Analitika.at.ua. Спецтур израильских журналистов и политтехнологов в
Азербайджан 27-31 марта сего года продолжает будоражить умы… израильских же
журналистов, не упускающих случая утверждать о «бурной реакции» армянских СМИ
по этому поводу. О своей поездке в Азербайджан рассказали в русскоязычной
прессе Петр Люкимсон, Авигдор Эскин и Давид Эйдельман. Между тем, «бурная
реакция» заключалась лишь в желании нескольких армянских политологов и
журналистов предупредить коллег о готовящейся Азербайджаном провокации –
стремлении преподнести израильским журналистам «факты» о «массовом убийстве»
евреев города Куба армянами.
Насколько это было актуально, демонстрируют статьи и
интервью вышеназванных участников тура в Азербайджан. Трудно сказать, чем они
руководствовались (гостеприимство закавказских турок иногда способно творить
чудеса), но последовавшие вслед за поездкой публикации наглядно показывают:
отдельные израильские журналисты с удовольствием попали под влияние государственной
пропаганды Азербайджана. Например, Петр Люкимсон в своем интервью не только
добросовестно пересказал азербайджанскую «версию» событий февраля 1988 года в
Сумгаите, но и рассказал страшную историю о том, как армяне угрожали ему и его
детям. Бедный Петр даже вынужден был «спрятать» детей: перевести их в другую
школу. Правда, обратиться в компетентные органы Израиля, где происходил весь
этот триллер, он не догадался. Ну, да Бог с ним, и на старуху бывает проруха.
Куда интереснее интервью Д. Эйдельмана, обидевшегося, что
кто-то из армянских журналистов назвал его по ошибке корреспондентом портала
IzRus.
Пренебрежем претендующими на юмор пошлыми высказываниями
Эйдельмана об армянских журналистах и попробуем разобраться в высказанных
политтехнологом (обратим на это внимание) мыслях. На вопрос «В Армении
опасались, что вас убедят, будто в 1918 году армяне пытались вырезать всех
евреев Баку и Кубы», Эйдельман отвечает: «Никто из членов израильской делегации
не говорил о преднамеренном (Выделено мной. – Л.М.-Ш.) геноциде евреев со
стороны армян в 1918 году, о преднамеренных (Выделено мной. – Л.М.-Ш.)
еврейских погромах, о том, что именно евреи были целью дашнаков или армянских
частей Красной армии».
Не думаю, что политтехнолог, да еще и поэт Эйдельман не
знает цену слова, дважды аккуратно вставленного в одно предложение и полностью
меняющего его смысл. Вот только никак не могу понять, как можно непреднамеренно
совершить геноцид и погромы? Не поймут этого и читатели интервью, у которых в
подсознании застрянет мысль о том, что армяне совершили геноцид евреев в Кубе.
Прием нечистоплотный, давно известный и действенный. А потому уверен:
политтехнолог сознательно ввел это слово в свое изложение событий 1918 года в
Кубе.
Именно желанием предотвратить подобную интерпретацию событий
в Кубе и на всем севере нынешней Азербайджанской республики и были продиктованы
статьи в армянских СМИ. Буду откровенен: мне совершено безразлично
приобретенное в Азербайджане мнение самого Эйдельмана, однако мне далеко не
безразличен добрый имидж армянского народа, историческая судьба которого во
многом схожа с исторической судьбой еврейского народа.
По ходу интервью Д. Эйдельман постепенно входит в раж, и
начинает нести откровенную ложь. «Поэтому, нет никаких оснований говорить о преднамеренных
армянских этнических чистках против евреев в 1918 году. Этого не заявляет
официальный Азербайджан, ни азербайджанские историки, ни журналисты и
политологи, прибывшие из Израиля», - заявляет израильский политтехнолог, вновь
вводя понравившееся ему слово.
Между тем, все это предложение является неправдой, и я готов
был бы поверить, что она исходит от незнания (хотя незнание не является
основанием для утверждений), если бы не одно важное обстоятельство. Напомню
Эйдельману, что в 2008 году в Израиле была издана книга директора Института по
правам человека Национальной академии наук Азербайджана Ровшана Мустафаева
«Марш смерти». Книга, как написано в ее аннотации, посвящена «преступлениям
армян против еврейского народа». Мне не известно, владеет ли Эйдельман ивритом
в достаточной мере, но книга издавалась не только на иврите, но и на русском,
немецком, английском языках.
В начале мая 2008 года Уполномоченный по правам человека в
Азербайджане Э. Сулейманова обратилась к президенту республики И. Алиеву с
просьбой организовать в Кубе музей и памятник жертвам геноцида... евреев.
Сулейманова и не пыталась скрыть цели своего обращения. «С этим фактом
вымышленный геноцид армян терпит фиаско, доказывается фальсификация армянами
исторических фактов», - пояснила омбудсмен Азербайджана журналистам. Затем с
аналогичной просьбой к президенту Азербайджана обратились и некоторые
представители еврейской общины Азербайджана, в том числе депутат
азербайджанского парламента – Милли меджлиса – Евда Абрамов, лидер религиозной
общины горских евреев Азербайджана Семен Ихиилов и другие. Достаточно задать в
поисковиках предложение «геноцид евреев в Губе», и взору Эйдельмана откроются
сотни упоминаний на эту тему.
Можно ли поверить, что Эйдельман, утверждавший, «Этого не
заявляет официальный Азербайджан, ни азербайджанские историки…» ничего не
ведал? Если это действительно так, то Эйдельман профессионально непригоден.
Портал IzRus, информируя о поездке израильтян в Азербайджан, уже в самом
заголовке – Израильских журналистов провезут тропой кровавой резни – подчеркнул
цель этого визита. Статья заканчивалась словами» «В 2007-м, при строительстве
стадиона, там (В Кубе. – Л.М.-Ш.) были обнаружены массовые захоронения горских
евреев, убитых в мае 1918-го. Повторюсь: если Эйдельман знал и не подготовился,
значит, он не имеет права называться журналистом; если же подготовился и
прочитал какое-то количество материалов на эту тему, значит он – обыкновенный и
небескорыстный лгун.
Однако Эйдельман сам упоминает в интервью, что ему знакома
история вопроса, что он прочитал «огромное количество» литературы по тем
событиям и даже говорил с экспертами. Похвально. Остается лишь объяснить,
откуда появилась эта литература, сама история вопроса и знающие тему эксперты,
если, как утверждает Эйдельман, официальный Азербайджан, а также
азербайджанские журналисты и историки не заявляют о «преднамеренных армянских
этнических чистках против евреев в 1918 году»?
Израильские журналисты в Азербайджане не только посетили
памятник «жертвам геноцида» в Кубе, но и встретились с доктором исторических
наук Солмаз Рустамовой-Тогиди, единственным, пожалуй, азербайджанским ученым,
не желающим с кем-либо делиться «геноцидом» закавказских турок. «Приведенные
нами документы доказывают, что евреи Губы во время этих событий вовсе не
пострадали. Мартовские события являются нашей трагедией и использование лжи в
освещении их недопустимо», - заявляла она. И хотя во время встречи с
израильтянами Рустамова-Тогиди, если верить Эйдельману, осторожно сообщила о
«побочных жертвах», процитирую ее книгу. «Исходя из документов ЧСК, с учетом
всех указанных выше обстоятельств, а также фактов сотрудничества отдельных
евреев-кубинцев с армянами, можно утверждать, что евреи, в отличие от
мусульман, не были и не могли быть объектом погромов, и не подвергались насилию
ни со стороны армянских банд, ни, тем более, со стороны «мусульман и лезгин…»,
- пишет Рустамова-Тогиди, под словом «мусульмане» имея в виду закавказских
турок.
Однако объяснение Рустамовой-Тогиди факта массового исхода
евреев из Кубы разрушает все ложные утверждения: «Массовое же бегство евреев из
Кубы вместе с уходящими отрядами Амазаспа, скорее всего, было вызвано страхом,
укоренившимся в течение десятилетий в душе еврейского народа, как правило, во
все времена становившегося невинной жертвой всех смут и беспорядков,
происходивших в местах их проживания». Обратим внимание: Амазасп – командир
отряда, обвиняемогоазербайджанскими
пропагандистами в «геноциде евреев» в Кубе. И после этого евреи вдруг массово
бегут вслед за уходящим обороняться от начавшейся турецкой экспансии в
Закавказье отрядом Амазаспа. От кого бежали евреи и чье покровительство искали?
Ответить на этот вопрос способен даже человек, далекий от политтехнологии.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.