Analitika.at.ua. Процессы в Закавказье после военных действий августа 2008
года получили новый динамизм и иную логику. Можно ли сказать, что после
пятидневной войны ситуация в регионе стабилизировалась? Нет. Наоборот.
Грузино-российский конфликт на сегодня законсервирован, и нет никаких реальных
оснований рассчитывать на то, что отношения между двумя странами в
среднесрочной перспективе могут быть налажены. Более того, они на сегодняшний
день становятся ресурсом дипломатического нажима на РФ со стороны США и
европейских структур.
В целом, Закавказье остается нестабильным регионом. Важно
также отметить, что данная нестабильность мотивирована не только и не столько проблемами
между самими странами региона, а их, на самом деле, две - армяно-турецкая и
грузино-российская (карабахский конфликт можно смело считать составной частью
армяно-турецкого исторического противостояния). Мощный дестабилизирующий эффект
на регион оказывают и внутренние проблемы этих стран, например, ситуация на
Северном Кавказе в России, курдская проблема в Турции, ядерная программа и
вытекающие из нее проблемы власти в Иране. То есть Закавказье само по себе
окружено сложными проблемами и угрозами.
Примечательно, что в период обсуждения возможности
разблокирования армяно-турецкой границы армянская общественность опасалась не
столько дальнейших действий турецких властей или армии, сколько перспективы
переноса повстанческой активности курдов на территорию самой Армении. То же
самое в случае с Грузией. Сегодня трудно сказать, что для этой страны
безопаснее - открытая или закрытая граница с Северным Кавказом.
Регион бурлит изнутри и никаких отдушин, через которые можно
было бы выпустить этот пар, на сегодняшний день не существует. Согласно
американскому сценарию таковой отдушиной должна была стать разблокированная
армяно-турецкая граница. Именно через диалог и примирение армян с турками
американцы пытались выйти на реальный механизм урегулирования карабахского
конфликта, а попутно и обеспечить альтернативный Грузии канал расширения своего
регионального влияния. Заинтересованность США в армяно-турецком примирении
сохраняется и имеет несколько аспектов: военно-политический - обеспечение
железнодорожного транзита из Ирака через Турцию к Каспийскому морю, а также к
Нахичевани и границе Азербайджана с Ираном, а также внутриполитический -
исключение из повестки Белого дома проблемы Геноцида армян.
Провал процесса разблокирования армяно-турецкой границы, по
большому счету, увенчал крах надежд на ослабление той мертвой хватки, в которой
страны региона сцепились с собственными проблемами.
Вообще анализ армяно-турецкого процесса, достаточно
неожиданно для многих активизировавшегося сразу после активной фазы военных
действий между Грузией и Россией, очень важен для понимания реальных интересов
и дальнейших устремлений основных игроков. В данном контексте можно сказать,
что армяно-турецкие протоколы, подписанные Ереваном и Анкарой в октябре 2009
года - нелинейный результат грузино-российской войны, мотивированный активными
действиями глобальных игроков в новой - поствоенной региональной обстановке.
Армянские власти не уставали заверять, что активный диалог с
Турцией, в том числе и взаимные визиты президентов двух стран, развернулись по
инициативе Еревана. В реальности, диалог Еревана и Анкары при посредничестве
Швейцарии был гармонично уложен американцами в рамки турецких
внешнеполитических инициатив - выдвинутой в Москве турецким премьером Эрдоганом
"Платформы мира и стабильности на Кавказе" и стратегии "Ноль
проблем с соседями", авторства министра иностранных дел Турции Ахмеда
Давудоглу.
В лагерь сторонников скорейшего разблокирования
армяно-турецкой границы вошли США и ЕС. В числе противников были - Азербайджан
(публично), Грузия и Иран (не публично). Россия в данном процессе выбрала роль
"позитивно настроенного" наблюдателя, но в итоге предопределила
печальную участь всего процесса.
