Главная » 2010»Декабрь»12 » Все больше армян в Турции проявляет свое национальное самосознание
Все больше армян в Турции проявляет свое национальное самосознание
00:11
Analitika.at.ua. Когда дядя стамбульского жителя Сидара Юмлу сказал ему,
что он фактически был армянином и предки его отца были армянами, 16-летний
Сидар был ошеломлен.
Молодой человек, который всегда считал себя курдом, и
который активно боролся за решение курдских проблем, однажды случайно узнал,
что его предки были обращенными в ислам армянами.
«Вначале я не поверил, но когда увидел старый паспорт своего
дедушки, где было написано, что его звали Карапет (Karapet), а фамилия у него
была – Арутян (Harutyan), я понял, что мне предстоит длинный путь, чтобы
обрести свою настоящую личность», рассказал 24-летний Сидар корреспонденту
ArmeniaNow.
Так Сидар, молодой человек, всю жизнь воспитывавшийся как
курд, и практически ничего не знавший об армянах, начал искать свои корни. Он
понимал, почему его предки вынуждены были хранить тайну своего национального
происхождения и через какие трудности они прошли… Понимал он и то, что в Турции
есть много армян, таких как он: понятия не имеющих о своей истинной
национальной принадлежности.
«Мой отец испытал много трудностей, на него много давили.
Именно поэтому он скрыл свою национальность, чтобы избавить нас от этнических
притеснений», - говорит Сидар. «Вначале это было очень трудно. Всю первую часть
моей жизни я был курдом, изучал курдский язык, жил и думал как курд, и теперь
я, отчасти, ищу в себе другого человека».
Будучи студентом факультета политических наук в светском
университете Карса, Сидар отныне исследует свои армянские корни; он совершает
поездки в различные города и деревни, пытаясь найти таких же «скрытых» армян,
как и он сам.
«Я услышал много ужасных историй, и теперь я понимаю, что
необходимо бороться. Очень много невинных людей были умерщвлены в этой стране.
Мы больше не можем хранить молчание», - говорит Сидар.
Согласно историческим источникам, во время армянского
Геноцида в 1915 году, приблизительно 100 000 армянских детей и женщин были
обращены в турок, и на данный момент, согласно приблизительным вычислениям, в
Турции живут приблизительно 300 000 скрытых и обращенных в мусульманство армян.
Сидар говорит, что скрытые армяне активизировались лишь
недавно. «Конечно, многие все еще боятся, но, например, фонд «Союз армян
Дерсима» делает огромные шаги в этом направлении». Созданный несколько месяцев
назад в области Тунждели Восточной Анатолийской области Турции«Союза армян Дерсима» ставит перед собой цель
оказать помощь скрытым и обращенным в ислам армянам вновь обречь свою
национальную идентичность, изучать армянский язык, и знакомиться с армянскими
культурными ценностями, и это решение уже наделало шума в Турции.
Согласно Turkish Zaman Daily, приблизительно 600 семей стали
членами «Союза», учрежденного восемь месяцев назад. Салахэтдин Гултекин,
основатель «Союза армян Дерсима», (Dersim, ныне Tunceli – историческая
армянская область), обратился в суд с требованием изменить свое имя и религию,
и теперь известен как Mihran Prkich (Спаситель Mihran).
«Я не хочу, чтобы у армян-дерсимцев были турецкие или
курдские имена. Мы должны жить свободно и открыто, без того, чтобы быть
скрытым», - сказал Михран корреспонденту ежедневной газеты Сабах.
Вначале «Союз» должен заботиться об обучении армянскому
языку тех армян, которые не знают свой родной язык, а так же заняться
восстановлением армянских кладбищ и церквей в Тунджели.
Сидар считает, что необходимо организовать такие союзы и в
других областях, там, где есть много армян.
Рубен Мелконян, специалист в области турецких исследований,
представитель декана Отдела исследований Востока в Ереванском государственном
университете, который изучает проблемы, связанные с обращенными в ислам
армянами, делит их на три группы.
Первая – скрытые армяне, которые сохраняют национальное
самосознание через междоусобные браки; они – мусульмане внешне, но они тайно
соблюдают свои христианские церемонии.
Следующая группа состоит из обращенных в ислам армян,
родители которых приняли ислам, и они могут жениться на турках.
Третья группа состоит из поколений смешанных браков, часть
которых состоит из обращенных в ислам армян.
«Скрытых армяне очень немного, и они боятся того, чтобы быть
выявленными. Во время одного из моих посещений одна старушка сказала мне, что
они идут в мечеть, чтобы молиться, но они молятся Иисусу Христу», - вспоминает
Мелконян.
В списке программ министерства диаспоры Армении есть
проекты, касающиеся армян, говорящих на иностранных языках, а также
принадлежащих пастве различных религий. Однако эти проекты пока еще находятся
на стадии окончательного формирования.
А пока Армения обсуждает возможности восстановления
национальной идентичности обращенных в ислам армян, Сидар полагает, что процесс
в Турции уже начался, и много людей пытается понять, какова их реальная
национальность.
«Я не боюсь, мне больше нечего терять, чтобы проиграть; мы
потеряли язык, мы потеряли религию. Что еще мы имеем, и что мы можем проиграть?
- Спрашивает Сидар, и добавляет твердо: «теперь единственный путь состоит в
том, чтобы возвратить все».
Особая благодарность Соне Хачатрян (Sona Khachatryan),
осуществившей переводы с армянского языка на турецкий язык и наоборот.
armenianow.com
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.