Analitika.at.ua. "Карсян. Ретроспекция" - первая персональная
выставка в Армении известного художника-монументалиста Эдуарда КАРСЯНА
открывается 3 апреля в музее "Галенц".
Художник, он же автор дизайна выставочного пространства,
оформил залы так, что мы ощущаем атмосферу его мастерской, открывающей нам мир
его насыщенной творческой жизни. Диапазон профессиональной деятельности Эдуарда
Карсяна невероятно широк: живопись, графика, эмалевая живопись, роспись по
керамике, художественный дизайн - и все это многообразие нашло отражение в
экспозиции выставки.
Ереванцы встречаются с творчеством Эдуарда Карсяна
постоянно, но, восхищаясь, зачастую даже не ведают, что великолепные интерьеры
комплекса "Марко Поло", Посольства России в Армении, ресторанов
"Венеция", "Киликия", кинотеатра "Наири" и многих
других зданий столицы созданы талантом, богатым художественным вкусом,
энциклопедической эрудицией и неуемной энергией Эдуарда Карсяна. Этот дар
художника-монументалиста оценили еще профессора знаменитой Строгановки -
Московского высшего художественно-промышленного училища (сегодня - Академии),
доверившие студенту оформление интерьера Посольства СССР в Югославии. Этот
интерьер, ставший его дипломной работой, был так хорош, что открыл молодому
художнику зеленый свет на этой стезе его дальнейшего творческого пути.
Крупные проекты по оформлению интерьеров и монументальных
объектов в России, а затем и в Армении следовали один за другим. Мы должны быть
благодарны Эдуарду Вартановичу за новый мощный импульс в развитии культуры
дизайна в Армении. Его интерьеры - истинные арт-объекты - стали частью нашей
среды обитания. В экспозиции выставки представлены авторские проекты и
фотоматериалы многих дизайнерских работ Карсяна. Все они впечатляют не только
высоким профессионализмом (художник широко использует возможности самых разных
материалов: металла, камня, дерева, стекла, керамики), но и тем, что
показывают, как дорого художнику лицо его родного города.
Высокая художественная культура не всем дана. Здесь же, на
этой выставке, она ощущается в каждой работе, в каждом разделе экспозиции. И,
конечно же, в его живописи. Карсян пишет то, что видит, ощущает внутренним
взором. Мимолетность ему неинтересна - только вечность. Его волнуют духовные
ценности, позабытые человечеством, проблемы, не зависящие от технического
прогресса. Его живописная среда метафизична. В ней доминирует рисунок. Он -
категория мировоззренческая. Монохромные цвета картин передают не настроение, а
состояние. На его полотнах нет отдельных фигур, их видишь, но они сливаются и
являются носителями общей идеи, передают общую атмосферу. Массовые сцены, народные
гулянья - излюбленные темы живописных работ Карсяна - решены прекрасно, ни
одной случайной детали, все умно, продумано до мелочей. Считается, что
живопись, это об эмоциях. В какой-то степени, наверное, это так, но для
художника Карсяна она, скорее, - средство познания мира.
Его мироощущению близки художники античности, которые
глубоко ощущали человека, понимали его душу и поэтому создавали высочайшее
искусство безупречной архитектоники и поразительной чувственности. В живописи
Карсяна есть место и аллегории, и метафоре. Шляпы на головах его персонажей
заполнены фигурами, резко контрастирующими с лицами носителей этих уборов. Лицо
выражает одно, в то время как в голове творится черт знает что. Поколение
Эдуарда Карсяна начинало творить, когда сюрреализм только-только проникал
сквозь железный занавес, его приемы позволяли передать то, что было невозможно
отразить в рамках реальной ситуации. Но и эти приемы сюрреализма, символизма он
использовал по своему - по-карсяновски.
Эдуард Карсян - человек, конечно, необычный. Тяга к знаниям,
присутствовавшая в нем с детства, не иссякает и сегодня. Он постоянно учится,
не стесняется учиться, абсолютно убежденный в том, что высокий профессионализм
строится на знании. Не боится войти в новую проблему, новый материал, более
того - постоянно занят этим поиском. В последнее десятилетие художник освоил
еще и технику эмали, создавая в ней картины удивительной красоты и фактуры.
Свою эмалевую живопись художник впервые представляет широкой публике. Созданная
им технология позволяет совместить живописную гамму и четкий графический
рисунок. А это уже высший пилотаж. Наращивание цвета - процесс длительный.
Требуется раз тридцать вкладывать медную пластину в печь с тысячеградусной
температурой, чтобы, продержав ее там буквально несколько секунд, достать
обратно. Чуть передержал или недодержал ... и весь процесс надо начинать
сначала. Но и тут художник старается раскрыть тему как нечто большее, чем
сюжет. Каждая его картина - единственный экземпляр и повторить ее невозможно.
Отдельный цикл выставки составляют тарелки, расписанные
кобальтом по белому фарфору. Тематика росписи - классические сюжеты эпохи
эллинизма. Все вместе и порознь они создают атмосферу удивительной красоты.
Фарфор внешне напоминает холст, но нежен и отзывается, как уверяет художник,
даже на тончайшие колебания чувств.
Каждый раздел этой выставки - разные и очень тонкие миры.
Миры, живущие в художнике одновременно. Он родился в доме, пропахшем запахом
красок. Отец, Вардан Карсян, и мать, Арпеник Парсамян, окончили Ленинградский
художественный институт им. Репина. Отец стал театральным художником, мать
увлеклась станковой живописью. А его манило, завораживало монументальное
искусство. Тяга эта была так велика, что, проучившись год на художественном
факультете Ереванского театрального института, он перевелся в Московское высшее
художественно-промышленное училище им. Строганова, чтобы заниматься тем, о чем
всегда мечтал, - монументально-декоративным искусством.
Во многих странах мира экспонировались его работы и наконец-то
выставка открыта теперь и в Ереване. Продлится она два месяца, в рамках ее
запланированы встречи с художником. В них примет участие и профессор Ереванской
академии художеств Саро Галенц. Знакомство обещает быть невероятно интересным.
Нора КАНАНОВА, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.