Главная » 2012»Март»25 » Законопроект о ГТС не обязывает Кабмин реформировать газовый рынок на европейских принципах
Законопроект о ГТС не обязывает Кабмин реформировать газовый рынок на европейских принципах
12:46
Analitika.at.ua. Главная цель принятого в первом чтении
законопроекта №9429-1 - реформирование газового рынка Украины путем
реорганизации «Нафтогаза» с целью приведения украинского законодательства в
соответствие с требованиями Второй и Третьей газовых директив ЕС — указана
только в пояснительных записках и прямо не закреплена в тексте изменений, то
есть не сформулирована как прямое предписание закона.
Об этом в своей статье для ZN.UA написал юрист Александр
Малиновский, партнер «Грант Торнтон Украина».
В частности эксперт отметил, что законопроект Кармазина
№9429-1 предлагает наделить Кабмин двумя дополнительными полномочиями: 1)
принимать решение о реорганизации «Нафтогаза» и его дочерних компаний, 2)
давать разрешение на отчуждение их активов.
Однако юридический анализ законопроекта №9429-1
свидетельствует, отмечает Малиновский, что в нем прямо не зафиксирован его
главный смысл - порядок и цель реализации правительством указанных полномочий. Таким
образом, получается, что прямые ограничения для Кабмина при реорганизации
«Нафтогаза» и его дочерних компаний и отчуждению их основных фондов (в данном
случае «трубы» и газохранилищ), на законодательном уровне не предусмотрены.
«В такой ситуации может сложиться впечатление, что цель и
вектор (европейский или евразийский) реформирования газового рынка Украины
будут зависеть исключительно от Кабинета министров Украины. Отсутствие в
принятом законопроекте хотя бы контуров и направлений (цели) реформирования
украинского газового рынка может порождать сомнения в его направленности на
либерализацию рынка именно на европейских принципах и может вызвать вопрос о
возможности его использования для переформатирования газового рынка Украины в
направлении дальнейшей его монополизации», - написал Малиновский.
При этом он отметил, что согласно Конституции и
законодательству Украины, правительство может реализовывать свои полномочия -
то есть реформировать газовый рынок - только способом, который не противоречит
международно-правовым обязательствам государства (в данном случае -
обязательствам Украины в рамках Европейского энергетического сообщества, в том
числе по имплементации в Украине Второй и Третьей газовых директив ЕС).
Кроме того, законодательство исключает возможность
заключения Украиной новых международно-правовых (тем более корпоративных)
договоренностей с другим государством или компанией, которые противоречили бы
Европейскому энергетическому сообществу и, в частности, усложняли бы
либерализацию газового рынка Украины на европейских принципах.
«Вместе с тем конкретизация в законопроекте №9429-1 целей
реализации Кабмином новых полномочий (внесение положений, обязывающих
правительство реформировать газовый рынок на европейских принципах) улучшит
качество этого документа и позволит избежать риска реформирования газового
рынка образом, противоречащим обязательствам Украины перед Европейским Союзом»,
- считает эксперт.
По его словам, такая конкретизация соответствовала бы цели
принятого законопроекта, задекларированной в пояснительной записке и
подтвержденной в заявлениях лидера парламентского проправительственного
большинства.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.