Главная » 2010»Апрель»30 » Защищая палачей-младотурок, Анкара взваливает на себя бремя ответственности за их деяния
Защищая палачей-младотурок, Анкара взваливает на себя бремя ответственности за их деяния
12:45
Analitika.at.ua. Интервью главы парламентской фракции, зампредседателя
Республиканской партии Армении Галуста Саакяна информагентству АрмИнфо.
Г-н Саакян, каких ответных шагов можно ожидать от Турции после
приостановления Арменией процесса ратификации Протоколов?
Думаю, что ответ турецкой стороны последует не скоро. При
этом, Анкара уже пытается делать противоречивые заявления относительно процесса
с Арменией, адресованные международному сообществу и, естественно, для
внутреннего потребления. Тем не менее, Турция рано или поздно должна будет
вынести окончательное решение по вопросу отношений с Арменией. К этому ее
вынуждает давление международного сообщества. В противном случае Турция
попросту окажется в тупиковой ситуации.
Ратификация Протоколов была приостановлена президентом Армении, тем не
менее, Барак Обама вновь избежал применения юридического термина «геноцид» для
определения сути резни армян в Османской Турции…
Армении давно известна личная точка зрения американского
президента, являющегося поборником восстановления исторической справедливости
относительно геноцида армян до его избрания президентом США. Соответственно,
то, что Обама в очередной раз охарактеризовал геноцид как «Мец егерн»
объясняется исключительно американскими интересами, связанными с турецким
фактором в мировой геополитике. О том, что геноцид армян имел место в
реальности, говорит не только Обама, об этом говорит весь мир, что не мешает
парламентам ряда государств не признавать этого исторического факта исходя из
национальных интересов и политической целесообразности. Соответственно,
демократические принципы в мире, зачастую вступая в противоречие с
экономическими взаимоотношениями, уступают им свое место. В то же время, мир
сейчас тяготеет к новым моделям демократии, и, думаю, что оценка этих новых
моделей скоро приведет к приоритетности критериев демократии в политическом смысле
над критериями экономическими.
Чем было обосновано принятие президентом и коалицией Армении решения о
приостановлении ратификации Протоколов?
Мы в очередной раз представили международному сообществу
нашу позицию, согласно которой национальные вопросы - признание Геноцида армян
и карабахская проблема - не должны «возвращаться» Армении в виде предусловий.
Эта позиция Армении была полностью одобрена Западом. Мы также считаем
недопустимыми спекуляции вокруг вопросов, имеющих для Армении общенациональное значение,
как и в вопросе установления нормальных двусторонних отношений с Турцией.
Именно этой идеологии РПА и придерживается в отношениях с Турцией. Наша позиция
была высказана Анкаре сразу же после подписания Протоколов, когда армянская
сторона заявила, что готова ратифицировать Протоколы исключительно в том виде,
в котором они были подписаны. В противовес этой уравновешенной политики, Анкара
на всем протяжении процесса делала противоречивые и нервозные заявления.
Соответственно, объяснения по поводу фактического срыва процесса ратификации
следует ждать именно от турок.
Тем не менее, накануне спикер парламента Армении заявил, что Протоколы
продолжают оставаться в большой повестке парламента…
Приостановление процесса и изъятие Протоколов из повестки
четырехдневки еще не значит изъятия Протоколов из обращения Национального
Собрания вообще. Большая же повестка вовсе не предполагает обязательного
обсуждения Протоколов в парламенте. На этот счет существует ошибочное мнение,
согласно которому если обсуждение Протоколов приостановлено, то их нужно
навсегда похоронить. Диалог продолжается, соответственно и Протоколы остаются в
парламенте. То есть, приостановка процесса ратификации с нашей стороны,
напротив, предполагает наличие более решительных шагов со стороны Турции, так
как именно эта страна несет ответственность за эту вынужденную приостановку.
Решению президента Армении предшествовали обсуждения с президентами
России и США. Исключаете ли Вы достижение согласованности между ними по этому
решению?