То есть практически все страны региона в той или иной
степени работали на провал армяно-турецкого процесса, кроме определенной части
политической элиты Турции и самой Армении.
Региональные мотивации Ирана на протяжении последних
десятилетий остаются неизменными - это умелое балансирование между Ереваном и
Баку, при паритете регионального влияния с Турцией и Россией. Активность
внерегиональных центров силы, в особенности США и НАТО, рассматриваются в
Тегеране как противоречащие национальным интересам ИРИ.
Что касается Грузии, то, поддерживая диалог Еревана и Анкары
на уровне политической риторики, в Тбилиси понимали, что речь идет об угрозе
переориентации армянского транзита. Грузинские политологические круги
совершенно прямо говорили о грядущем экономическом ущербе в размере десятков
миллионов долларов в год.
Руководство Армении до активных контактов с турецкими
политическими лидерами заручилось согласием Москвы, однако не просчитало до
конца возможную политическую линию российской стороны в свете этих новых
обстоятельств. На практике, налаживая диалог с Анкарой, Ереван стал свидетелем
интенсивного сближения Москвы с Азербайджаном. Как представляется, это стало
сюрпризом не только для Армении, но и для самой Турции. В свою очередь
Азербайджан недвусмысленно продемонстрировал, что вычленение карабахского
вопроса из общего контекста армяно-турецкой проблемы неприемлемо и может в
корне изменить всю азербайджанскую внешнеполитическую стратегию. Стоит только
напомнить, что в день визита президента Армении Сержа Саргсяна в турецкий город
Бурсу, Россия и Азербайджан заключили договор по поставкам азербайджанского
газа в Россию. Суть не в символических для России объемах газа, которые
фигурировали в документе, а в самом прецеденте переориентации азербайджанских
газовых потоков не "от", а "в сторону" России. Параллельно
протекали беспрецедентные для азербайджано-турецких отношений взаимные демарши
с использованием национальных флагов. Сегодня о них мало кто вспоминает, но эти
демарши показали реальный уровень азербайджано-турецкого доверия.
Итак, процесс армяно-турецкого примирения был сорван странами
региона. Американский план провалился и ситуация в регионе вновь зациклилась на
карабахской проблеме. Такая концентрация внимания самым негативным образом
сказалась на обстановке в самой зоне конфликта, которая день ото дня
ухудшается. Происходит это на фоне полного внешнеполитического вакуума уже не
только для Армении, но и для Грузии с Азербайджаном. Граница Армении и Турции
остается закрытой. Переговоры по урегулирования карабахской проблемы зашли в
тупик. Россия, дислоцировав военные базы в Абхазии и Южной Осетии, а также
подписав с Ереваном протокол о пролонгации сроков пребывания 102-ой военной
базы в Гюмри, фактически зацементировала военно-политический статус-кво в
региональном масштабе.
Стороны карабахского конфликта встали перед фактом
"регионализации" формата урегулирования. Россия и Турция практически
полностью взяли его под контроль. Активно продвигает свои позиции и Иран.
Недавние визиты министра иностранных дел и обороны Армении в Тегеран наглядно
демонстрируют попытки возврата Армении к исходной позиции - прорыв не удался и
иранский "консерватизм" оказался вновь востребован.
Вся эта региональная каша будет длиться вечно. Во всяком
случае, до тех пор, пока Армения, как на то рассчитывают в Баку, не утратит
иммунитет. Расчет прост, военная база РФ может гарантировать лишь безопасность
республики от внешней агрессии, но не разрешит весь комплекс проблем, связанный
с блокадой и дипломатическим давлением Азербайджана и Турции. Вместе с тем,
необходимо отдавать себе отчет в том, что доведение ситуации вокруг Армении до
точки кипения, над чем планомерно работает Азербайджан, приведет не к
урегулированию карабахской проблемы по сценарию Баку, а к взрыву региональной
ситуации, новой войне в Карабахе. Тем не менее, факт остается фактом: вокруг
Карабаха сложился новый консультативный формат - Россия, Турция и Иран, который
практически вытесняет Минскую группу ОБСЕ.
