Analitika.at.ua. Количество услуг, оказываемых гражданам государственными
органами, достигает нескольких сотен. Причем в большинстве случаев, обращаясь в
госинстанции, люди вынуждены стоять в очередях за справками и согласованиями,
сталкиваясь с необходимостью многократно обращаться в органы власти по одному и
тому же вопросу, а зачастую и с отсутствием всякой информации о процедуре
получения услуг.
Как облегчить жизнь простых граждан, приблизить их к
чиновникам и одновременно отдалить от них, чтобы коррупционных рисков стало
поменьше, - над этим уже подумали в мире, внедрив в систему госуправления
понятие электронного правительства.
В развитых странах давно научились использовать
информационные и коммуникационные технологии для повышения эффективности,
экономичности и прозрачности правительства, а заодно и возможности
общественного контроля над ним. Весь мир сегодня двигается именно в этом
направлении: отстать от наметившихся тенденций значит оказаться абсолютно не конкурентоспособным.
Благо, теперь к этому процессу приобщилась и наша страна.
Отечественная система электронного управления в
госведомствах, презентация которой состоялась на днях, базируется на системе
Mulberry, спроектированной британской компанией Al Partnership. Переход к новой
системе предполагает, что госуслуги будут предоставляться через Интернет.
В самом правительстве уверены, что внедрение этой технологии
придаст новое качество работе госорганов, а самое главное - сведет к минимуму
общение чиновников с гражданами, способствуя тем самым сокращению коррупции.
Это все в общих чертах. Но что конкретно должно измениться со стартом программы
и к каким ощутимым результатам она приведет - на этот счет в правительстве
также проведен тщательный анализ.
Прежде всего, абсолютно вся документация, которая
циркулирует в госорганах, получает электронный вид, и ее движение от одного
звена к другому происходит в электронном виде. В аппарате правительства
подсчитали, что таким образом время оборота документов сократится на 20%.
Например, если раньше доставка какого-либо документа из Еревана в областную
администрацию Сюника могла длиться больше недели, то сейчас на это уйдет всего
минута.
Правда, с ведением электронного управления возникает новая
задача: как придать электронным документам юридическую силу? Технически эта
проблема решается путем использования средств электронной цифровой подписи.
Однако у нас, несмотря на то, что закон "Об электронной подписи” был принят еще
в 2005 году, тем не менее, в госорганах он так и не использовался.
Поэтому сегодня параллельно внедрению системы электронного
управления правительство создало Удостоверяющий центр, который должен вести
реестр сертификатов ключей подписей и обеспечивать участникам информационной
системы свободный доступ к содержащимся в нем сведениям. Кстати, создание этого
Центра позволило Комитету госдоходов внедрить систему, позволяющую
налогоплательщикам предоставлять финансовую отчетность в электронном виде.
Впрочем, как полагают чиновники, самым важным преимуществом
новой системы является то, что она дает возможность гражданам следить за
судьбой своего письма, адресованного в госорганы, через правительственный
Интернет-сайт. Проще говоря, люди, обратившиеся в какое-либо госведомство,
которое уже осуществило переход на систему электронного управления, получают
12-значный номер, позволяющий им в он-лайн режиме прослеживать ход рассмотрения
их заявления.
Здесь можно увидеть, у кого конкретно находится сейчас
документ, какие по нему были высказаны мнения и когда ждать решения. После
того, как окончательный ответ будет готов, он опубликуется на Интернет-сайте,
удостоверенный соответствующей электронной подписью, которая имеет юридическую
силу. При желании люди, конечно же, могут получить решение и на бумаге.
На сегодня из 44 органов госуправления электронная система
функционирует уже в 25, в течение ближайшего месяца к ней подключатся еще пять
ведомств. Во всех остальных госорганах внедрение новых методов электронного
управления завершится, как обещают в правительстве, до конца 2011 года.
Однако внедрение системы электронного управления в
госорганах предполагает наличие соответствующих коммуникаций, обеспечивающих
электронный обмен информацией. Для этого местной компанией "U-com” была создана
высококлассная электронная сеть, связывающая госорганы между собой. В целом
начальная стадия программы обошлась в 700 тыс. долларов, которые были выделены
из средств Всемирного банка. Деньги в основном пошли на программное
обеспечение, приобретение оборудования и переподготовку свыше 4 тыс.
работников. При этом наличие уже существующей сети позволяет разработку новых
проектов, к которым, как уверяют в аппарате правительства, уже приступили.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.