Analitika.at.ua. Российский союз туриндустрии отмечает
рост потока туристов в Нагорный Карабах.
Официальный Баку обеспокоен перспективами туристического
бума в Нагорном Карабахе. Обострение интереса зарубежных любителей путешествий
к Арцаху становится в последнее время все более заметным. Причем происходит это
параллельно с формированием инфраструктур, необходимых для развития в
республике туризма. Строятся современные гостиницы, прокладываются качественные
дороги, открываются приличные рестораны... Приток иностранных туристов обещает
стать стабильным источником пополнения государственного бюджета НКР. На этом
фоне попытки руководства Азербайджана воздействовать на зарубежных туроператоров,
работающих с Карабахом, выглядят вполне естественными. Вот только успехом эти
усилия увенчиваются крайне редко. Случай с российской компанией "Жарков-тур”
обеспечил даже обратный эффект.
Работающая в Москве и ряде российских регионов туристическая
фирма "Жарков-тур” оказалась в центре международного политического скандала
из-за того, что стала предлагать своим клиентам поездки в Нагорный Карабах.
(Тур включает посещение Степанакерта, древней столицы Тигранакерта, монастырей
Амарас, Гандзасар, крепости Майраберд.) В Баку сочли это проявлением неуважения
к территориальной целостности Азербайджана. Так как "Жарков-тур” — частное
предприятие, жалобы в государственные органы России успеха не принесли. Потому
бакинские пропагандисты сочли необходимым начать кампанию по дискредитации и
запугиванию руководства туристической фирмы. По инициативе интернет-портала
Day.аz была начата сетевая атака на учредителей туроператора. На сайте Day.аz
был выложен текст обращения, который предлагалось направить администрации
"Жарков-тура”. В письме содержится требование немедленно прекратить организацию
поездок в Нагорный Карабах, и в качестве убедительного аргумента в пользу
необходимости этого приписано: "во избежание неприятных последствий для вашей
компании”. Более "инициативные” авторы от себя к этому добавляли еще и
собственные угрозы. Такие как вступить в интимную связь с матерью учредителя
фирмы или поджечь офис компании. Число писем с подобным содержанием исчисляются
сотнями.
Генеральный директор "Жарков-тур” Андрей Жарков недоумевает
в связи с нарастающей истерией. Он отмечает, что деятельность его компании не
связана с политикой и организация туристических поездок в Нагорный Карабах
вовсе не является проявлением неуважения к Азербайджану. Кстати, замечу, что на
сайте туроператора территория Нагорного Карабаха не отнесена к Армении и
представлена лишь как регион, достойный посещения в силу уникальных по красоте
достопримечательностей. "Я считаю, если люди хотят туда ехать, то пусть едут и
в этом нет ничего плохого, — говорит Жарков. — В конце концов, армяне ведь не
протестуют против организации туров из Азербайджана в Нахичевань, хотя эта
территория когда-то входила в состав Армении”. С господином Жарковым в этом
вопросе солидарна Любовь Булгакова. Она обозреватель интернет-газеты
"RATA-news”, официального органа Российского союза туриндустрии. В своей
статье, посвященной нападкам Азербайджана на российских туроператоров,
Булгакова пишет, что "в Нагорном Карабахе действительно есть что посмотреть и
где остановиться”. "В республике созданы все условия для нормального развития
туризма. Там построены прекрасные отели, бережно сохраняются исторические
памятники, а самое главное — потрясающе гостеприимный народ”, — отмечает она.
"RATA-news” обращает внимание на тот факт, что обвинения со стороны
Азербайджана в адрес российских туроператоров, организующих путешествия в
Арцах, абсолютно безосновательны, так как их клиенты миграционных законов не
нарушают. "Российским туристам ни для въезда в Армению, ни для посещения
Азербайджана виза не требуется. Так что, кому бы ни принадлежал Карабах,
никаких специальных разрешений для поездки в эту республику оформлять не надо”,
— пишет газета.
Прокомментировал ситуацию и президент Российского союза
туриндустрии Сергей Шпилько. Для него это знакомая проблема. Он не раз
сталкивался с подобными проявлениями в случаях с турами в Абхазию и на
оккупированный турками Северный Кипр. "Но турпотоки это не парализует и даже
вызывает интерес у определенной части клиентуры, для которой запретный плод
сладок. И атака на турфирму сделала ей рекламу. Теперь все знают, что "Жарков”
предлагает туры в Карабах”, — говорит Шпилько. Компания "Жарков-тур”
действительно выиграла от начатых против нее нападок. Объем продаж турпутевок в
Карабах после старта инициированной азербайджанцами кампании возрос. Число
желающих увидеть Амарас, Гандзасар, Тигранакерт и Майраберд увеличивается с
каждым месяцем. Президент Российского союза туриндустрии считает это вполне
естественным. "Есть задачи поважнее, чем ограничение доступа туристов в
Нагорный Карабах. Что же касается политики, то с этим лучше обращаться не к
бизнесу и не к рынку, на котором спрос рождает предложение. Туристы голосуют
деньгами”, — справедливо отмечает Сергей Шпилько.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.