Стоит отметить, что усилия по разрыву связи между
карабахской проблемой и армяно-турецкими отношениями стали результатом
эволюционного решения американской региональной политики. Только таким образом
Штатам удалось бы разрушить многоярусный статус-кво в регионе, участниками
которого, помимо Азербайджана, Армении и Грузии, являются также и Россия, Иран
и Турция. Можно с определенной долей уверенности заявить, что будь сегодня
армяно-турецкая граница разблокирована, ситуация вокруг карабахской проблемы
развивалась в совершенно иной логике и динамике.
Провал Цюрихского процесса стал болезненным ударом для США,
а также для высшего руководства Армении, поддержавшего этот очень рискованный
план. Можно сказать, что последствия провала станут в ближайшем будущем важным
элементом внутриполитического дискурса Армении, фактором, влияющим на исход
электоральных кампаний.
США уже пожинают эти последствия - расклад сил в регионе
изменился явно не в их пользу. Отношения Турции с Ираном и Турции с Россией
достигли консенсуса в вопросе ограничения влияния внерегиональных игроков.
Азербайджан полностью удовлетворен таким оборотом и сегодня предлагает решить противоречия
в треугольнике Армения-Азербайджан-Турция в обратном порядке - сначала
освобождение территорий вокруг Карабаха и только после этого разблокирование
коммуникаций. А это и есть тот путь, который на протяжении почти 20 лет
переговоров заводит стороны в тупик, поскольку без решения вопроса о статусе
НКР руководство Армении не в состоянии обеспечить вывод войск.
Прошедшие недавно в Армении учения НАТО, в которых приняли
участие турецкие военные - сигнал США о намерении продолжить Цюрихский процесс.
В Вашингтоне прекрасно понимают, что иного варианта вклиниться в региональный
политический пирог практически не остается. Ставка на Саакашвили оказалась
битой и сегодня полноценное использование грузинской карты чревато остановкой
так называемой программы "перезагрузки" отношений с Москвой,
составной частью которой, кстати говоря, является и позиция России по иранской
ядерной программе.
Очевидно также, что Армения, за пять дней войны в Южной
Осетии почувствовавшая всю уязвимость безальтернативной транзитной дороги через
Грузию, и сегодня поддержит предметные переговоры по разблокированию
армяно-турецкой границы. На днях президент Армении Серж Саргсян в интервью
украинскому журналу "Профиль" заявил, что "его инициатива по
урегулированию отношений с Турцией без предварительных условий была одним из
труднейших шагов в его жизни". Глава Армении заявил, что сейчас ждет,
когда в Турции появятся "политическая сила или лидеры", которые
готовы будут "проявить политическую волю" в этом деле.
Эксперт Станислав Тарасов допускает, что Турция может
запустить операцию "Цюрих-2", то есть предпринять повторную попытку
решения своих проблем с Арменией. Пойди Анкара на такой шаг, весь описанный
выше механизм региональных тормозящих элементов будет запущен с новой силой. С
другой же стороны, Турция, успешно перепрыгнувшая через высокий барьер
конституционного референдума при поддержке ЕС и США, сегодня нуждается в шагах
по поддержанию своего демократического реноме. И с этой точки зрения
показательная литургия в армянской церкви "Сурб Хач" в провинции Ван
не возымела должного эффекта, поскольку, по большому счету, была бойкотирована
армянским духовенством. Но и вместе с тем, армянский вопрос остается
единственным в своем роде, который Анкара может урегулировать без особых потрясений.
Другие проблемы, в том числе курдский вопрос и будущее
устройство Кипра, еще долгое время будут оставаться для турецкой элиты из
разряда не берущихся. Виген Акопян, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.