Analitika.at.ua. Борьба
за власть в Сирии приобретает все болееожесточенный характер, создалась даже видимость какой-то тупиковой
ситуации, когда правительство не в состоянии подавить вооруженные выступления
оппозиции, а у последней не хватает сил для решающего штурма и захвата власти в
Дамаске.
Но если посмотреть на ситуацию в этой стране и вокруг нее
несколько пошире и на более отдаленную перспективу, то шансов у режима Башара
Асада удержаться у власти становится все меньше, время работает явно не на
него.
Сторонников Б.Асада внутри страны со временем не
прибавляется. С ожесточением обреченных на стороне правящего режима сражается
лишь часть военнослужащих, в основном из арабо-алавитского меньшинства,
выходцем из которого и является клан асадов (10 % населения), представители
баасистской партийной верхушки и многочисленных спецслужб.
Оппозиция опирается на арабо-суннитское большинство (около
60 % населения), исламистские группировки, в ее рядах значительное число
перебежчиков из сирийской армии, добровольцы и наемники из других арабских и
исламских государств. Курдское национальное меньшинство (10 % населения) пока
сохраняет нейтралитет и защищает свои анклавы, как от боевиков оппозиции, так и
от присутствия правительственных войск. Курды заявляют, что они будут
сотрудничать с любым режимом в Дамаске, который гарантирует им национальные
права и свободы, равные с арабским большинством, или предоставит им статус
автономии.
Еще более драматичной складывается внешняя ситуация вокруг
Сирии, которая оказалась как бы в международной изоляции или блокаде.
Практически все арабские страны, США, Турция, Франция, другие страны НАТО и ЕС
поддержали сирийскую оппозицию, главными спонсорами ее стали Саудовская Аравия
и Катар. Финансовая, материальная и военная помощь сирийской оппозиции
несопоставима с возможностями и резервами правящего режима. Попыткам оказать
какую-либо реальную помощь режиму Башара Асада со стороны России и Ирана
препятствует отсутствие наземных коммуникаций. Воздушные коридоры
контролируются Израилем, Турцией и Ираком, морское сообщение прервано в связи с
масштабными боевыми действиями.
В этих условиях российское руководство пытается
политико-дипломатическими мерами влиять на события в Сирии и вокруг нее. Учтя
негативный опыт принятия резолюций Совета Безопасности ООН по Ливии, под
прикрытием которых были осуществлены массированные ракетно-бомбовые удары по
Ливии, а затем и зверская расправа над главой государства Муаммаром Каддафи,
Россия довольно твердо выступает против любых попыток протаскивания в Совете
Безопасности ООН аналогичных резолюций по Сирии.
Позитивными шагами являются и инициативы МИД России по
контактам с сирийской оппозицией. Такие встречи помогают лучше узнать ситуацию
в стране и взгляды противников Б.Асада на будущее Сирии. И, если на первых
порах, Москва пыталась сыграть роль посредника и посадить за стол переговоров
противников и сторонников режима Башара Асада, то похоже, что сейчас иллюзии на
примирение сирийских противоборствующих сторон в Кремле постепенно сходят на
нет.
Применение сирийскими правительственными войсками авиации,
танков и артиллерии против отрядов оппозиции, в результате чего пострадало
также и мирное население, превратились в руины города и населенные пункты,
погибло около 40 тысяч человек, сотни тысяч ранены, число беженцев приближается
к миллиону – все это не оставило шансов режиму Б.Асада хоть в какой-то форме
сохраниться или интегрироваться в новые властные структуры. Скорее всего, после
ожидаемой смены режима в Дамаске к власти придут группировки арабов-суннитов
умеренно исламистского толка, типа сирийского крыла
"Братьев-мусульман". В таком случае, функционеры нынешнего режима,
армейская верхушка и руководство спецслужб вряд ли могут рассчитывать на
продолжение своей государственной и военной службы. В лучшем случае, на них
распространится, так называемый, "запрет на профессии", а в худшем –
им придется отвечать перед судом за совершенные преступления против своего
народа. Примерно так поступили с баасистами в соседнем Ираке.
Исходя из реально складывающейся в Сирии обстановки, Россия
на данном этапе сосредоточила свои дипломатические усилия на призывах и
обращениях к обеим сторонам конфликта прекратить напрасное кровопролитие и
решить вопрос о власти в стране мирным путем.
Одновременно, Москва довольно твердо выступает против
какого-либо вмешательства внешних сил во внутрисирийский конфликт, прежде
всего, Саудовской Аравии, Катара и Турции. Весьма важным в этом плане оказался
визит Президента России В.В.Путина в Турцию в первой декаде декабря 2012 года,
где стороны обсудили ситуацию в Сирии и премьер-министру Р.Эрдогану были
высказаны озабоченности российской стороны по поводу предстоящего размещения в
районе турецко-сирийской границы дополнительных комплексов ПРО
"Пэтриот". Можно полагать, что в ходе этих переговоров Россия
рекомендовала Турции воздержаться от вмешательства во внутренние дела Сирии. Ни
для кого не является секретом, что в приграничных с Сирией турецких районах
существуют военные лагеря сирийской оппозиции, где формируются не только
подразделения боевиков из числа перебежчиков и дезертиров сирийских вооруженных
сил, но и из числа, так называемых, арабских и исламских добровольцев
("Воинов джихада", "Воинов аллаха", "Аль-Каиды" и
других международных террористических группировок). Они беспрепятственно
пересекают турецко-сирийскую границу и бесчинствуют на сирийской территории.
В России с большой настороженностью восприняли и сообщения
иностранных СМИ о срочной переброске военнослужащих США в Ирак и Кувейт, якобы
под предлогом защиты этих государств на случай возможного дальнейшего
обострения ситуации в Сирии и Иране.
Какие бы еще шаги можно было предпринять, чтобы Россия
все-таки "сохранила свое лицо" и при любом развитии ситуации в Сирии
смогла и дальше развивать сотрудничество с этой страной? Ведь нельзя забывать,
что это, по сути дела, один из последних "островков" российского
влияния и традиционного присутствия России на Ближнем Востоке.
Очевидно, что по официальным каналам (Кремль, МИД России)
было бы целесообразно продолжить контакты с Башаром Асадом и его окружением,
вместе искать наиболее безопасный и бескровный выход из сложившейся ситуации,
например, путем передачи власти в стране новому правительству в течение
"переходного периода".
Одновременно, активизировать связи и контакты с сирийской
оппозицией, Лигой арабских государств (ЛАГ) и другими заинтересованными в
скорейшем мирном разрешении сирийского кризиса сторонами. Как представляется,
для России крайне важным остается роль посредника в сирийском конфликте и
стратегической задачей на будущее является сохранить и упрочить нормальные
отношения со всеми странами на Ближнем Востоке.
Установить по линии неправительственных российских
организаций более тесные связи и контакты с максимально большим спектром
сирийских общественных и религиозных объединений (мусульманских, христианских,
курдских, армянских, выпускников советских и российских ВУЗов, других).
Инициировать в Совете Безопасности ООН обсуждение повестки
дня по путям и способам скорейшего прекращения насилия и кровопролития в Сирии,
вплоть до предложения осуществить в этих целях миротворческую операцию.
Оказывать населению Сирии и сирийским беженцам в
сопредельных странах (Турция, Ирак, Ливан, Иордания) гуманитарную помощь по
всем возможным направлениям.
Только активная внешняя политика российского государства с
привлечением всех возможных элементов гражданского общества и
неправительственных организаций на сирийском направлении могут дать
положительный эффект и способствовать повышению роли и значения России на
международной арене. Станислав Иванов, «Мир и политика»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.