Analitika.at.ua. Чтобы понять, какие предложения выдвигает Минская группа
ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, необходимо вновь открыть
документ, называемый Хельсинкский Заключительный Акт о безопасности и
сотрудничеству в Европе. Стоит также вспомнить время его подписания – 1975 г.
Холодная война на самом пике, противостояние между Западом и
Востоком в лице НАТО и Варшавского договора дошло до крайности, дальше – уже
война «горячая». Договор этот по сути межблоковый, переговоры длились более
года,стороны в итоге договорились
остаться при своем и перестать пробовать изменить ситуацию; все в одной лодке,
и независимо от того, кто ее раскачает, в воде окажутся и утонут все. Строго
говоря, в нем говорится только о неприкосновенностимежблоковых границ в Европе. Азия и весь
остальной мир их тогда, как и сейчас, интересовали мало. Но общеизвестно, что
действие любого договора прекращается с прекращением, скажем так, физического
существования одной из сторон, чем и в полной мере воспользовался альянс НАТО
после развала Варшавского договора.
А теперь самое интересное: принципа неприкосновенности
границ в международном праве не существует – вот так! Есть принцип
территориальной целостности государства, который – внимание!– выражается в защите территории государства
и направлен на воздержание от действий, нарушающих национальное! единство и
территориальную целостность этого государства. Право же наций на
самоопределение – естественное право каждой нации, независимо от ее
численности, жить сообразно своим обычаям и законам, самой выбирать образ
правления и определять тип своих отношений с другими. Все государства мира, без
исключения*, создавались вследствие реализации этого права. Оно единственное,
могущее привести к созданию государства. Это право складывалось в течение
веков,уже первые государства сложились
именно на его основе, а в своей теперешней формулировке оно, пожалуй, впервые изложено
в Декларации независимости САСШ (США), на основе реализации которой САСШ и
заявили о своей независимости.
Между правом наций на самоопределение и принципом
территориальной целостности нет никакого противоречия;наоборот, они дополняют друг друга, причем
первое относится к межнациональным отношениям, второе – к межгосударственным.
Необходимость в реализации права нации на самоопределение
может возникнуть только в многонациональном государстве, так как в
мононациональном часть нации не может отделяться от другой. Поэтому и в
определении территориальной целостности специально оговаривается недопустимость
нарушения национального единства государства. Доказательством сказанного
является тот факт, что после развала Варшавского договора прекратили свое существование
СССР, Югославия и Чехословакия, распавшись на отдельные государства, а ФРГ и
ГДР (обе страны, кстати, международно признанные и члены ООН) обьединились в
одно. Никто не протестовал по той простой причине, что границы всех соседних с
ними государств остались неприкосновенными, а немцы и все остальные реализовали
свое право на самоопределение.
Дьявол, однако, скрывается в частностях: проблемы
начинаются, когда нация заявляет о своем намерении реализовать это свое
священное право на самоопределение. Поскольку самоопределяется, как правило,
меньшая часть от бОльшей, бОльшая начинает вставлять палки в колеса, и тут уже
все средства хороши, вплоть догеноцида,
стыдливо называемого массовыми этническими чистками. Европа как заправский
карточный шулер, держит два джокера в колоде – для своих одни правила, для
других – иные. У себя, и, в выгодных для себя ситуациях, она совершенно
спокойно проводит плебисциты, причем, только среди населения спорной области и
признает их результаты. Таких примеров в одной Европе ХХ века два десятка, плюс
Эритрея, Косово, Восточный Тимор и т.д. Если невыгодно – вытаскивается второй
джокер: баскам и каталанам отделяться от Испании нельзя, потому что это
невыгодно испанцам (кастильцам), ирландцам Ольстера нельзя, потому что
невыгодно англичанам – кто бы сомневался!
Такое избирательное толкование международного права,
игнорирование прав одних наций и предоставление за их счет преимуществ другим –
откровенно расистское деление наций на полноценные и неполноценные – все еще живет
в Европе – она так и не избавилась до конца от рецидива фашизма. Так, сразу
после грузино-осетинской войны канцлер ФРГ А. Меркель, выступая на
пресс-конференции с президентом РФ Д. Медведевым, заявила, что осетины и абхазы
должны оставаться в составе Грузии, потому что неспособны создать собственные
государства. Естественно, что самоопределяющиеся нации не могут понять и
принять такой порядок вещей: Бог создал все нации равными, но даже Создатель не
имеет права становиться между нацией и ее свободой.
Безупречное с точки зрения международного права
самоопределение Нагорного Карабаха, будь он в Европе и живи там немцы или
французы, не вызвало бы никаких проблем: разделились же чехи и словаки и
объединились же немцы. Но Карабах не в Европе,рядом Азербайджан, там нефть – а запах нефти отбивает разум Европы, как
валерьянка – разум кота. И, опять же по праву, НКР делает следующий абсолютно
законный шаг – отражает агрессию Азербайджана, направленную на ее аннексию.
Разговоры о непризнании НКР, «обзывание» ее самоопределившейся – элементарное
словоблудие, поскольку государства только так и появляются – в результате
самоопределения, а международное признание в число международно признанных
атрибутов государства не входит и никогда не входило. Международное признание
всего лишь возможность обмениваться правительственными делегациями и совершать
официальные визиты – но можно прекрасно обходиться и без ковровых дорожек с
почетными караулами; примерам несть числа.
Таким образом, как видим, на бумаге все стройно и логично,
все законно; беда в том, что писавшие эти законы сами не хотят им следовать. В
создавшейся ситуации единственный выход – не говорить о несовершенстве
международного права, противопоставляя один принцип другому и играя на руку
врагам (чемгрешат и наши), а тыкать их
носом в это самое право, бить их ими же разрисованными тузами. Гарантии того,
что это пройдет, и международное сообщество поймет, какое оно плохое и
несправедливое и исправится – нет; это самое общество и так себя знает. Но это,
по крайней мере, обезопасит от шантажа тех же гг. Президентов
стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, лицемерие и фарисейство которых
переходит все границы. Ведь и Россия, и Франция признали Геноцид армян, а США
после Геноцида взяли на себя обязанность гаранта безопасности армяни Армении от Турции – для исключения
повторения Геноцида; сейчас они же усиленно подталкивают турок на повторение
Геноцида, не желая видеть очевидного: армянин уже не тот!
Правда, для этого нужна политическая воля государства, нужны
кадры, нужна внятная внешняя политика – но это уже вопросы к армянским
государствам.
Раздан МАДОЯН
*Исключения все же бывают: узурпация власти и провозглашение
государства на чужой территории. Таким исключением является, в частности,
Азербайджан, образовавшийся в 1918 или 1991 годах не вследствие реализации
права наций на самоопределение, а безусловной узурпации власти. Население АзССР
даже не подозревало о том, что 30 августа 1991 года будет провозглашена
Азербайджанская республика. Подавляющее большинство населения узнало об этих
«переменах» на следующий день – 31 августа 1991 года (Редакция).
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.