Главная » 2011»Июль»3 » Встреча в Казани по Карабаху: Пессимисты оказались лучше информированы
Встреча в Казани по Карабаху: Пессимисты оказались лучше информированы
18:42
Analitika.at.ua. Как и предполагала большая часть экспертов, занимающихся
проблемами Южного Кавказа, трехсторонняя встреча в Казани между президентами
Азербайджана, Армении и России закончилась неудачей. Подготовленные к подписанию
«Основные принципы урегулирования» Нагорно-Карабахского конфликта остались без
подписей. Пессимисты оказались правы и потому, что они видимо лучше
информированы о ходе переговоров, чем оптимисты.
Анализируя открытые источники информации, мы пришли к выводу
о том, что во время встречи в Казани официальный Баку выдвинул 10 предложений к
уже подготовленному документу, по другим сведениям число таких предложений
достигало 12. В ответ на предложения Азербайджана по подготовленному документу,
армянская сторона также выдвинула встречные предложения. Таким образом, встреча
закончилась неудачей и по имиджу президента России Дмитрия Медведева как
посредника и миротворца был нанесен достаточно чувствительный удар. Отсюда и
жесткая, но пока непубличная реакция на произошедшее из высших кругов
российской власти.
В чем причина таких действий Азербайджана?
Становится очевидным, что официальный Баку понимает право
наций на самоопределение только как право на автономию, а не на сецессию. В
качестве примера Азербайджан зачастую приводит статус Южного Тироля в Австрии. Любопытно,
что за несколько лет до войны 2008 года, между Грузией и Россией (война
начиналась как грузино – осетинская), грузинская сторона также добивалась
согласия международных инстанций на статус Южной Осетии в рамках грузинского
государства по аналогии со статусом Южного Тироля в Австрии. Интересно также
то, что Россия в рамках ОБСЕ не возражала против такого подхода.
Торпедирование и затягивание переговоров в рамках Минской
группы ОБСЕ и срыв компромиссных соглашений между сторонами конфликта является
только следствием политической стратегии Баку, ориентированной на военный
реванш. Как полагают в Азербайджане, политический и экономический дисбаланс
между Баку, а с другой стороны – Арменией и Нагорным Карабахом, позволит в
обозримом будущем либо добиться от Еревана и Степанакерта односторонних уступок
за столом переговоров, либо начать новую войну с целью возвращения под свой
контроль Нагорного Карабаха.
Основой для формирования такой стратегии является
значительный приток нефтедолларов, закупка тяжелого и наступательного
вооружения, в том числе новейших образцов, а также развитие собственного военно
– промышленного комплекса и политическая поддержка со стороны Анкары в
проведении своей стратегии.
Дело дошло до того, что в Баку вообразили, что Азербайджан
сегодня является таким сильным и самодостаточным государством, что может
беспрепятственно торпедировать не только подписание соглашения по «Основным
принципам» в Казани, но и нормализацию армяно-турецких отношений.
Во многом, сложившаяся ситуация является следствием политики
крупных внешних игроков, прежде всего США и ЕС, которые, используя имеющийся
политический и экономический инструментарий, добивались системного ослабления
армянской стороны с тем, чтобы добиться вывода армянских подразделений из «зоны
безопасности» вокруг границ бывшей Нагорно- Карабахской автономной области
Азербайджанской ССР. Кроме того, западные страны были заинтересованы в
ослаблении Армении и Нагорного Карабаха как реальных, так и потенциальных
военно- политических союзников Москвы.
Однако интересно и то, что эта политическая стратегия
Запада, направленная на ослабление Армении, де-факто по многим параметрам
поддерживалась и Москвой, которая страстно желала завоевать симпатии
Азербайджана и хотела усилить свое влияние на энергетическую политику этой
страны.
В итоге, Запад и Россия, казалось бы достигли своей цели:
руководство официального Еревана, в той или иной степени согласуя свои действия
с официальным Степанакертом, в принципе, готово вывести свои войска из ряда
районов «зоны безопасности». Однако, страны – посредники получили другую
проблему: политический и экономический дисбаланс привел к отказу Баку от
признания за народом Нагорного Карабаха права на самоопределение, за
исключением права на автономию, а также к открытой демонстрации своей
готовности к новой войне и реваншу за поражения в войне 1991-1994гг. Антиармянская
риторика в Баку кажется достигла такого апогея, что в мире наверное осталось
очень немного стран, которые бы не осознавали, что Нагорный Карабах не может
остаться в составе Азербайджана.
