Analitika.at.ua. Легендарное армянское село Чардахлу - родина двух
советских маршалов, десяти генералов, более сорока академиков, докторов,
профессоров, кандидатов наук, политических деятелей, писателей. Среди них свое
достойное место занимает заслуженный деятель науки РФ, академик Российской
академии естественных наук, доктор наук, профессор Грант Айказович Симонян,
85-летие которого научная общественность Москвы отмечает летом этого года.
ГРАНТ СИМОНЯН РОДИЛСЯ 28 ФЕВРАЛЯ 1928 г. ОКОНЧИВ СРЕДНЮЮ
ШКОЛУ В ГАНДЗАКЕ и Московскую ветеринарную академию, он начал трудовую
деятельность в Мартунинском районе Карабаха, затем продолжил в родном селе
Чардахлу и в подмосковных хозяйствах.
С 1961 года по настоящее время вся научно-практическая
деятельность нашего юбиляра связана с лабораторией лейкозологии ВИЭМ. Научная
образованность и постоянный творческий поиск позволили профессору Г.А.Симоняну
стать одним из основоположников ветеринарной лейкозологии, генотологии и
цитоморфологии. Им впервые разработан и внедрен эффективный, не имеющий
аналогов в мире метод искоренения лейкоза. Симонян подготовил 16 кандидатов и
докторов наук, опубликовал более 150 статей и шесть монографий, среди которых
особого внимания заслуживает "Ветеринарная гематология". Многогранная
работа Гранта Айказовича была удостоена серебряных и золотых медалей ВДНХ СССР
и РФ, государственных наград, почетных грамот и благодарностей.
Вышеперечисленное кратко обозначает научно-практическую
деятельность юбиляра. Но Симонян принадлежит к тем личностям, которые всю
энергию души посвящают великому делу служения Родине.
Патриотическое самосознание складывалось в детские и
юношеские годы. Родители Гранта, обыкновенные крестьяне из села Чардахлу, в
начале тридцатых годов переехали в Гандзак. Через несколько лет скоропостижно
скончался отец семьи, хлебосольный, преданный представитель нашего рода дядя
Айказ. Вся тяжесть семьи, забота о её материальном обеспечении и воспитании
детей оказалась на плечах матери. Эта маленькая, хрупкая, но весьма энергичная
женщина сумела не только вырастить всех четверых детей, но и дать им
образование.
Общественная среда обитания Гранта была чрезвычайно богатой
и интересной. С одной стороны, исторический Гандзак с его многочисленными
армянскими памятниками, революционными и трудовыми традициями, прекрасными
представителями армянской интеллигенции и т.д. А с другой - легендарное
армянское село Чардахлу с его героической историей, памятниками, начиная от
циклопических крепостей и "каменных ящиков" (могильников), церквей,
множества хачкаров, среди которых самым уникальным считался хачкар IX века на
вершине горы Хачисар.
"Я был всегда связан с родным селом, родственниками,
друзьями детских и юношеских лет. Сама героическая среда Чардахлу, его
многовековая история формировали в нас чувство национальной гордости. История
армянского народа начала XX века, правда о Геноциде, а также политическая
трагедия нашего народа при установлении советской власти и определении
государственных границ между республиками Закавказья стали предметом моего
пристального внимания с августа 1946 года под влиянием рассказов одного моего
родственника, который стал деятелем национально-освободительного движения
Арцаха".
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ МОСКОВСКОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ АКАДЕМИИ СИМОНЯН
работал в Нагорном Карабахе. Здесь ему пришлось сталкиваться с той политикой,
которую еще в 1923 году XII съезд РКП(б) определил как "державный
наступательный шовинизм руководителей Азербайджана по отношению к армянскому
населению этой республики". Эта политика ущемления, ограничения
экономических, социальных, политических, демографических и духовных прав и
потребностей 500-тысячного армянского населения стала принимать еще более
уродливые формы со второй половины пятидесятых годов. Попытка молодого
специалиста ставить вопрос о ленинской политике самоопределения народов
закончилась его "добровольным" уходом с работы. Так же случилось и в
родном Чардахлу.
Обстоятельства заставили Симоняна вернуться в Россию и
устроиться на работу в подмосковном хозяйстве. За последующие пятнадцать лет
ему удалось закончить аспирантуру, защитить кандидатскую, а затем докторскую
диссертацию, стать ведущим специалистом по лейкозологии.
В то же время Г.А.Симонян активно участвовал в работе
московской группы арцахского движения. Вместе со своими товарищами он несколько
раз обращался к руководству партии и правительству с письмом "Об
антиармянской политике бакинского руководства". Симонян был одним из
инициаторов строительства на общественных началах в родном селе современной,
многопрофильной больницы, монумента-памятника победы и скорби, а также музея
боевой и трудовой славы. Маршалы Баграмян И.Х. и Бабаджанян А.Х. высоко ценили
общественно-политическую и патриотическую деятельность Симоняна.
Летом 1987 года начался последний акт трагедии Чардахлу.
Секретарь райкома партии ставил задачу избавиться от населения всех 12
армянских сел Шамхорского района. По его приказу милиция чуть ли не ежедневно
устраивала провокации, избивала людей, арестовывала их на неопределенное время,
отключала электроэнергию, радио, выводила из строя телефонную связь. "Ваши
маршалы лежат в земле, - с циничной откровенностью заявлял этот шовинист, - они
вам не помогут. Ваше место в Армении. Убирайтесь из нашей республики".
ПО ПРОСЬБЕ СЕЛЬЧАН МЫ С СИМОНЯНОМ ПРИЕХАЛИ В СЕЛО, пытались
встретиться с этим секретарем. Безрезультатно. Вместе с первой чардахлинской
делегацией мы вернулись в Москву. Нас принимали в аппарате ЦК КПСС, в
Президиуме Верховного Совета СССР. Но везде царило безразличие. Единственное,
чего мы добились, - командировки корреспондента "Известий" в Шамхор.
Прошли дни. Первого декабря 1987 года мы отправили на имя Горбачева очередную
телеграмму, в которой было сказано: "Более четырех месяцев секретарь
Шамхорского райкома партии терроризирует жителей армянского села Чардахлу,
издевается над честью, достоинством наших односельчан, угрожает им высылкой...
Из-за девятикратной провокационной ревизии хозяйство понесло большие потери. Он
каждый день в сопровождении милиции, пожарных и работников ГАИ приезжает в
село, пытается спровоцировать беспорядки, драки, скандалы. У всех чардахлинцев
нервы на пределе. Так жить и работать невозможно. Мы, двадцать представителей
совхоза, находимся в московской гостинице "Минск". Наш депутат,
главный редактор "Известий", отказывается принимать нас. Мы просим
вас о незамедлительной помощи, о личном приеме".
Целый месяц делегация находилась в Москве, но ситуация не
изменилась. В Ереване прошла первая демонстрация чардахлинцев. Канадское радио
подробно информировало об этом. А редактор "Известий" отказался
печатать статью своего же корреспондента, не желал беседовать с нами. Статья
Александра Беккера под названием "У прошлого в плену" появляется на
страницах газеты "Сельская жизнь" (24 декабря 1987 года). Номер
газеты конфискуют, но секретаря райкома из Шамхора убирают.
Положение Чардахлу остается неясным. Проходит еще
одиннадцать месяцев. Борьба продолжается. Очередная телеграмма Горбачеву от 9
декабря 1988 года: "Сколько раз обращались к вам по вопросу о судьбе
нашего легендарного села Чардахлу! Сколько раз чардахлинцы обивали пороги всех
партийных государственных и общественных организаций и учреждений! Геноцид
армян в Сумгаите, Кировабаде, Шамхоре и в других местах - результат того, что
трагедия села Чардахлу не была своевременно изучена, не были осуждены ее
виновники. Чувствуя свою безнаказанность, шовинистическое правительство
Азербайджана распространило политику террора и депортации на другие армянские
населенные пункты республики".
6 ДЕКАБРЯ ЭТОГО ГОДА НАСТАЛ СМЕРТНЫЙ ЧАС НАШЕГО СЕЛА. После
16-векового беспрерывного существования оно стало жертвой политики державного
наступательного шовинизма. При содействии руководства 27-й дивизии, 4-й армии
ЗакВО азербайджанские бандиты захватили село и депортировали жителей в Армению.
А на следующий день, 7 декабря 1988 года, во время завтрака в профилактории
города Спитака 49 чардахлинцев оказались заживо погребенными под обломками
этого здания. Вслед за трагедией Чардахлу наступили черные январские дни для
армянского населения Баку, Гянджи и потеря еще одного древнейшего армянского
села - Геташена... Единственная светлая точка - это победа мужественного
Арцаха. На сегодняшний день в мире нет таких сил, которые смогли бы вновь
вернуть Карабах в рамки чужого государства. В общей победе есть и вклад Гранта
Айказовича.
...Возраст призывает к обобщению пройденного пути. Родители
дали ему жизнь, Чардахлу - любовь к человеку, Армения - мужество и стойкость,
Россия - не только образование и ученость, но и мудрость, справедливость. Таким
образом, Г.А.Симонян - настоящий сплав четырех жизненных источников. Поэтому
его сердце принадлежит Чардахлу, Арцаху, Армении и России. Другого не дано!
Другой Родины для нас нет. Г.МАРТИРОСЯН, академик МАДЕНМ, г. Рязань. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.