Analitika.at.ua. Саммит ОБСЕ в Астане завершился. Ничем. Были приветствия,
улыбки, заверения в дружбе и даже взаимные приглашения, но, если откровенно,
совершенно не уверен, что все принятые приглашения нанести визит в дружескую
страну состоятся. У собравшихся на саммит лидеров 56 государств за деланными
(или дежурными – кому как нравится) улыбками просматривалось напряжение. В
воздухе витало беспокойство, ощущаемое даже на телевизионных экранах.
Президенты и премьеры стран ОБСЕ, общаясь друг с другом, совершенно не были
уверены, какой новый сюрприз преподнесут о собеседнике публикуемые на сайте
WikiLeaks разоблачительные документы.
Иной раз казалось, что в этом море подозрений, опасений и
волнений многие просто запамятовали основную цель своего приезда в далекую
Астану. Об этом, кстати, свидетельствует и долгие, зачастую бессмысленные
прения прибывших на саммит, и, особенно, расплывчатые формулировки свыше 10
часов обсуждаемой итоговой декларации саммита. Как признался президент
Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Было очень непросто добиться консенсуса для
принятия Астанинской декларации». Между тем, столь долгое обсуждение итоговой
декларации, а также отказ некоторых государств подписать его, является
нонсенсом. Дело в том, что проекты подобных деклараций предварительно
отправляются странам-участницам саммита, и собственно обсуждение начинается
задолго до самого форума. Фактически, многие лидеры государств приехали в
Астану, заранее зная о своем несогласии с проектом текста декларации. И вряд ли
они могли надеяться на внесение в ходе саммита необходимых им изменений в текст
итоговой декларации. Напомним также, что решения ОБСЕ принимаются исключительно
при наличии консенсуса, то есть каждое государство, входящее в эту организацию,
обладает правом вето. Именно по этой причине текст итоговой декларации принял
столь расплывчатую форму: любая конкретизация приводила к непримиримым спорам
между лидерами стран, преследующих собственные политические цели и пытавшихся
отразить их в декларации. Заметим также, что отказ подписать декларацию, без
наложения вето, фактически означает отказ признать его положения.
С учетом вышеприведенного особенно забавно выглядит
оптимистичное заявление Н. Назарбаева: «Особые замечания были по отложенным
конфликтам, и до последнего момента мы очень активно работали и добились
результата». Уже в тот же день выражение «добились результата» было
опровергнуто многочисленными публикациями в России, Грузии, НКР, Армении,
Молдавии, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Азербайджане… Достаточно хотя
бы бегло ознакомиться с этими публикациями, в которых стороны продолжают
активно и непримиримо доказывать правоту своих государств, чтобы понять:
оптимизм Назарбаева – дань традиции. Словом, какого-либо значимого результата
саммит не добился, а по части Нагорно-Карабахской Республики эксперты многих
стран даже заговорили о возможном возобновлении агрессии Азербайджана против
НКР.
Нельзя сказать, что подобный сценарий является для НКР
худшим из возможных. Уже не говоря о том, что Армия Обороны НКР является
мобильной боевой машиной, способной перемолоть весь военный бюджет
Азербайджана, вспомним также слова из выступления на саммите президента Армении
С.Саргсяна: «В случае возобновления Азербайджаном военной агрессии, у Армении
не будет иного выбора, как признать Нагорно-Карабахскую Республику де-юре, и
приложить все свои возможности для обеспечения безопасности народа Арцаха».
Думается, в Баку прекрасно понимают, что обеспечение безопасности населения
Республики Арцах в данном контексте означает уничтожение Азербайджанской
республики и ее членение на этнические составляющие.
Но вернемся к саммиту в Астане, вернее, к его «арцахской»
составляющей. Азербайджан потерпел поражение на дипломатическом фронте еще до
начала саммита. И виной тому не только рассекречивание беседы И.Алиева с
заместителем госсекретаря США У.Бернсом, что, естественно, заметно испортило
отношения президента Азербайджана с лидерами некоторых соседних стран.
Беспрестанный и ни чем не основанный шантаж международного сообщества со
стороны И.Алиева порядком надоел этому самому сообществу. Именно по этой
причине Алиева принудили подписать заявление, в котором указывается возможность
признания суверенитета Республики Арцах.
Очевидной ошибкой Ильхама Алиева стало и его выступление на
саммите, в котором он попытался дезавуировать свою же подпись, всего несколько
часов назад поставленную под упомянутым заявлением. Алиев, видимо, не учел
аудиторию, и выступил с агрессивной, угрожающей речью, практически потребовав у
европейских стран помощи в оккупации НКР. Каких-либо правовых оснований для
подобного требования у Алиева, естественно, не было. «Аргумент» у президента
Азербайджана был тот же, что и все последние годы: нефть и газ, экспорт которых
в Европу может быть прерван.
На следующий день Алиеву ответил президент Армении
С.Саргсян. Выступая с той же трибуны, он указал на политическую, историческую,
географическую, моральную и правовую абсурдность заявлений, прозвучавших в
выступлении Алиева. И резюмировал: «Азербайджан не имеет ни правовой, ни
политической, и ни моральной основы для претензий в отношении Нагорного
Карабаха». В ответ на эту суровую отповедь у Алиева не нашлось других
аргументов, кроме как «проголосовать ногами». В последний момент он просто
отказался от встречи с президентами Армении и России, чем в очередной раз
продемонстрировал ущербность исповедуемой им политики.
При этом я склонен считать, что речь президента Армении
прозвучала исключительно в ответ на агрессивный выпад И.Алиева. Скорее всего,
С.Саргсян подготовил два-три, а то и больше вариантов своего выступления, а уже
доклад президента Азербайджана стал поводом для принятия решения об озвучивании
наиболее адекватного ответа. Спесь с Алиева была сбита, и в эти минуты
президент Азербайджана напоминал воздушный шарик, который надули, но забыли
закрыть отверстие.
На этом фоне сделанный уже в Баку комментарий заместителя
министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова – «Мы добились озвучивания
в рамках саммита в Астане соответствующих заявлений на принципиальном уровне,
связанных с урегулированием конфликтов» - выглядит неуклюжей попыткой
подсластить горькую пилюлю от очередного поражения азербайджанской дипломатии.
При этом Азимов имел в виду выступившего с заявлением министра иностранных дел
Казахстана Каната Саутабаева. Однако в выступлении Саутабаеваговорилось о принципах Хельсинкского
Заключительного акта, в которых, как известно, четко закреплено право народов
на самоопределение.
Да и сам замминистра ИД Азербайджана это понимает прекрасно,
что подтверждается озвучиванием Азимовым симптома бессилия Азербайджана:
«Позиция некоторых государств не позволила закрепить основные принципы, стоящие
в корне урегулирования конфликтов». Между тем, основным принципом, стоящим у
истоков любого конфликта, связанного с реализацией права народов на самоопределение,
находится волеизъявление самоопределяющегося народа. И об этом не стоит
забывать ни Азимову, ни его руководителям.
Азербайджан потерпел очередное оглушительное фиаско. Будем
откровенны: такое бывает нечасто. Мы привыкли побеждать на поле боя, а не за
столом переговоров, где всегда чувствовали себя неуютно, ибо мерили врага своим
аршином и не учитывали его лживой сущности. Тем ценнее нынешний успех,
демонстрирующий рост авторитета Армении в мире и возможности его дипломатии.
Тем не менее, учитывая финансовые средства, потраченные официальным Баку на
лоббирование в мире своей агрессивной политики, вряд ли в государственном
аппарате Азербайджана остались адекватные умы, способные логично и трезво
оценивать происходящие вокруг этого образования события. И я совершенно не
уверен, что кто-либо в команде Алиева, в том числе и сам президент
Азербайджана, способны дойти до этого своими мозгами. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.