Возникает естественный вопрос: что делать в этой ситуации
странам – посредникам?
На наш взгляд, международная дипломатия должна извлечь уроки
из событий пятилетней давности в Южной Осетии, когда руководство бывшей
метрополии в лице президента Михаила Саакашвили приняло решение атаковать
Цхинвали.
Речь идет о том, что посредники, в первую очередь, на наш
взгляд, должны добиться полных и действенных гарантий невозобновления боевых
действий в зоне Нагорно- Карабахского конфликта, а только потом вернуться к
работе над «Основными принципами». Для этого в распоряжении посредников и
международных организаций есть достаточно солидный инструментарий:
- четыре резолюции Совета Безопасности ООН (NN 822, 853,
874, 884), принятые в начале 90-ых гг, которые требуют от всех трех сторон
конфликта прекращения огня,
- «Бишкекский протокол» от 5 мая 1994 года, подписанный при
посредничестве России и Кыргызстана, а также «Соглашение о прекращении огня» с
12 мая 1994 года при посредничестве России,
- подписанное в феврале 1995 года тремя сторонами конфликта
по эгидой ОБСЕ соглашение по укреплению режима прекращения мер доверия в
Нагорно- Карабахском конфликте. Напомним, что данное соглашение было
подготовлено при теснейшем сотрудничестве дипломатов России и Швеции, которые
тогда председательствовали в ОБСЕ. Отметим, что это соглашение до сих пор не
выполняется по вине Баку,
- «Договор об ограничении обычных вооружений в Европе». Совершенно
очевидно, что пункты, касающиеся численных ограничений тяжелых и наступательных
вооружений, не выполняются со стороны Азербайджана. При этом, азербайджанская
сторона ссылается на неучтенное вооружение, находящееся на вооружении Армии
Обороны Нагорно- Карабахской республики и в «зоне безопасности». Однако, это не
препятствие для того, чтобы международные организации могли бы совершать более
частые военные инспекции в регион и, наконец, официально зафиксировать, что
Баку не выполняет основные пункты соглашения, т.е. не выполняет взятые на себя
международные обязательства.
Естественно, что вышеупомянутый инструментарий может быть
расширен, однако и полной имплементации действующих документов вполне
достаточно для того, чтобы добиться гарантий высокого уровня невозобновления
боевых действий в зоне Нагорно – Карабахского конфликта.
Есть еще один важный и относительно новый момент в связи с
процессом урегулирования Нагорно- Карабахского конфликта. Речь идет о военной
риторике президента Азербайджана Ильхама Алиева, которая по своей форме и
содержанию во многом напоминает военную риторику президента Михаила Саакашвили
в 2008 году.
Как ни парадоксально, внешняя политика действующего
президента Азербайджана все больше напоминает политику не его отца – Гейдара
Алиева, а его предшественника, второго президента страны Абульфаза Эльчибея. Напомним,
что последний заявлял о том, что по итогам войны он искупается в озере Севан. Именно
при президенте А.Эльчибее азербайджанская сторона, имея значительное
преимущество в наступательных вооружениях, начала широкомасштабную эскалацию
конфликта.
Что касается Гейдара Алиева, то осенью 1993 и зимой
1993-1994гг он понял бесперспективность своих попыток добиться силового решения
вопроса. Будучи умным и прагматичным политиком, третий президент Азербайджана
пытался достичь урегулирования конфликта за столом переговоров. В подтверждение
этому тезису сошлемся на весенние интервью первого и второго президентов
Армении Левона Тер-Петросяна (1991-1998гг) и Роберта Кочаряна (1998-2008гг), по
мнению которых, стороны были близки к урегулированию конфликта в 1997 и 2001гг,
т.е. тогда когда их партнером на переговорах был президент Г.Алиев. При Алиеве
– сыне, насколько нам известно, таких ситуаций пока не возникало.
Склонность некоторых западных дипломатов, особенно
европейских, к политике умиротворения действующего президента «сильного
Азербайджана» труднообъяснима. Ведь накануне Второй Мировой войны именно
политика умиротворения нацистской Германии (речь идет о «Мюнхенском соглашении»
1938 года, когда нацистам и их союзникам сначала была передана Судетская
область, а затем и вся Чехословакия) и ее лидеров со стороны таких стран, как
Франция и Великобритания, не спасла человечество от кровавой катастрофы. В
связи с этим, было бы неплохо вспомнить об уроках истории. Давид Петросян, nt.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.