Главная » 2010»Март»17 » Жансем: человек, нарисовавший то, что нарисовать нельзя
Жансем: человек, нарисовавший то, что нарисовать нельзя
15:16
Analitika.at.ua. Сегодня великому Жансему исполнилось 90 лет
Долгое время он пребывал в состоянии потухшего вулкана:
огромные веки застывших лав запирали глаза на крепкий засов, и казалось, что
дремлющий великан может и не проснуться. Конечно, его туфовый торс в любом
случае возвышался над противоречивой равниной французской живописи и был видим
отовсюду. Известные артисты приобретали его картины и послушно позировали сотым
дублем - Юл Бриннер, Энтони Куин, Шарль Азнавур…
Венецианские каналы принимали художника в свои объятия и
просили знаменитый автограф под левым шлюзом. Испанская коррида жаждала
колющего мазка Мастера, свирепые быки готовились к прививкам.
Вулкан действительно возвышался над живописной равниной, и
не только французской. Победы на конкурсах в Бельгии (биеннале в Брюгге),
Мексике ("Компарезон"), а также премии "При популист" и
"Антрал" сделали его Президентом парижского салона молодых
художников.
"Все началось в 1951 году, - признается он позже. -
Тогда я подряд получил четыре престижные премии и предо мной открылись двери
галерей. Мои работы стали активно скупаться, в 37 лет я приобрел имя и внезапно
разбогател".
И тем не менее он продолжал пребывать в дреме -
магматическим комом застыла в жерловидном горле Память, и художник не знал, что
с этим делать. Он не собирался ее проглатывать, но и конкретного применения
сгущенной обиде не видел. Быть может, только работать до полной амнезии?
Иллюстрировать книги Камю, Бодлера, Лорки - в общей сложности более десятка
уникальных изданий - и расписывать Венецию?
Но даже пребывая целых три месяца в этом изумительном
городе, он не посетит конгрегацию мхитаристов на острове Св. Лазаря. Мастер не знает,
как представиться и что именно говорить… Впрочем, по той же причине он
практически никогда не принимает участия в своих персональных выставках, число
коих давно перевалило за сотню - только в США было организовано 65 показов его
работ ("Бывает так, что пребываю в унынии, но по своей натуре я не
пессимист, наоборот. Впрочем, если углубиться, то можно увидеть и во мне
глубокую печаль - эта печаль есть в сердце всей армянской нации".)
Великому Жансему будет уже за восемьдесят, когда он выплюнет
наружу и начнет извергать застывшую в горле магму …
"Я родом из села Селез близ Константинополя. Здесь
родился один из выдающихся армянских писателей - Акоп Ошакан. В 1919 году турки
терпели поражения, греки, надеявшиеся возвратить Айя Софию, напали на них и дошли
аж до нашего села. Мы, конечно, оказали им поддержку, но вскоре ситуация
изменилась. При содействии мировых держав турки в 1922-23гг. перешли в
контрнаступление, потеснив ряды армян и греков. Чтобы спастись, многие стали
бросаться в воду. В челнах, на лодках добирались до родных мест. Мы тоже бежали
с греками в Салоники. Помню - тогда мне было три года - море было зеленым, небо
красным, с лодок свисали руки, кругом же были кровь, огонь и пламя. Спустя семь
лет наша семья перебралась в Париж. В Лувре есть картина Делакруа. Увидев ее, я
был поражен. Показалось, что она написана с жизни, которую мне пришлось прожить
в детстве. И тем не менее я представляю странным свое пребывание здесь и часто
сам себя спрашиваю: что я делаю во Франции с этими людьми? Ни голова моя на них
не похожа, ни сердце, ни образ жизни. В чем причина? И отвечаю: причина - в
Геноциде, который я так долго не осмеливался описать кистью".
Сказанное вовсе не означает, что Ованес Семирджян, он же
Жансем, никогда не обращался к армянской тематике: после окончания в 1939 году
"свободных академий" Монпарнаса и Высшей школы декоративного
искусства в Париже он как самостоятельный художник начинал именно с
национальных мотивов ("Армянка", "Армянская свадьба",
"Похороны" и др.), впрочем, не пытаясь более конкретизировать тему
Геноцида.
Среди армян всегда были и есть художники, осознанно
предпочитающие не демонстрировать повышенное внимание к этому деликатному и
очень личному для самих авторов вопросу, дабы неосторожными мазками или лишними
словами не ставить под сомнение самое Очевидное. Да и существуют ли цвета,
способные объяснить миру, почему, по какой именно причине миллионы армян
умирают вдали от исторической Родины…
Вильям Сароян и Завен Левон Сюрмелян, Грант Матевосян и
Аршил Горки описывали национальную данность, но специально не затрагивали Тему.
Ведь она как художественная микрохирургия - к ней необходимо подходить крайне
осторожно и осмотрительно. К числу таких мастеров долгое время и относился
Жансем. Он изображал сугубо армянское и обходил "турецкое"…
"Да, я не видел резни и не был солдатом. Турки начинали
не с Константинополя, ведь там было сосредоточено много дипломатических
представительств разных государств. Начинали депортацию с сел. Моя мать
рассказывала об этом. В первую очередь собрали молодых мужчин, среди которых
был и мой дядя. Их всех, в том числе и дядю, повесили. Мои родители пешком
добрались до Багдада. Меня всегда интересовало, как они прошли столь долгий
путь. Постоянно выведывал у них подробности - что ели, где спали. Мне тогда
было 7-8 лет, и мать часто рассказывала мне о пережитом. Сейчас не могу
пересказать вам, потому что все это - фабула целого романа. Среди этих
страданий случались и чудеса - единицам удавалось дойти до Дер Зора и остаться
в живых. Мать моя дошла. В детском возрасте эти рассказы очень действовали на
мою психику. Все это невозможно представить в живописи. Когда был молодым,
мечтал представить. Однако сам себе говорил: это нельзя нарисовать, это нельзя
сделать. Надо быть очень мощным, чтобы такое изобразить. Раньше я никогда бы не
осмелился на такое".
Жансему было за восемьдесят, когда спящий в нем вулкан
открыл глаза. Мощнейшими лавовыми потоками один за другим стали изливаться
многочисленные выбросы дремавшего огня - "Голубой геноцид",
"Эпизод резни", "Беженцы", "Уныние",
"Насилие", "Мученичество", "Красное солнце",
"Подготовка к убиениям", "Депортация", "Голгофа и
Иисус", "Реквием", "Победа смерти", "Загубленные
цветы", "Распятие", "Резня"...
В общей сложности 34 полотна. В 2002 году Мастер нарушит
традицию и примет участие в открытии своей персональной выставки в Ереване.
"Проблема эта всегда была во мне, но браться за нее не осмеливался. Тема
труднейшая. Невероятно сложно воспроизвести в живописи общенациональную
трагедию. Рассказы матери я пропускал сквозь себя, переосмысливал много лет и
только два года назад позволил себе начать работу над циклом "Резня".
Ничего другого я в это время не делал, да и делать не мог. Это, по сути,
Реквием".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.