Analitika.at.ua. Зимний Париж - это самое лучшее, что
может быть зимой в искусстве и политике. Такое впечатление, что зима обнажает и
без того обнаженный Париж, его несочетаемую сочетаемость - декларативный
меркантилизм и обреченность искренности в искусстве и политике. В знаменитом
кафе на Елисейских Полях подают мороженое под названием "Зимняя
вишня", а в Национальной галерее просто пир роскоши - выставка Клода Моне,
картины со всего мира - из Бостона, Вашингтона, Лондона...
Очередь состоит из изысканных и не слишком притязательных
людей, но, как и полагается в Париже, вызывающе демократичная: никаких попыток
пробраться по блату, пришлось ждать не менее двух часов. Можно встретить и
известного продюсера, и всемирно известного актера арабского происхождения.
Парижане и прочие любители не боятся очереди, как в Ереване, воспринимая ее
философски, как некую дань своему удовольствию. Хочется при этом и
пофантазировать, связав выставку Клода Моне с нынешней политической ситуацией в
Европе, и не только в Европе.
Быть может, импрессионизм - это главный вызов современности,
обращенный из недалекого прошлого, а вернее, предтеча нынешней довольно вялой
дискуссии о постмодернизме. С картин Моне смотрит на нас прежде всего грубая,
не гламурная природа, девственная и даже агрессивная, меняющаяся каждое
мгновение, как ей и полагается. Но природа не одинока: рядом либо люди, либо,
что еще выразительнее, намеки на присутствие людей, которые заняты бесконечной
суетой, но поэтому-то и свободны, что только свободный человек может оценить
вызовы природы и их значение. Величайшие храмы Франции смотрят на нас, как
монстры, отверженные и готовые поглотить любую проповедь и любую исповедь, любой
вопрос человеческого сознания. Всю эту роскошь видели и в других местах, но
совершенно иное впечатление, когда все это вместе - рядом с д'Орсе и Лувром,
когда не нужны никакие усилия, чтобы представить ушедшую и нынешнюю эпоху,
людей, моды, насмешки циников и героев того и нынешнего времени.
Созерцание - вещь не безобидная, тем более в Париже, когда
постоянна путаница эпох, идей и настроений. Легко может создаться впечатление,
что европейский политический класс в растерянности, в непонимании нынешнего и
настоящего. Но Европа, осознавая скромность своих возможностей, осмысливает
новые вызовы в мире и примеряет свои ресурсы к тем задачам, которые нужно
осуществить, если великая и роскошная цивилизация хочет выжить в этом
амбициозном мире. Франция переживает исторический этап, когда французская элита
осознает, что она запаздывает, что давно нужно было перейти к более активной
региональной политике, а также к упорядочиванию дел в своем доме. Франция явно
проигрывает из-за серьезных упущений в части реализации традиционной идеи опоры
на ряд "центров силы", остается под сомнением результативность ее
средиземноморской и ближневосточной политики, а при успехах франко-германской
политики в отношении привязки России к европейским интересам остается непонятным
формат восточной политики, то есть Россия - это участник кооперации или член
некоего альянса, или партнер, который подвергается давлению и критике.
Сближение с США не решило многих вопросов, поскольку американцы так и не пошли
на более скоординированную политику с континентальной Европой.
Даже в отношениях с Германией возникают новые проблемы, в
том числе в направлении отношений с Россией и в создании средиземноморского
союза. Давая понять Германии о ее месте в Европе, Франция и Великобритания
заключили оборонный договор, как будто нет ни НАТО, ни договора о Европейских
вооруженных силах. Все более неприятной проблемой для Франции и Германии
становится "новый внешнеполитический курс" Турции, которая инициирует
новые вызовы уже за рамками проекта по ее приему в Европейский Союз.
Одновременно много говорится о тщетности межэтнической и межконфессиональной
солидарности, о провале прежних планов и представлений, но ничего реального,
кажется, не предпринимается.
Лидер Национального фронта Жан Мари Ле Пен уже так стар, что
не может активно заниматься публичной политикой, и место лидера в партии займет
его дочь Марин. Но главной интригой зимнего Парижа стал Тунис, потому что
именно французы глубже всех других поняли, что события в этой небольшой стране
станут началом больших перемен в зонах традиционного влияния Франции и Европы.
Так или иначе, Франция все более отчетливо подает сигналы о своих намерениях
наверстать упущенное, приобрести новое место в Европе и в мире. Именно в этот
период понадобился не президент-политик, а президент-менеджер, что стало
характерно для совершенно разных государств и обществ.
Н.Саркози, несмотря на вопиющую непопулярность, весьма
уверен в своем положении и, несомненно, имеет политическое будущее, потому что
наиболее ответственные политические круги Франции готовы терпеть многие
упущения, лишь бы Франция стала более амбициозной во внутренней и внешней
политике. Несмотря на то что Германия, опираясь на свое экономическое
могущество пытается стать лицом и главным "субъектом" континентальной
Европы, именно Франция воспринимается европейцами и всем миром выразителем
европейской политической культуры и европейских интересов.
