны НКР средства ПВО позволят закрыть для полетов практически все небо над контролируемой Азербайджаном территорией. Уверен, армянская сторона не ответит уничтожением азербайджанского гражданского самолета, однако ответный удар по военной авиации Азербайджана и ее базам, нанесенный с полным на то основанием и в соответствии с международным правом, нанесет врагу невосполнимые потери.

Наконец, атака на гражданский самолет является неоспоримым casus belli, чем обязательно, и по полной программе, воспользуются армянские государства. В Баку могут не сомневаться: Ереван и Степанакерт немедленно задействуют уникальные возможности Армянской Армии, что, в конечном итоге, закончится переносом границы НКР с Азербайджаном на восток. На расстояние, обеспечивающее безопасность полетов армянских лайнеров над Степанакертом и Гандзаком. Если, конечно, остаткам фрагментированного Азербайджана будет позволено иметь средства ПВО. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, Voskanapat.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1039
Календарь новостей
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru