Главная » 2011 » Май » 12 » Замглавы МИД Армении: Руководство Азербайджана окончательно впало в истерию
Замглавы МИД Армении: Руководство Азербайджана окончательно впало в истерию
14:10
Analitika.at.ua. Интервью panorama.am с заместителем министра иностранных
дел Армении Шаваршем Кочаряном.
- Господин Кочарян, что ни день, из Баку не только звучат угрозы начала
военных действий, в том числе из уст самого высшего руководства, но и
предъявляются претензии как на территории Нагорно-Карабахской Республики, так и
Республики Армения. Как вы это можете прокомментировать?
- Очевидно, что руководство Азербайджана окончательно впало
в истерию. Подобная истерия - закономерное следствие вхождения в тупик политики
неуемного извращения сути и причин азербайджано-карабахского конфликта,
основополагающих норм международного права и истории региона в бесплодных
попытках спихнуть на армянские стороны собственную ответственность за
последствия развязанной агрессии против самоопределившейся Нагорно-Карабахской
Республики. Эта истерия является также бесславным результатом политики
самозабвенного бряцания оружием, пропаганды ненависти ко всему армянскому и
варварского уничтожения культурно-исторического наследия армян и других
коренных народов региона. Такая политика превращает Азербайджан в угрозу
стабильности и безопасности региона и, в первую очередь, угрозу для самого
Азербайджана. Не пора ли Баку остановиться? Ведь Азербайджан стоит над
пропастью во лжи.
- Согласны ли Вы с утверждениями азербайджанского официоза о том, что
политика нынешнего руководства есть продолжение внешнеполитического курса
Гейдара Алиева?
- Алиев младший унаследовал от отца власть, но, по крайней
мере, в случае азербайджано-карабахского конфликта, политика, которую он ведет,
скорее унаследована от Эльчибея. В свое время Эльчибей также грозился покончить
с Карабахом, захватить Зангезур и другие территории Армении. Чем такая
авантюрная политика закончилась для Азербайджана хорошо известно. Гейдар Алиев
признавал Нагорно-Карабахскую Республику как сторону конфликта, вице-спикер,
вице-премьер, министр обороны и начальник генерального штаба Азербайджана были
уполномочены от его имени вести прямые переговоры с соответствующими
должностными лицами НКР, в 1993г. он лично вел переговоры с руководителем НКР
Робертом Кочаряном в Москве и, благодаря этим прямым контактам, была заложена
основа для подписания в 1994г. соглашения о прекращении огня между НКР и
Азербайджанской Республикой, к которому присоединилась Республика Армения.
Когда Азербайджану действительно нужен результат в переговорах, он выходит на
контакт с НКР, а не пытается отрицать само ее существование, как это делает
нынешнее руководство Азербайджана. Не случайно Гейдар Алиев пытался путем
компромиссов выйти на полное урегулирование конфликта. Он понимал, кому
наследует свою власть, и какую опасность для Азербайджана таит это наследство с
неурегулированным конфликтом.
- Если считать, что внешняя политика является продолжением внутренней,
то как вы думаете, какие внутренние процессы диктуют подобный курс Баку?
- В первую очередь стремление удержать власть в условиях,
когда вместе с властью он не смог унаследовать от отца его авторитет. На фоне
событий, которые происходят в ряде исламских стран и могут перекинуться на
Азербайджан, идти на третий срок президентства для него становится проблемой.
Публично заявить о том, что у него есть все конституционные основания
выдвигаться на третий срок, но он этого не сделает, чтобы жить в ладах со своей
совестью, как это в свое время заявил второй президент НКР Аркадий Гукасян,
Ильхаму Алиеву слабо – не то мировоззрение, не та система ценностей,
непреодолима та пропасть, которую он воздвиг между своими действиями и моралью.
Следует согласиться с оценкой того, что в условиях шаткости позиции на вершине
пирамиды противоборствующих за распределение доходов от энергоресурсов кланов,
Алиев свои воинственные заявления на внешней арене на самом деле адресует
внутренней аудитории с целью компенсации недостатка авторитета в своем же
окружении. Это также сигналы обществу, о том, что любые выступления против его
режима, служат интересам внешнего врага. Ведь руководство Азербайджана для
консолидации народа вокруг наследственного режима не смогло предложить ничего
иного, кроме примитивной армянофобии.
- Не считаете ли вы, что политика сеяния ненависти к армянскому народу
все более удаляет идею добрососедских отношений между государствами региона?
- Конечно не случайно, что в Азербайджане, в отличии от
Грузии и Армении, предано забвению творчество и само имя великого гуманиста
Саят-Новы, который является символом взаимного уважения и добрососедства
народов региона. На первый план выдвинулся другой символ – крадущийся во мраке
с топором в руках Рамиль Сафаров. Но не хотелось бы думать, что в целом
азербайджанское общество готово проглотить направленные на поддержание
династийного режима пропагандистские пилюли.
- В свете вышесказанного возможно ли на нынешнем этапе достижение
подвижек в переговорном процессе по урегулированию азербайджано-карабахского
конфликта?
- Возможно, если Азербайджан перестанет использовать переговорный
процесс в качестве ширмы для продолжения своей антиармянской истерии и
пропаганды по извращению сути и причин конфликта, проявит готовность
восстановить переговоры с Нагорно-Карабахской Республикой, прекратит никого не
пугающее бряцание оружием, начнет выполнять принятые с его участием, в том
числе им же подписанные, документы.
Ведь как бы не пытался Азербайджан делать вид, что в упор не
видит самоопределившуюся Нагорно-Карабахскую Республику, ему, если он
действительно стремится не к сохранению статус-кво, а к его изменению, рано или
поздно придется увидеть очевидные факты: а) НКР образовалась на основе
свободного волеизъявления народа в полном соответствии с действующим тогда
законодательством союзного государства и основополагающими нормами международного
права, б) народ НКР доказал свою способность к построению состоявшегося
государства, причем в условиях противостояния вооруженной агрессии
Азербайджана, в) НКР государство с общенародно принятой демократической
конституцией, с демократической сменой власти в результате периодически
проводимых под наблюдением международных наблюдателей выборов в органы
государственной власти и местного самоуправления, г) руководство НКР не
плачется со всех трибун о своих оккупированных в результате агрессии Азербайджана
территориях, будучи уверенным, что контроль республики над ними будет
восстановлен и, желательно, в результате переговорного процесса.
И как бы ни тужился Азербайджан представлять суть конфликта
как якобы территориальный спор между Азербайджаном и Арменией, ему придется
признать свою ответственность за политику этнических чисток в отношении
самоопределившегося народа Нагорного Карабаха и военную агрессию с привлечением
боевиков международных террористических структур против Нагорно-Карабахской Республики.
Что касается Армении, то она была, есть и будет гарантом
безопасности НКР и его населения, она строила и строит свои отношения с НКР как
с де-факто состоявшимся государством. Армения де-юре не признала независимость
НКР исходя из приверженности решению проблемы в рамках мирного переговорного
процесса, хотя вопрос признания был и остается в повестке дня. Участвуя в
переговорном процессе при посредничестве сопредседательства Минской Группы
ОБСЕ, Армения стремится способствовать подвижкам в урегулировании проблемы, но
не может заменить собой НКР: реальный прогресс в урегулировании возможен тогда,
когда НКР будет вовлечена в переговорный процесс как полноправный участник.
- А что будет, если Азербайджан продолжит гнуть свою деструктивную
линию?
- Будет международное признание НКР. Прецеденты аналогичных
признаний перечислять не стоит, поскольку это не прецеденты, а установившаяся
закономерность.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.