Международное сообщество, естественно, не было
заинтересовано в приостановлении процесса ратификации. Однако для Армении
продолжение процесса в том виде, в котором он шел, было невыгодно, поэтому и
было принято данное решение. В конце концов, правила игры устанавливались и в
Армении, так же как и Армения несла на себе последствия и испытания за ее
итоги. Тем самым по Турции был нанесен ощутимый удар. Анкаре дали понять, что
ее дипломатические игры не пройдут. А миру стало ясно, что турецкая дипломатия
так и не выросла из штанишек, оставаясь на уровне «хитрой» дипломатии Османской
Турции. Те же агрессивные выпады, те же угрозы, те же слова. Турецкие власти,
так и не придумав ничего нового, охарактеризовали нормализацию отношений с
Арменией как процесс, направленный против турецкого народа. В то время, как
этот, естественный для логики международных отношений в 21 веке, процесс
направлен не против турецкого народа, а против наследия властей Османской
империи. В конце концов, с турецкого народа должно быть снято клеймо и
психологический образ убийцы. Сейчас в Турции уже кричат о том, что вопрос
признания Геноцида армян не должен касаться третьих стран, забывая о том, что
этот вопрос является общечеловеческой проблемой, тем более, с правовой точки
зрения.
Тогда почему бы Турции по примеру Германии, давно признавшей Холокост,
не снять с себя это клеймо?
По той простой причине, что правящая партия «Справедливости
и развития» фактически продолжает политический курс партии «Единения и
прогресса» начала 20 века. Ничего не изменилось, и власти Турции продолжают
отказываться от признания исторических фактов. Кроме того, в случае признания
геноцида армян, по примеру Холокоста, со стороны Армении неумолимо появятся
юридические требования. Если даже мы не будем говорить о территории в 430 тысяч
квадратных километров, которая являлась колыбелью армянской государственности,
тем не менее, у людей, ставших жертвами кровожадности турецких властей, было
имущество, была земля, и Турция окажется в очень сложном положении в плане возмещения
этих убытков. Именно поэтому мы и предлагаем Турции решить все эти вопросы
дипломатическим путем. В противном случае, на фоне определенного арсенала мер
по воздействию на Турцию, который со временем будет лишь пополняться, может
поколебаться и само понятие Турецкое государство. Хотя пока что Армения, не
углубляясь в дебри истории, всего лишь предлагает установить нормальные
цивилизованные отношения, чтобы уже затем начать принимать определенные
решения. Наши оппоненты, спекулируя на этом, утверждают, что это может касаться
вопроса Геноцида. Однако, Армения не раз заявляла и заявляет, что вопрос
Геноцида обсуждению не подлежит и подлежать не может, а говоря о создании
исторической комиссии мы имеем ввиду лишь обсуждение вопросов по устранению
последствий, но никак не самого факта Геноцида армян. Наши потери в Западной
Армении очень чувствительны, и забыть их мы не можем. Палачей в лице младотурок
уже давно нет, и защищая их точку зрения, нынешнее правительство Турции
взваливает на себя бремя ответственности за их деяния.
На днях глава МИД Ирана Моттаки в очередной раз заявил о намерении
своей страны принять участие в карабахском урегулировании, предложив главам МИД
Армении и Азербайджана провести трехстороннюю встречу в Тегеране. Насколько
приемлемо для РПА это предложение.
Мы очень высоко оцениваем это предложение иранской стороны.
В то же время, изменение формата в урегулировании карабахской проблемы сегодня
может означать лишь одно – начать весь процесс с нуля.
Азербайджан свое согласие на посредничество ИРИ уже дал. Они что хотят
начать процесс с нуля, сведя на нет обновленные в их понимании Мадридские
принципы?
Азербайджан действительно пытается свести весь процесс в
рамках Минской группы к нулю, перед Арменией же этой задачи не стоит. Мадридские
же принципы, на которые Баку якобы согласен, а Ереван нет, действительно
обновлены исключительно в их понимании, так как в случае их реального
существования, информация об этом была бы растиражирована на весь мир.
Единственная задача Армении в карабахском урегулировании – вопрос статуса, так
как со всеми остальными карабахский народ справится сам.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.