Analitika.at.ua. Мысль о том, что в мире искусства случай играет весьма
значительную роль, уже давно никто не оспаривает. Благодаря удачному стечению
обстоятельств посредственный художник или музыкант может подняться на высшую
точку артистического Олимпа, и сбросить оттуда его уже трудно. И напротив,
талантливый человек в силу, к примеру, природной скромности, нежелания и
неумения работать локтями и прокладывать себе дорогу по головам других так и
остается в стороне от основных жизненных путей. И если даже чего-то и достигнет
при жизни, то после смерти его работы оттесняются со сцены его же более
напористыми и шустрыми коллегами. И тех и других примеров в истории мировой
культуры более чем достаточно. К сожалению, есть они и в нашей
действительности. К делу возвращения нашей культуре таких забытых или
полузабытых имен и хотелось бы привлечь внимание общественности. Тем более что
появился яркий пример такой подвижнической деятельности.
Музыканты и поклонники музыки со стажем, конечно же, знают и
помнят заслуженного деятеля искусств Армении, ученика С.Бархударяна и
Г.Литинского, преподавателя Ереванской консерватории, заведующего кафедрой,
профессора, композитора Эдуарда Аслановича Абрамяна. Он родился 22 мая 1923 в
Тбилиси. В 1950 году закончил Тбилисскую консерваторию у профессоров
А.Тулашвили по классу фортепиано, а по классу композиции - С.Бархударяна. По
окончании консерватории он едет в Москву совершенствовать свое мастерство. Там
в студии при Доме культуры Армянской ССР он берет уроки композиции у
Г.Литинского и Ю.Фортунатова. Потом - преподавательская деятельность в
Ереванской консерватории и работа над собственными произведениями. Их у него
много - 24 фортепианные прелюдии, свыше 60 романсов и песен, музыкальных
комедий, поэм, концертов и других произведений для различных инструментов,
обработки для хора, музыка для театра.
В частности, именно Э.Абрамян является автором музыки
некогда очень популярного у нас музыкального спектакля "Такси,
такси". Его произведения отличались большой эмоциональностью,
мелодичностью, их всегда легко было запомнить и напеть даже не специалисту, а
главное, в них легко угадывалась его армянская сущность, любовь и уважительное
отношение к родной культуре. Его любили студенты, уважали коллеги и все, кто
близко знал его. Но после того как композитора не стало, его почти забыли,
произведения исполняются все реже, не стало нот, да и надобность вроде бы в них
отпала. Наступило творческое забвение.
Молодой пианист Микаел Айрапетян хорошо знаком ереванским
поклонникам фортепианной музыки. Он дважды принимал участие в конкурсах имени
Хачатуряна, и хотя добраться до главного приза так и не смог, он оставил очень
хорошее впечатление на жюри и слушателей. Параллельно с чисто музыкальной
деятельностью в настоящее время молодой человек занялся и общественной,
посвятив свою жизнь благородному занятию - возвращению забытых имен. И первым в
этом списке оказался композитор Эдуард Абрамян.
Микаел - уроженец Еревана. В темные и холодные годы вместе с
семьей, еще ребенком, оказался в Москве. Родители, будучи преданными музыке, в
первую очередь вывезли с собой домашнюю нотную коллекцию. Среди этой массы нот
был и сборник произведений Эдуарда Абрамяна.
Начатое в ереванской школе им.Саят-Новы музыкальное
образование Микаел продолжил в Московской консерватории. Ныне он аспирант. Так
вот как-то раз по настоянию родителей он разбирает произведения Абрамяна,
приходит от них в восторг и знакомит с ними своих московских преподавателей.
Выяснилось, что в Москве мало кто был знаком с музыкой Абрамяна, и творчество
армянского композитора становится для профессуры Московской консерватории
откровением. И когда приходит пора выбирать тему для диссертации, Микаел
обращается к творчеству Э.А.Абрамяна. Во время своей очередной поездки на
родину музыкант представил на суд ереванской публики 24 прелюдии для
фортепиано. Концерт, который он дал в Доме композиторов, вызвал массу
положительных эмоций у собравшихся, показав им творческое лицо этого замечательного
мастера.
Но самое интересное еще впереди. Как выяснилось, Микаел не
собирается останавливаться на этом концерте-акции. Он готовит ее продолжение, и
достаточно серьезное: приступает к записи фортепианных произведений Абрамяна. У
него была мысль осуществить эту запись в Ереване, но в наших студиях не нашлось
подходящего рояля, достойного для исполнения подобной музыки. По возращении в
Москву он сразу же приступит к работе над диском. По его инициативе и при
посредничестве добрых людей будут переизданы ноты фортепианных произведений
композитора. Все это будет роздано музыкальным школам, консерваториям,
музыкальным библиотекам двух стран. Кроме того, им задумана и весьма крупная
серьезная акция - фестиваль армянской и русской музыки, где будут звучать
произведения забытых авторов и произведения современных композиторов также двух
стран. В качестве исполнителей он намеревается пригласить молодых артистов из
Армении и России. Причем фестиваль должен стать регулярным и традиционным.
Думает он и о практической стороне дела. "Я уже
составил проект, представил его в министерства культуры обеих стран, по
возвращении в Москву буду обращаться в различные крупные компании с просьбой о
поддержке. Надеюсь, что эта идея найдет хоть у кого-нибудь отклик".
Следующим в очереди по возвращению на "большую
сцену" у Микаела Айрапетяна стоит композитор С.Бархударян. Уверен, что у
молодого музыканта хватит сил, энергии и желания претворить в жизнь эту
благородную миссию. Ведь сколько интересных имен предано забвению, сколькие так
и не были оценены по достоинству при жизни. Такая деятельность, несомненно,
пойдет на пользу всем участникам - и тем, кто будет ее реализовывать, и тем,
кто будет вкушать плоды их активности.
Но вот вопрос: почему заниматься этим должны люди диаспоры?
Сколько можно надеяться на соотечественников в России или Америке, на различные
фонды и благотворительные общества? Неужели, чтобы организовать концерт
достойного человека из нашего недалекого прошлого, обязательно нужно
вмешательство московских армян, к примеру? Разве это не могут организовать наши
местные кадры? Ну, скажем, разработать какую-нибудь программу по ознакомлению
своих, да и чужих студентов (скажем, студентов технических вузов) с
произведениями забытых армянских композиторов или просто не очень популярных в
настоящее время. Силами студентов, в зале консерватории, без финансовых затрат.
Нужно лишь желание. И отговорки типа "а кому это нужно?" не
принимаются. Это нужно всем нам!
А пока будем ждать результатов деятельности одного
московского студента. Познакомившись с ним совсем недавно, я ощутил уверенность
в том, что скоро мы будем иметь этот фестиваль. И узнаем побольше о наших
многочисленных талантливых людях, которые в силу различных жизненных
обстоятельств не смогли попасть в обойму обласканных современным обществом
деятелей культуры. Армен МАНУКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.