Главная » 2010»Март»27 » За двумя зайцами или Анкара тоже недовольна Обамой
За двумя зайцами или Анкара тоже недовольна Обамой
18:05
Analitika.at.ua. С незначительными сокращениями публикует статью аналитика
Абдулхамита Билиджи в турецкой газете Today’s Zaman:
Когда Барак Обама был избран вместо Джорджа Буша, который
вызывал недовольство не только в мусульманских странах, но и во всем мире из-за
ориентированной на насилие, дискриминационной политики, Анкара, как и многие
другие столицы, вздохнула с облегчением.
Когда он выбрал Турцию для своего первого двустороннего
визита и выступил c речью в Стамбуле, когда говорил о ментальности внешней
политики, которая взаимодействовала бы с новой внешней политикой Турции, и
когда поддержал процесс вступления Турции в ЕС, любовь к Обаме еще больше
увеличилась.
Все было хорошо, пока не был принят законопроект по Геноциду
армян Комитетом по внешним сношениям Палаты представителей США, из-за чего,
похоже, кончился медовый месяц и сомнения заменили надежды. Реакция Турции,
проявившаяся отзывом посла,— мерой, которая даже не рассматривалась при
администрации Буша несмотря на некоторые кризисы,— свидетельствует о
серьезности ситуации. Когда посол Намик Тан, назначенный вместо Наби Шенсоя
после его отставки в декабре, будет возвращен, неизвестно.
Хотя это и не отражается в официальных заявлениях, можно
лучше понять уровень разочарования и ответную реакцию Турции, прислушавшись к
словам сотрудников министерства иностранных дел. Кроме того, заявление
президента Турции Абдуллы Гюля о том, что он «не будет звонить Обаме еще раз в
связи с вопросом Геноцида», также проясняет реакцию Анкары. Так в чем же
причина такой реакции?
Источники из Министерства иностранных дел склонны
приписывать неудачу в связи с усилиями Турции отклонить законопроект
распоряжению сверху,— о чем знают многие,— которое в этом отношении действенно
в Вашингтоне. Тот факт, что они получили одинаковый ответ от всех влиятельных
участников игры в Вашингтоне, к которым они обращались, еще больше усилило их
сомнения. То, что демократ, который, как ожидалось, должен был проголосовать в
пользу Турции, не отдал свой голос, хотя и присутствовал на сессии, является
лишним доказательством наличия этого одинакового ответа.
Логика, лежащая в основе такого подхода, заключается в
следующем: «Принятие законопроекта комитетом побудит Турцию принять решение по
армяно-турецким протоколам. Отклик со стороны Турции тоже может быть зачтен.
Так что давайте сядем и посмотрим». Официальные лица Турции склонны считать,
что это было основным подходом, которого придерживалась администрация Обамы до
дня голосования. «Принятие законопроекта отрицательно скажется на Турции с
психологической точки зрения. Негативное отношение со стороны администрации США
подорвет турецко-американские отношения. Это, в свою очередь, навредит армяно-турецкой
нормализации»,— это, кажется, утверждали некоторые, хотя и не предприняли
каких-либо изменений.
Основной причиной отзыва посла Тана,— который, по идее,
должен объяснять тезисы турецкой стороны Вашингтону, оставаясь там,— было
отношение администрации Обамы, которое в Турции почувствовали, когда она не
предприняла малейшего действия до последней минуты. Для того чтобы понять,
почему Турция прибегла к мере отзыва своего посла, — что, как правило,
используется, когда есть необходимость отправить мощный сигнал заинтересованной
стороне,— и почему она не отправила его обратно вплоть до сегодняшнего дня, мы
должны подчеркнуть два момента. Во-первых, администрация США впервые предпочла
хранить молчание вопреки претензиям. Во-вторых, законопроект, который до этого
много раз доводили до повестки дня, был принят до 24 апреля — критической даты
в связи с претензиями о Геноциде.
По этой причине Анкара равно обеспокоена и тем, как себя
поведет Обама 24 апреля, и тем, будет ли поставлен законопроект, принятый комитетом
с перевесом в один голос, на голосование на пленарном заседании Палаты
представителей. В этой связи причиной, по которой МИД Турции отозвало посла и
не вернуло его обратно, не получив четкого сигнала, является, по мнению
источников в МИД, желание предотвратить более опасные шаги и дальнейшее
ухудшение отношений. Хотя Анкара до сих пор и не получила такого сигнала, она
довольно оптимистична в отношении результата. По мнению МИД Турции, решение не
может быть достигнуто такими методами, а лишь путем реализации протоколов. Они
убеждены, что эти протоколы еще не нужно считать мертвыми и что
азербайджано-армянский вопрос, который является основной преградой, можно
быстро решить, если будет воля на это. Они объясняют относительное замедление
процесса принятия парламентами зарубежных стран законопроектов по Геноциду и
незначительный перевес голосов, которым законопроект был принят в комитете
Палаты представителей, предложением премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана 2005 г. о создании комиссии
историков и подписанием протоколов.
Печально видеть, что протоколы, которые должны были
поспособствовать армяно-турецкой нормализации и нагорно-карабахскому
урегулированию, стали проблемой. Но не должны ли мы критиковать Армению за то,
что она ставит ратификацию протоколов в качестве предварительного условия для
прекращения оккупации в Азербайджане, как мы критикуем Эрдогана в связи с
замедлением процесса ратификации и заявлениями о депортации нелегальных
армянских мигрантов из Турции?
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.