Главная » 2010»Апрель»14 » Женское кино: армянский Кинфест в гостях у турецкого Фильммора
Женское кино: армянский Кинфест в гостях у турецкого Фильммора
10:41
Analitika.at.ua. Вопрос о том, что женское кино
существует, уже давно перестал быть вопросом. Не секрет, что женщины устроены
иначе, они чувствуют то, что не дано мужчинам, и наоборот, посему их
киномышление отличается от традиционно мужского. Вместе с тем женщины-режиссеры
в своих фильмах зачастую обращаются к проблемам, которые напрямую касаются
мужчин. Забота о семье и детях, равноправие в быту и общественной жизни,
психология взаимоотношений с мужчинами, профессиональное становление – эти и
другие вопросы, обращенные к мужчинам, очерчены в фильмах женщин-режиссеров
тонко, ненавязчиво и эмоционально.
Сегодня женский кинематограф – культурно-социальное явление,
признанное во всем мире. Тому свидетельством – около 70 международных
кинофестивалей, основанных женщинами из разных стран. Один из них,
озаглавленный весьма просто – "Кин" ("Женщина"), уже шесть
лет проводится в Ереване. Основанный социологом Мариам Оганян и кинокритиком
Нарине Джрбашян, "Кинфест" с каждым годом расширяет свои границы,
знакомя широкую столичную общественность с достижениями современного женского
кинематографа. Более того, фильмы наших кинематографисток участвуют в различных
фестивалях женского кино, знакомя коллег и зрителей с внутренним миром армянской
женщины. Недавно делегация "Кинфеста" побывала в гостях у турецкого
фестиваля женских фильмов "Фильммор", проводимого в Стамбуле.
Международный фестиваль женских фильмов "Фильммор"
- один из проектов одноименной Женской кооперации, основанной в 2001г. группой
турецких феминисток, вовлеченных в кинопроизводство. Цель кооперации -
активизация роли турчанок в кинематографе, расширение возможностей
представления женских проблем, достижений и идей в кино, развитие в Турции
женской киноиндустрии. Фестиваль, стартовавший пять лет назад, с первых дней
обрел популярность не только в Турции, но и за ее пределами, и сегодня
оказывает немалую поддержку женщинам – не профессионалам, желающим попробовать
свои силы в кино. Более того, в прошлом году руководители фестиваля осуществили
новый проект – бесплатный показ фестивальных фильмов в отдаленных от Стамбула
регионах страны, и сегодня "Фестиваль на колесах" - ценный
инструмент, помогающий обратить внимание широкой турецкой общественности на
проблемы женщин, дающий возможность заговорить языком кинематографа о женских
правах.
Сотрудничество армянских кинематографисток с турецким
фестивалем началось в 2008г., когда по приглашению руководства
"Кинфеста" в Ереван в качестве гостя прибыла представительница
"Фильммора" режиссер Хакиа Канер. В прошлом году, на VI кинофестивале
"Кин", фильмы женщин-режиссеров из Турции были представлены отдельной
программой. Уже здесь, в Ереване, было решено пригласить армянских коллег на
"Фильммор", прошедший в конце марта в Стамбуле.
Армянская делегация в составе Мариам Оганян, Нарине Джрбашян
и режиссера Асмик Гаспарян представила на суд турецкого зрителя разножанровую
программу из пяти фильмов: "Обитатели дома" дипломанта
"Кинфеста" Асмик Гаспарян, "Вальс души" студентки
Ереванского государственного института кино и театра Ануш Мирзоян, анимационную
картину "Всегда" Татев Исаханян и два фильма Мариам Оганян
"Голоса" и "От монолога к диалогу".
"Турецкий зритель вначале принял нас весьма
настороженно,- рассказывает М.Оганян, - первый показ армянской программы прошел
в полной тишине в большом и переполненном зале Французского культурного центра
Стамбула. Лишь после, не найдя "политического подвоха" в фильмах
наших режиссеров, зал несколько оживился, и присутствующие начали засыпать нас
вопросами". Особый интерес вызвала картина М.Оганян "Голоса", в
которой режиссер посредством монологов героинь фильма – участниц
авангардистской выставки - подняла множество вопросов, волнующих современную
армянскую женщину. Любопытная камера режиссера, приближаясь к стендам художниц
и скульпторов, пыталась проникнуть в мир душевных переживаний женщины-творца.
Внимание зрителей привлекла и картина "От монолога к
диалогу". Фильм имеет социологическую направленность: в нем М.Оганян
попыталась показать процесс трансформации гендерных ролей мужчины и женщины в
обществе, нашедшей отражение в армянском кинематографе. Интересно, что подобная
идея легла в основу другого фильма - "Невинная, дерзкая,
соблазнительная", представленного на фестивале "Фильммор". Автор
картины – директор "Фильммора", режиссер Мелек Озман также
представила на суд зрителей образы женщин в турецком кинематографе, проведя
психолого-социальный анализ.
"Турецкому зрителю было важно понять, чем живет и дышит
армянский кинематограф, - делится своими впечатлениями Н.Джрбашян, - Нам же
участие в "Фильмморе" помогло расширить границы деловых контактов. На
фестивале мы посмотрели фильмы женщин-режиссеров из разных стран, а также
познакомились с их авторами, пригласив их принять участие на нашем "Кинфесте".
Что касается наших турецких коллег, то мы планируем сотрудничать с ними и
дальше и ждем от них интересных фильмов".
Добавлю, что Международный фестиваль женских фильмов
"Кин" в этом году в седьмой раз распахнет свои двери перед зрителем
и, как всегда, представит много новых и ярких женских киноисторий.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.