Четверг, 28.03.2024, 17:13
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Октябрь » 7 » Здзислав Рачиньски: Сланцевый газ серьезно повысит экономическую независимость Армении
Здзислав Рачиньски: Сланцевый газ серьезно повысит экономическую независимость Армении
01:13

Analitika.at.ua. Сланцевый газ может зажечь на энергетической карте мира новые огоньки. Большие или маленькие, но экономическую независимость страны они однозначно повысят. Рост политического рейтинга в таких случаях не заставляет себя долго ждать. Однако о внешней политике Армении пока реалистичнее говорить из предпосылок сегодняшних. Свое видение позиции ЕС по карабахскому вопросу и переговорам с Арменией об ассоциации в интервью NEWS.am представляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши в Армении Здзислав Рачиньски:

 

Ожидаете ли Вы активизации роли Евросоюза с назначением нового спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Филиппа Лефора?

 

Назначение г-на Лефора, опытного дипломата, свидетельствует о готовности и желании Евросоюза играть более активную роль на Южном Кавказе. Мандат Лефора включает все три страны Южного Кавказа и связан не только с конфликтами, но и с общей проблематикой региона, в том числе энергетической политикой и взаимоотношениями с Евросоюзом. Вы знаете, что в настоящее время Европейский союз строит внешнюю дипломатию нового качества. Специальная структура – европейская служба внешних действий, возглавляемая леди Кэтрин Эштон, с одной стороны заведует сетью европейских посольств и поддерживает их деятельность в регионе, с другой стороны – группирует узловые проблемы трех закавказских стран. От деятельности господина Лефора я ожидаю роста присутствия ЕС в ключевых вопросах для Южного Кавказа, в том числе для Армении.

 

Есть ли возможность и необходимость для Польши непосредственно участвовать в посреднической миссии ЕС по вопросу Нагорного Карабаха?

 

Не могу согласиться с мнением, что чем больше посредников, тем лучше. Существуют уже сформировавшиеся механизмы посредничества, такие как Минская группа ОБСЕ, и несмотря на то, что результаты переговоров пока неадекватны ожиданиям от них, тем не менее, есть определенный прогресс, сформированы принципы урегулирования (так называемые Мадридские принципы). Как я понимаю, между Арменией и Азербайджаном существует общее понимание вопроса, включающее, во-первых, вывод армянских войск с оккупированных территорий вокруг Карабаха, которые Армения называет зоной безопасности, и, во-вторых, переходный статус для Карабаха, близкий к де-факто государственности. Спор, как я понимаю, идет о том, как именно этого достичь, а также как склонить общественное мнение в обеих странах к возможности такого разрешения. На мой взгляд, лучше, чтобы Евросоюз выступил с целостной оценкой карабахской проблемы – голос всего Евросоюза будет значить гораздо больше, чем мнения отдельных стран. Кроме того, это укрепляет тенденцию евроинтеграции, поскольку Евросоюз в очередной раз выступит как единое целое.

 

Но во всей полноте роль ЕС на Южном Кавказе должна проявиться на следующем этапе – этапе внедрения достигнутых соглашений, восстановления и поиска путей сотрудничества трех стран региона. И здесь, считаю, Евросоюз сможет сделать этим странам такие выгодные предложения для экономического развития, какие не сможет предложить больше никто.

 

В настоящее время Армения и Евросоюз ведут переговоры об упрощении визового режима. Как Вы оцениваете готовность Армении?

 

Как известно, в настоящее время между Арменией и Европейским Союзом ведутся переговоры об ассоциации. Другой важной проблемой, в особенности для граждан Армении, совершающих частые поездки, является вопрос облегчения визового режима. Уверен, что Евросоюз сформирует мандат по переговорам с Арменией на эту тему, и переговоры начнутся уже в этом году.

 

Введение облегченного визового режима между Арменией и ЕС потребует, во-первых, соглашения о реадмиссии между Арменией и ЕС (речь идет о готовности Армении к возвращению в страну всех тех своих граждан, которые находятся в странах ЕС нелегально) и, во-вторых, - технического переоснащения паспортно-визовых служб, перехода на систему выпуска биометрических паспортов. Договор о внедрении соответствующей системы уже заключен с польской компанией Polska Wytwornia Papierow Wartosciowych (PWPW). Небольшое опоздание было обусловлено только задержкой в организации тендера, однако в скором времени система начнет устанавливаться. Если возникнут какие-то помехи в реализации этого соглашения то, естественно, и введение облегченного визового режима будет перенесено на более поздний срок.

 

Как ранее с Украиной, Молдовой и Грузией, так и с Арменией Европейский союз предложит снижение визовых пошлин. В настоящее время она составляет 60 евро и, по-моему, является чересчур высокой. Кроме того, специальный режим может быть установлен для определенных групп людей – детей, студентов, участников программ научного обмена и др. Они должны будут получать визы бесплатно. Наконец, усовершенствован будет и сам режим заявок на получение виз – речь идет о сугубо технических деталях, призванных сделать процесс получения визы минимально затруднительным для граждан. Пример того, как функционирует такой порядок получения виз, можно сегодня наблюдать на примере работы посольств Польши или Германии в Ереване.

 

Наряду с облегчением поездок граждан Армении в Евросоюз, на повестке обсуждений стоит и вопрос свободного въезда в Армению граждан Евросоюза – так же, как это сделали Украина и Грузия. Армения, как я понимаю, к этому сейчас не готова, указывая в качестве аргумента вопросы национальной безопасности. По этому вопросу сейчас также ведутся обсуждения, хотя принципиальным в переговорах по визам он не является.

 

Самый непростой вопрос в переговорах – установление зоны свободной торговли. Живя в Армении, вы лучше можете представить, как функционирует армянская экономика, и лучше ответить на вопрос о шансах Армении, если она стремится к вовлечению в механизмы зоны свободной торговли. По этому вопросу можно ожидать немного более длительных переговоров. С одной стороны, экономика Армении либеральна, с другой – я читаю в газетах, порой слышу от государственных чиновников о недопустимой олигархизации армянской экономики, душащей любую предпринимательскую инициативу. Не последний по значению вопрос в данном случае – это функционирование таможенных служб, на высокий уровень коррупции в которых жалуется значительное число граждан. Эти проблемы могут и должны быть преодолены.

 

Как Вы оцениваете перспективы польско-армянских экономических связей?

 

Один из главных факторов в экономическом партнерстве двух стран – высокий уровень политических отношений. Между двумя государствами на сегодняшний день не существует никаких политических разногласий. Кроме того, партнерство распространяется на новые отрасли. С точки зрения польского бизнеса Армения – рынок небольшой, малоизученный и до недавнего времени изолированный. Не все, и в Польше, и в Армении знают о том, что уже около года действует прямой авиарейс из Варшавы в Ереван польской авиакомпании «LОТ». Кроме того, наша экономика основана на экспорте. Крупнейшие рынки для нее западные, однако это не означает, что небольшие рынки для нас не важны. Армения – страна-импортер, и это создает первое звено совместимости с ориентированной на экспорт  экономикой Польши.

 

Препятствия, на мой взгляд, заключаются в недостаточной уверенности польских компаний в возможности развития бизнеса в Армении. С армянской стороны процесс может значительно ускориться при росте осведомленности представителей госслужб и бизнеса о сегодняшней Польше. Мало кто из армянских политиков знает, что Польша – шестая по размерам ВВП экономика в Европе, занимает 5 – 6-ое место в мире по инвестиционной привлекательности, а ежегодный польский экспорт в два раза превышает весь ВВП всех трех республик Южного Кавказа, вместе с углеводородами Азербайджана. По недостаточной осведомленности, поиск продуктов и технологий может вестись в других странах.

 

Другое препятствие для совместных проектов – транспортная изоляция Армении, затрудняющая импорт и снижающая конкурентоспособность экспорта.

 

Еще одна причина – вопрос соблюдения прав на интеллектуальную собственность в Армении. К примеру, одна из польских компаний выпускает лекарственные препараты на травяной основе под определенной маркой. Под той же маркой тут продается препарат, произведенный в другой стране.

 

Думаю, что польско-армянские бизнес-контакты – поле деятельности малых и средних фирм. В условиях сильной монополизации импорта в Армении на рынок трудно войти новой фирме. Надеюсь, что подбодренные успехом польской PWPW другие компании из Польши также попытаются освоить для себя армянский рынок.

 

Не всегда поддающаяся логике структура экономики дает о себе знать и здесь. Трудно объяснить, почему импортировать, к примеру, фруктовый джем прибыльнее, чем производить его на месте. Я говорю не о высоких технологиях, а о том, что Армения на сегодняшний день в состоянии производить и экспортировать – продуктах пищевой промышленности.

 

Сможет ли проходящая через Армению автомагистраль «Север – Юг» усилить привлекательность Армении как транзитного коридора для Польши?

 

Как вы знаете, уже около 15 лет говорится о едином черноморском транспортном коридоре. Если бы этот коридор был сегодня, он мог бы активизировать продолжение единого черноморского кольца. Проект этот интересен, но мне не кажется, что он является делом ближайшего будущего.

 

В Польше активно разведывается сланцевый газ. Аналогичное соглашение было недавно подписано и в Армении. Может ли наличие собственных энергоносителей повысить степень независимости обеих стран?

 

Армения недавно достигла соглашения с одной из американских фирм по разведке сланцевого газа. Первые прогнозы амбициозны – запасы газа, пусть и не в объеме Северного моря, но наличествуют. И Польша, и Армения лишены значительных энергоресурсов. В Польше, правда, присутствуют значительные запасы каменного угля, однако сегодня они весомой роли в экономике уже не играют и рассматриваются скорее как резерв. И Польша, и Армения импортируют нефть и газ. Экономическая зависимость может породить политическую. Если прогнозы по Польше подтвердятся – а по этим прогнозам, запасов газа в Польше хватит лет на триста – это будет означать, что Польша из импортера энергии превратится в экспортера. Если такой прогноз подтвердится и в Армении, то ситуация в двух странах существенно изменится. Вырастет их экономическая независимость, конкурентоспособность их производства. Изменения произойдут и на общем газовом рынке. Пример Соединенных Штатов, уже перешедших от импорта к экспорту газа, доказывает, что даже небольшие его запасы меняют ситуацию на мировом рынке, отражаясь в том числе на ценах нефти. Арам Гарегинян

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 959
Календарь новостей
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru