Analitika.at.ua. В прошлом году на фестивале "Золотой абрикос"
много говорилось о проекте фильма "Параджанов – ценитель красоты".
Наша газета также писала об этом интересном киноначинании.
Напомним читателям, что проект был инициирован еще в 2009
году украинским продюсером и режиссером Оленой Фетисовой. Проект международный,
и в нем участвуют Украина, Грузия, Франция, Норвегия, участником является и
Национальный киноцентр РА.
Проект прошел длинный путь. Было несколько вариантов
сценария, последняя версия - шестая. По замыслу авторов лента - это не только
рассказ о великом нашем современнике – знаменитом артисте, художнике,
режиссере, но прежде всего о человеке – Сергее Параджанове.
Фабула фильма такова: Параджанов создает гениальные фильмы,
но власти советского государства считают его социально опасным. Вместе с тем
фильм рассказывает о романтической, мистически противоречивой истории любви
длиной в жизнь Параджанова и его музы - жены Светланы Щербатюк, которая
помогает гению пережить годы тюрьмы и забвения. Действие картины происходит в
60-90 годы, а в основу легли реальные события: суровый тюремный режим,
пятнадцать лет безработицы в Тбилиси и при этом вечный жизненный карнавал,
дружба с Тарковским, Феллини, Вайдой и одиночество художника-изгнанника… Как
утверждают авторы проекта, по этому фильму можно изучить историю нашей бывшей
страны. Это такой материал, на основе которого можно понять, что мы имели, что
потеряли и к чему стремимся. Роль Параджанова играет французский актер и
режиссер Серж Аведикян. Он же является сорежиссером фильма.
Недавно Олена Фетисова побывала в Ереване. Мы встретились с
ней и попросили рассказать, как идет работа над фильмом.
- Мы закончили съемки – они проводились в Тбилиси, Киеве,
Париже, но впереди нас ожидает трудоемкая работа – сложный монтаж, который
будет делаться французскими специалистами, музыкальное и анимационное
оформление. Скажу откровенно: я радуюсь тому, что мы уже сделали, поскольку
получили исключительный материал с точки зрения актерской игры, художественного
исполнения, режиссерской работы. Но все еще впереди, и мы с большим волнением
ждем окончательного результата.
- Как вам работалось с Сержем Аведикяном, исполнителем главной роли -
Сергея Параджанова?
- Тяжело, потому что для него самого эта работа - большая
эмоциональная нагрузка и невероятная ответственность. Он работал на съемочной
площадке без выходных и в качестве актера прошел путь от молодого до взрослого
Параджанова. Замечу, что мы не делали пластического грима и вы увидите нашего
героя на большом экране без особых прикрас. Я преклоняюсь перед его трудолюбием
и тем мастерством, с которым он справился со своей ролью. Работать было очень
сложно, трудно было находиться вместе и выдерживать друг друга, каждый из нас
понимал, как ответственно то, что мы взялись делать. Вместе с ним мы плакали и
смеялись. Напряжение было очень высоким. Серж просто живет этим проектом!
- Кто еще из актеров занят в картине?
- Главную женскую роль – Светланы Щербатюк - сыграла
замечательная и очень тонкая российская актриса Юлия Пересильд. Она служит в
Театре наций под руководством Евгения Миронова, обладательница премий
"Хрустальная Турандот", "Белый слон", "Золотой
Орел" и "Золотой Витязь". Снималась в фильме Алексея Учителя
"Край", в картинах "Пять невест", "Охота на
беркута", "Поцелуй креветки" и других. Вообще мы тщательно
отбирали актеров. К нам на пробы приезжала шведская актриса, но когда мы
увидели Юлию, ее знание материала, понимание и огромное желание работать... Это
перевесило все.
В фильме заняты также заслуженный артист России, лауреат
Государственной премии Карен Бадалов, актер Театра Фоменко, целый ряд
грузинских актеров. Из Еревана к нам приезжала и снималась Гаяне Гаспарян, из
Италии - Фердинандо Винчесини Оргнани. Он сыграл роль Марчелло Мастрояни, на
которого типажно очень похож.
- Случались ли нестандартные ситуации на съемках?
- Была очень нестандартная ситуация в последний день, когда
мы снимали часть картины на территории колонии строгого режима. В съемках были
задействованы заключенные, которые отбывают сроки за тяжкие преступления. Эти
люди создавали атмосферу, среду пребывания Параджанова в тюрьме. Мы долго
искали колонию, которая с тех пор сохранилась без изменений. Было интересно
наблюдать, что люди, в принципе лишенные нормального человеческого облика,
находясь в колонии, в этом страшном месте, расспрашивали меня и узнавая о
Параджанове, даже соглашались брить голову для кадра. Ведь известно, что в
колонии чем длиннее волосы, тем больше к тебе уважения. Эти люди, которым очень
тяжело – кто знает, кто виноват в том, что они оказались там на очень
длительные сроки, – отдавали свои волосы, единственное, что у них там свое.
Никто не заставлял их идти на этот шаг. Начальство было далеко, и мы общались
непосредственно друг с другом. А к Сержу Аведикяну они относились как к своему
парню. Может быть, когда-нибудь я об этом напишу.
- Помнится, в прошлый свой приезд, рассказывая о проекте, вы упомянули,
что фильм должен закончиться эпизодом, где Параджанова чествуют как одного из
лучших режиссеров ХХ столетия на Международном роттердамском фестивале, где,
игнорируя дресс-код, он появляется на сцене облаченным в мантию, увешанную
множеством амулетов. Обмотав малиновой юбкой голову, он заявляет, что именно в
таком виде хочет пойти на прием, устроенный в честь него мэрией. Шумная,
карнавальная процессия, возглавляемая Параджановым, шествует по улицам
Роттердама, вызывая недоумение прохожих… Как вы справились с этим эпизодом?
- Этот эпизод, в силу того что съемки проходили во Франции,
мы перенесли в Париж, где Параджанов в свое время показывал свой фильм
"Легенда о Сурамской крепости". Мы немного изменили сценарий, но я не
буду рассказывать, как удалось снять эту часть картины. Однако я уверена, что
зрители будут плакать…
Хотелось бы добавить, что этот фильм могли создать только те
люди, которые самозабвенно любят Параджанова и ценят его творчество. А среди
них и Роман Балаян – креативный продюсер проекта, который оказывает нам неоценимую
помощь. Кстати, именно он порекомендовал нам Сержа Аведикяна на главную роль,
на которую пробовались многие. И то, что Серж был лично знаком с выдающимся
режиссером, сыграло важную роль в процессе отбора.
- И последний вопрос: когда намечается премьера?
- В 2013 году. Мы обязательно встретимся на очередном
"Золотом абрикосе". Елена ГАЛОЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.