Analitika.at.ua. Политические процессы в Закавказье, получившие мощнейший
импульс в августе 2008 года, демонстрируют серьезный конфликтный потенциал и
тенденцию к ассиметричному развитию с самого первого месяца нового 2011 года.
Происходит это от того, что в ходе пятидневной российско-грузинской войны не
были даны ответы на ключевые региональные вопросы. Признание Россией
независимости Абхазии и Южной Осетии не стало и не могло стать логическим и
окончательным завершением грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов
для мировых центров силы - США, ЕС и Китая, региональных тяжеловесов - Турции и
Ирана, и соседей Грузии по региону - Азербайджана и Армении.
Ни одна из указанных стран не поддержала Россию в ее
решении. Пожалуй, именно в этом принципиальное отличие указанных проблем от
косовской, получившей после войны и признания со стороны США, стран ЕС и
нескольких десятков других государств отложенное во времени, но принципиальное
и окончательное политическое урегулирование, которое не решается оспорить даже
расчленённая Сербия.
Более того, военный метод решения проблем с Грузией, который
вынужденно применила в августе 2008 года Россия, породил среди государств
Черноморско-Каспийского региона массу вопросов и претензий. Например, о праве
на аналогичное решение нагорно-карабахской проблемы активно заявил Азербайджан.
В свою очередь, Армения укрепилась в сознании того очевидного факта, что только
адекватная сила может позволить ей удержать статус-кво, а значит и контроль над
НКР.
Вставшие перед всеми после грузино-российской войны вопросы
требовали решения и сулили новые, доселе недосягаемые выгоды для США. Вашингтон
резко принялся мирить Армению с Турцией, чтобы добиться разблокирования границы
и сухопутного доступа в регион. Турция и Иран, в свою очередь активизировали
конкуренцию за влияние в Азербайджане, который активно старалась перетянуть на
свою сторону Москва. Публичный провал армяно-турецкого переговорного процесса
не остановил эти тенденции. Наоборот, он их лишь активизировал, но уже в
непубличном формате. Участники теперь уже подковерной, "тихой"
дипломатии, как очень метко и честно назвал ее президент Турции Абдулла Гюль,
окончательно убедились в том, что проблематика Кавказа являет собой клубок взаимосвязанных
проблем. Попытка решения одной из них влечет цепную реакцию и обязательное
столкновение интересов десятка игроков в обширном регионе от Средней Азии до
Ближнего Востока и Балкан.
Идет очень тонкая игра с высочайшими ставками. Ее участникам
приходится учитывать весь комплекс существующих вопросов, связей, возможных и
невозможных закулисных договоренностей, существующих интересов и перспективных
проектов. Уже никто не говорит, что нагорно-карабахская проблема не связана с
армяно-турецкими отношениями. Турция прямо заявила, что эти вопросы должны
решаться в комплексе. Уже очевидно, что Грузия не оказалась после войны на
задворках международной политической системы, а при активной поддержке западных
кураторов небезуспешно клеит России ярлык "оккупанта" и кроит Кавказ
по своему лекалу. Уже совершенно понятно, что в случае новой войны в Нагорном
Карабахе, Россия будет лишена оперативного маневра, а позиция Грузии приобретет
для Армении жизненно важный характер. Практически не вызывает сомнений желание
Ирана расшатать политическую систему Азербайджана (выступления исламистов в
Баку и других азербайджанских городах), предвидя неминуемое укрепление
военно-политических позиций США в этой стране. И столь же бесспорна причина
активности Запада - это карт-бланш в Туркмении и ставшая явной перспектива
реализации проекта Nabucco. Для России потеря инициативы в Закавказье сопряжена
с прогрессирующим нарастанием рисков на Северном Кавказе. И вклад Грузии в
достижение этой цели бесспорен, ярким свидетельством чему стали откровения
дагестанцев, воспользовавшихся соответствующим указом Саакашвили и
отправившихся на хадж в Мекку транзитом через Грузию.
Запутанную паутину текущих политико-дипломатических маневров
можно выявить, наблюдая за визитами высших должностных лиц стран региона. 24
января в Москве состоятся первые в этом году переговоры по карабахской
проблематике с участием министров иностранных дел Азербайджана, Армении и
России. За несколько дней до этого глава МИД РФ Сергей Лавров побывал в Турции
(тень Анкары над карабахским процессом нависала на всем протяжении 2009-2010
годов). Главы МИД Армении и Азербайджана прибудут в Москву под впечатлением
переговоров с их грузинским коллегой Григолом Вашадзе, который с 20 до 23
января совершил челночные визиты в Ереван и Баку. В поездке в армянскую столицу
Вашадзе составил компанию своему шефу - президенту Грузии Михаилу Саакашвили,
который был удостоен руководством Армении весьма теплого приема. За несколько
дней до Вашадзе в Баку побывал глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу,
подтвердивший всю серьезность планов Запада в отношении закавказского
транзитного коридора. Президент Армении Серж Саргсян в этот период предпринял
турне на Кипр и в Грецию, откуда обрушился с критикой в адрес Турции, создав
иллюзию армяно-греческого союза. В Анкаре состоялись переговоры по иранской
ядерной программе, разбившиеся, как и следовало ожидать, о глухую оборону
Тегерана.
Весь этот калейдоскоп событий не должен и не может отвлечь
внимание наблюдателей от главной ставки. А она сделана давно, но побочные
обстоятельства мешают ей сыграть. Закавказье мыслилось и остается в планах
Запада - безопасным транспортно-коммуникационным коридором, связывающим Среднюю
Азию и Каспийский регион с Европой. Парадоксально, но августовская война лишь
ускорила осуществление этого проекта, поскольку обозначила максимальную линию
доступа России в регион. Новые военные базы РФ в Абхазии и Южной Осетии не
могут заменить по своей стратегической значимости выведенные ею базы в
Ахалкалаки и Батуми, являющиеся узловыми пунктами грузинского коридора.
Все еще актуальные факторы риска для конструкторов коридора
- конфликт в Нагорном Карабахе и непредсказуемый Иран. Собственно вокруг этих
двух проблем и идут активные маневры. Влияние России в карабахском процессе
огромно только по той простой причине, что она сохранила свои
военно-политические позиции в Армении. Инициированный американцами процесс
примирения Армении с Турцией был призван ослабить именно эту ключевую точку
опоры. Однако он провалился. Попытки Москвы обеспечить сопоставимый с Арменией
уровень отношений с Азербайджаном, создав некий баланс в этом треугольнике,
обречены, поскольку лишены сопутствующих рычагов влияния на Баку и не
подкреплены внятными экономическими или же военными позициями.
Возможная новая война в Карабахе нарушит всю
"коридорную логику", подорвет гарантии безопасности
Баку-Тбилиси-Джейхана и ключевого отрезка Nabucco - Баку-Тбилиси-Эрзрума,
ожидающего к 2015 году туркменский газ. В данном контексте следовало бы развить
мысль о том, кому может быть выгоден удар по транзитным трубопроводам на
азербайджанской территории, который перманентно грозятся произвести армянские
военные в случае попытки блицкрига с азербайджанской стороны. С другой стороны,
нельзя не заметить и то, на кого возложена вся полнота ответственности за такой
сценарий. В обоих случаях речь идет о России, которая, безусловно, не
заинтересована в укреплении гарантий безопасности транзитного коридора
"Восток-Запад", но при этом ограничила свой доступ туда с севера, а
теперь и создает гарантии его безопасности с юга. И небезуспешно, о чем
свидетельствует подписанная президентом РФ Дмитрием Медведевым Майендорфская
декларация.
Из сказанного может возникнуть ложное впечатление, что новая
война в Нагорном Карабахе может принести России стратегические дивиденды при
потере некоторой части международного политического имиджа. Но это совершенно
не так. Новая война в Закавказье приведет к катастрофе регионального масштаба и
вновь актуализирует абхазский и осетинский очаги с перспективой разбалансировки
ситуации на всем Северном Кавказе. Более того, на этот раз прогнозами о новой
холодной войне дело не закончится. В военные действия неминуемо будет втянута
Турция, подписавшая с Азербайджаном военно-политический договор о взаимопомощи,
сравнимый по своему значению с аналогичным армяно-российским документом. Именно
с учетом этих обстоятельств можно с высокой долей уверенности полагать, что
после войны в Южной Осетии политика России в карабахском, впрочем, как и
приднестровском вопросах носит характер вынужденный и лишенный альтернативных,
не чреватых серьезнейшими последствиями, вариантов.
Очевидно, это понимают и все остальные участники указанных
процессов. Для России вырисовывается необходимость дальнейшей заморозки
карабахского процесса. Однако данная задача представляется трудновыполнимой, в
первую очередь, из-за экономической ситуации, в которой оказалась Армения.
Обеспечение экономического и военного паритета с Азербайджаном требует год от
года новых усилий. Недоумение, которое высказывали армянские политологические
круги в связи с досрочной пролонгацией срока дислокации российской военной базы
в Гюмри, в сложившейся ситуации, выглядит, как минимум, неадекватным. На самом
деле, это был действенный шаг по наращиванию военного потенциала Армении и срока
действия российских гарантий на десятилетия вперед.
Но и вместе с тем это был сигнал о том, что на большее
Армения в случае быстрого возобновления войны рассчитывать от России не может.
Понимая это, Армения спешит заручиться дополнительными гарантиями "третьего",
наиболее непредсказуемого, но при этом наиболее важного игрока - Грузии,
довершающей, между прочим, демонтаж жизненно важного для Армении коридора
"Север-Юг". Разговоры о возможности передачи газопровода
Моздок-Тбилиси азербайджанской госнефтекомпании и планах его использования для
прокачки азербайджанского газа к грузинским портам не возникли на пустом месте.
Это мощнейший элемент шантажа Армении и России. Значение этих разговоров для
Еревана выше, чем прогнозы о предстоящей продаже C-300 Азербайджану. Вряд ли
здесь забыли, кто именно в свое время помешал российскому "Газпрому"
приватизировать эту трубу. Наверняка тот, кто сегодня допускает его передачу
Азербайджану!
"Да здравствует безопасная Армения. Да здравствует
безопасная Грузия" - провозгласил президент Армении Серж Саргсян, выступая
на днях в Ереване рядом с Саакашвили. И он был совершенно искренен, поскольку в
случае срыва ситуации в Карабахе в военное русло, "небезопасная"
Грузия подорвет тылы и похоронит всякую надежду армян на победу. А кто может
подорвать безопасность Грузии - общеизвестно. Как уже было отмечено выше,
Россия на данном этапе выполняет иную работу - она повышает эту безопасность,
хотя и вынужденно.
Таким образом, для Еревана, отдающего себе отчет в
неизбежности коллапса коридора обеспечения "Север-Юг", остается
уповать на гарантии Саакашвили и лелеять надежду на присоединение к
живительному коридору Восток-Запад. И здесь вопрос номер один - полномочен ли
Михаил Саакашвили регулировать такие вопросы? Необходимо констатировать -
безопасность и функции транзитного коридора определяются не той страной, по
территории которой он пролегает, а поставщиком и потребителем транзитного
продукта - в данном случае Азербайджаном и Турцией. Здесь стоит вспомнить, как
в результате грамотной координации действий и невзирая на усилия Запада, Баку и
Анкара "похоронили" Цюрихские протоколы.
Напрашивается следующий вывод: даже если усилия Вашингтона и
Брюсселя приведут к выводу России из региона и запуску Nabucco, Баку и Анкара
продолжат свою долгосрочную стратегию по изоляции Армении вплоть до полной ее
капитуляции. Более того, ультиматум Баку - " Nabucco в обмен на
Карабах" будет звучать тем отчетливее, чем ближе завершение стройки века -
газопровода "Восток-Запад" - в Туркмении. Виген Акопян, Regnum.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.