Главная » 2011»Январь»3 » Зафар Гулиев: Азербайджан: политика реформ или пропаганда успехов?
Зафар Гулиев: Азербайджан: политика реформ или пропаганда успехов?
19:54
Analitika.at.ua. "2010 год был успешным для Азербайджана. Несмотря на
то, что в мире все еще продолжался финансово-экономический кризис, Азербайджан
в этом году добился больших успехов", - заявил 31 декабря президент
Азербайджана Ильхам Алиев в своем поздравлении по случаю Дня солидарности
азербайджанцев мира и Нового года.
"Наша экономика выросла, все социальные программы в
стране нашли свое решение, осуществлены все инфраструктурные проекты, одним
словом, в 2010 году все стоявшие перед страной задачи были с честью выполнены. Наша
экономика выросла примерно на 5%, денежные доходы населения - на 12%, инфляция
составила всего 5,7%. В нашу страну было вложено 15 миллиардов долларов
инвестиций, наши валютные резервы увеличились с 20 миллиардов до 29 миллиардов
долларов. Все эти результаты свидетельствуют о том, что выбранный Азербайджаном
путь является верным, что выбранный Азербайджаном путь - это путь прогресса и
развития", - сказал он.
По его словам, в 2010 году в социальной сфере была проделана
большая работа. Было построено и отремонтировано 45 учреждений здравоохранения.
Построено и отремонтировано более 70 школ, возведено 5 Олимпийских спортивных
центров. Была повышена минимальная заработная плата и базовая часть пенсий,
успешно реализуется программа адресной социальной помощи. "Это говорит о
том, что наша политика - это социально направленная политика. Мы живем в
условиях рыночной экономики, и наша экономика в полной мере построена на
принципах рыночной экономики. Но, вместе с тем, сильная социальная политика
является нашей основной задачей", - сказал глава государства.
По его словам, в 2010 году политические процессы в стране
развивались в позитивном направлении. "Были предприняты большие и успешные
шаги на пути развития демократии в Азербайджане. В 2010 году парламентские
выборы в Азербайджане были проведены в прозрачной и справедливой форме. Воля
азербайджанского народа в полной мере нашла свое отражение в результатах
парламентских выборов. Это свидетельствует о том, что мы не только добились
очень больших успехов в экономической сфере, в то же время Азербайджан очень
успешно развивается в деле проведения политических реформ. Это позволяет нам
всесторонне развивать страну, в подлинном смысле этого слова, превратить ее в
современное государство, и предпринятые в этом направлении шаги воодушевляют
нас", - сказал Ильхам Алиев.
В последние годы, беспристрастно анализируя реальную
ситуацию в стране, многие авторитетные эксперты постоянно подчеркивали особую
злободневность экономических реформ для Азербайджана. Эта тема приобрела
приоритетную актуальность сразу после президентских выборов 2003 года. Поводом
для оживления интереса к данной теме послужил первый же указ нового президента
И.Алиева (24 ноября 2003), в котором однозначно декларировался курс на
экономические реформы. Эта инициатива президента попала на благодатную почву.
Реформы в сфере экономики были к тому времени реально востребованы обществом и
приход к власти Ильхама Алиева первоначально лишь катализировал эти ожидания. Это
было обусловлено рядом причин:
- во-первых, усилиями местной (официальной) и зарубежной
пропаганды Ильхам Алиев стал восприниматься как "лидер реформаторского
крыла" правящей элиты,
- во-вторых, интерес к реформам подогревался политическими
ожиданиями: на фоне "пробуксовки" в области "общей"
демократизации, отчетливо проступала потребность стимулирования этих процессов
либеральными реформами в экономической сфере,
- в третьих, объективное (кризисное) состояние
социально-экономических процессов в стране, задачи модернизации Азербайджана и
ход развития мировых тенденций диктовали необходимость осуществления
комплексных реформ в сфере экономики,
- наконец, новоявленный президент Ильхам Алиев, сразу после
избрания лично продекларировал приверженность курсу реформ и издал ряд
соответствующих указов.
Стоит отметить и то, что курс реформ был востребован не
только обществом и ситуацией, но и самой логикой политического самоутверждения
нового президента. Иными словами, как полагали вначале многие, курс реформ
отчасти выгоден и самому И.Алиеву: благодаря такой политике он мог приобрести
позитивный имидж реформатора, самоутвердиться как прогрессивный президент и
нагрузить современным содержанием задачу "продолжения курса отца". И
первые годы его президентства вселяли надежды. Сразу после избрания, 2 февраля
2004 г. президент провел бизнес-форум и на нем обозначил приоритетные проблемы
(монополизм, бюрократический и полицейский произвол, коррупция, издержки
судебной и налоговой системы и т.д.), которые необходимо решить для успеха
реформ. Президент даже сделал серьезное предупреждение тем, кто будет стоять на
пути реформ. Тогда многие поверили в серьезность его намерений и настроились на
подтверждение оптимистических ожиданий.
Вместе с тем, с самого начала было ясно, что эффективность
политики реформ предполагает кардинальное изменение стиля и методов работы и
основательное преобразование коррумпированной бюрократической команды. Коррумпированность
и бюрократический консерватизм, присущий многим членам правящей команды
изначально ставили под сомнение успех политики реформ, грозя превратить благое
намерение в имитационное и пропагандистское шоу. Рассеять сомнения президент
мог решительными мерами по борьбе с коррупцией, монополизмом, бюрократизмом и
действенными шагами по реорганизации команды и изменению существующих
"правил игры".
Однако, всего этого не последовало и реализация политики
реформ вскоре постепенно выдохлась, приобретя сугубо парадный и дежурно
пропагандистский характер (в духе советских "краснознаменных
пятилеток"). Соответственно, и оптимистические ожидания общества
постепенно сошли на нет. Политика реальных реформ во многом уступила место
политике пропаганды успехов. В результате вместо обещанного искоренения
монополизма, коррупции, бюрократического и чиновничьего произвола, которые, по
сути, не только не уменьшились, а еще более усилились, властные структуры
принялись за сужение сферы демократии, свободы и плюрализма в стране. И в этом
реально преуспели.
Конечно, было бы неверным ставить под сомнение подлинные
успехи страны в деле модернизации и социально-экономического развития за период
правления Ильхама Алиева. Они несомненны и многие показатели в выступлениях
главы государства и победных рапортах правительства отражают реальные позитивы
в жизни Азербайджана. Страна действительно стремительно развивается и
обновляется. Но вопрос в том, что, как и в советские времена, налицо очевидный
разрыв между словами и делами: между официальной пропагандой успехов
"широко шагающего Азербайджана" и реальным состоянием дел в стране и
в жизни её граждан. Колоссальный поток нефтедолларов, конечно же, позволяет
маскировать отсутствие реальных реформ грандиозным перестроечным бумом,
создающим притягательную картину стремительно развивающейся страны. Властные
структуры, в духе советской пропаганды, в основном оперируют
макроэкономическими показателями, рекордными "валовыми" цифрами,
достоверность которых порой внушает сомнения. К тому же, эти выборочные успехи
по стране в целом очень мало говорят о реальных изменениях к лучшему в жизни не
среднестатистических, а конкретных граждан, у которых вроде бы не стало больше
счастья и благополучия, но зато стало куда меньше покоя и свободы.
В целом, можно сказать, что ход реальных событий, а также
анализ потока информации о положении дел и тенденциях развития страны
способствуют формированию весьма контрастного и парадоксально двойственного
имиджа современного Азербайджана.
С одной стороны, официальные СМИ Азербайджана и ряда
зарубежных государств, заинтересованных в активном сотрудничестве с
азербайджанской авторитарной властью, методично транслируют только позитивную
информацию. Они целенаправленно конструируют гармоничный образ стремительно
развивающейся и процветающей страны, навязывая обществу и международному
сообществу гипертрофированное и иллюзорное о ней представление. Сам президент
постоянно говорит о рекордных темпах роста экономики, повышении благосостояния
людей, явных дипломатических и политических удачах, открытии сотен тысяч
рабочих мест, появлении десятков олимпийских комплексов, новых школ, больниц,
мостов, дорог и т.д. Более того, в официальной риторике Азербайджан все чаще
фигурирует как самодостаточная страна с колоссальными ресурсами, достижениями и
перспективами. Словом, правящий режим и официальная пропаганда создают образ
процветающей и гармонично развивающейся страны, которая практически справилась
со всеми проблемами (реформирование экономики, построение правового, рыночного
и демократического общества, а также успешное вхождение в зону глобализационных
трансформаций).
С другой стороны, независимые и оппозиционные СМИ страны, а
также некоторые международные организации и политические эксперты ряда стран
последовательно фиксируют внимание на массе проблем, стоящих перед
Азербайджаном. Так, например, по их оценкам, последние несколько лет в стране
явно ухудшается ситуация со свободой слова. Кроме того, независимые эксперты
(внутренние и внешние) говорят об опасном росте инфляции в стране, усилении
монополизма и авторитарных тенденций, разгуле чиновничье-полицейского
произвола, размахе коррупции, дороговизне жизни, угрозе выхода на оперативный
простор негативных симптомов голландского синдрома. Они зачастую подвергают
сомнению "качество и количество" пропагандируемых президентом
достижений (рекордные темпы роста экономики, сокращение безработицы, повышение
благосостояния народа и т.д.). В этом направлении подчеркивается и нерешенность
многих "вечных проблем" (в сфере выборной демократии, развитии
гражданского общества, построении правового государства, проведения
экономических реформ в рамках сценария подлинной либерализации). В свете таких
оценок вырисовывается малопривлекательный и не вписывающийся в современные
каноны образ Азербайджана.
Определенная двуликость проявляется и в самом политическом
курсе страны. С одной стороны, президентом открыто декларируется и даже
имитационно реализуется курс на построение правового демократического
государства, формирование гражданского общества, развитие рыночных отношений,
соблюдение всего комплекса прав и свобод. Всё это нашло отражение в
Конституции, законах и даже формально в политической конструкции страны. С
другой стороны, последовательно внедряется авторитарная, этатистская модель
монопольного контроля исполнительной власти над всеми сферами жизни и активно
реанимируются тоталитарные советские методы управления государством. С одной
стороны, демонстрируется прозападный вектор развития, предусматривающий
интеграцию в евроструктуры и евроатлантическое пространство. Именно в рамках
этого курса осуществляется энергетическая политика страны, обусловившая рост её
геополитической значимости и партнерство с ведущими странами Запада и, прежде
всего, США. С другой стороны, в последние годы идет процесс активного сближения
с Россией, сопровождаемый копированием её политического стиля поведения, а
также с другими авторитарными режимами (Ираном, Белоруссией и т.д.),
порождающий коллизии и проблемы на пути интеграции в современный мир.
Таков современный Азербайджан - двуликий как Янус. С одной
стороны, нам настойчиво навязывается и подкрепляется многими реальными процессами
образ стремительно богатеющего, обновляющегося и динамично развивающегося
государства, способного к решению таких масштабных задач, которые раньше были
ему явно не по силам и не по средствам. С другой стороны - эта же страна
ассоциируется с несвободой, коррупцией, чиновничьим произволом, правовым
нигилизмом, обостренной социальной поляризацией и полуфеодальными порядками,
явно диссонирующими с взятым курсом на всестороннюю модернизацию Азербайджана.
Хотелось бы думать, что реальность находится где-то между этими контрастными
ликами. На самом деле, современный Азербайджан представляет собой сложное и
противоречивое переплетение разных аспектов отмеченных двух тенденций. Вопрос
лишь в том, какая из этих тенденций доминирует и станет определяющим алгоритмом
дальнейшего развития страны.
Возвращаясь к праздничному поздравлению президента и
учитывая риторику всех последних его выступлений, нельзя не обратить внимание
на одно тревожное обстоятельство. А именно: власть рапортует только об успехах
и никак не признает даже "минимум" каких-то проблем, ошибок или
недоработок. Она предпочитает замечать только светлый (парадный) лик
Азербайджана и всячески умалчивает о другом, контрастном лике страны. Чрезмерно
гипертрофируя свои реальные успехи и достижения, власти страны полностью
игнорируют наличие каких-то реальных проблем и не приемлют никакой критики в
свой адрес. Это означает, что власть не наделена способностью видеть какие-либо
минусы и конструктивно их устранять; она уверена в безошибочности и успешности
всех своих шагов. При таком отношении власти к реалиям Азербайджана, которые,
безусловно, включают в себя и позитивы, и негативы, трудно рассчитывать на
возможность скорого преодоления страной парадоксальной и контрастной двуликости.
Regnum.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.