Быть может, главное, что сумел сделать Н.Саркози, - это
облечь французскую многовекторную политику в глобально значимый формат. Этим он
и похож и очень не похож на своих выдающихся предшественников - и Де Голля, и
Миттерана, и Ширака. Политика Н.Саркози - это постмодерн нового европейского
проекта, который не имеет и еще долго не будет иметь осмысленного философского
и идеологического обоснования. Европа не в наступлении, она в глубокой обороне,
и ей нужен выбор. Германия не может предложить сколько-нибудь существенных
инициатив за пределами Европы, какими бы смелыми ни были побуждения ее
политиков. Самое большее, на что может пока рассчитывать Германия, - это
соперничество с Британией в Восточной и Юго-Восточной Европе. Европа смотрит на
Францию с сомнениями и надеждами. Вместе с тем проповедуемый Францией
европейский патриотизм не отвечает должным образом на инициативы Парижа, и
Европа давно поделилась на ряд "клубов", которые более или менее
сблокированы и способны предложить (пусть скромные) проекты.
Довольно беспокойной кажется Польша, ставшая лидером ряда
небольших государств Восточной Европы и центром притяжения многих антироссийских
групп. Именно такую беспокойную Польшу Франция пытается интегрировать в
сотрудничество с большим европейским трио - Франция, Германия, Россия, -
надеясь нивелировать англосаксонское влияние на Балтийско-Черноморском
пространстве. Франция сопротивляется попыткам внешних крупных партнеров
запереть ее в рамках европейской политики и не позволить создать и внедрить
подлинную французскую стратегию в различных направлениях.
Все европейцы понимают, что беды и несчастья современной
Европы заключаются в отсутствии стратегии. Сейчас совершенно очевидно:
Европейский Союз никогда не будет иметь того, что называется стратегией, то
есть долгосрочной политики, которая содержала бы далеко не только экономические
и социальные интересы. Создается впечатление, что, несмотря на разногласия, а
вернее, на отсутствие принципиальных позиций, большинство европейских
государств готовы согласиться, что именно Франция станет если не вершителем
европейской внешней политики, то по крайней мере политическим проектантом европейского
значения.
Именно отсутствие стратегии привело к тому, что Франция,
предъявив совершенно четкие претензии турецким амбициям в европейском
направлении, так и не сумела предложить приемы по сдерживанию и удержанию
Турции под контролем. Французские политики пытаются представить турецкую
политику как вполне позитивную, но в действительности озабоченность политикой
Турции, в особенности ее региональной политикой, возрастает с каждым годом.
Европейцы стали перед фактом, когда исключительно США способны развернуть
политику сдерживания в отношении Турции. Европейцы склонны объяснить это тем,
что только США располагают стратегическими интересами и целями в обширных
регионах от Балкан до Китая. Но Турция представляет угрозу прежде всего не для
США, а для Европы.
Всевозможные изложения по поводу того, что Турция стала
главным инвестиционным партнером Ирака, проводит политику урегулирования в
израильско-сирийских отношениях, играет важную роль в урегулировании отношений
Запада с Ираном, демонстрирует исламскому миру пример толерантности в политике,
а также предотвращает влияние исламистов на Балканах, в Боснии и в Косово, а
также и многие другие позитивные устремления Турции являются не чем иным, как
откровенной демагогией и дипломатическими приемами европейских политиков и
политологов. Турция, как никогда, воспринимается европейцами агрессивным
государством или по крайней мере страной, наращивающей свою экономическую и
политическую экспансию в регионах, которая так или иначе трансформируется в
агрессивные намерения.
Французские эксперты понимают, что США пытаются не
превращать проблемы внешней политики Турции в головную боль для себя, а
направить устремления этой страны в разные стороны, ожидая конфронтации с
соседями и крупными региональными акторами, но ничего альтернативного Франция
пока предложить не может. Франция и Германия помимо задач европейской и
региональной безопасности преследуют задачи экономического сотрудничества с
государствами Ближнего Востока, и видеть здесь Турцию как серьезного конкурента
и помеху в осуществлении своих планов они не намерены. Франция пытается
урегулировать и развивать отношения со своими традиционными партнерами Сирией и
Ливаном и имеет интересы в Ираке. А Германии незачем усиление турецкого
присутствия на Балканах.
Но главное, что заботит ведущие европейские государства, -
это то, что Турция не сможет быть экономическим конкурентом в "свободном
режиме" и будет пытаться получить политические преимущества в регионах,
стремясь создать свою зону влияния. Это совершенно недопустимо для европейских
держав. Европейцы, как всегда, надеются, что турецкая проблема отживет сама
собой, нынешняя турецкая элита вернется на прежние политико-идеологические
позиции и многие проблемы будут сняты, но все более понимают, что возврата не
будет и Европа стоит перед новыми вызовами.
Конечно, европейцы, в особенности французы, хотели
договориться с американцами по поводу турецких проблем, но отношения между
Францией и США по "турецкому вопросу" настолько натянуты, что
развитие диалога в связи с поползновениями Турции сейчас просто невозможно. Тем
не менее США и Франция понимают, что заявлениями президента Б.Обамы по поводу
приема Турции в Евросоюз не ограничиваются взаимные претензии и взаимные
интересы по этому поводу. Оба ведущих государства западного сообщества вполне
солидарны по поводу региональной политики Турции как угрозы и вызова и,
несомненно, поддерживают позиции друг друга либо по умолчанию в публичном
аспекте, либо в режиме иного латентного диалога. Франция вряд ли способна
сейчас развернуть более активную политику по проблемам политики Турции в Южном
Кавказе, в Черном море и в Евразии, но откровенно внимательно наблюдает за
шагами Анкары, в том числе и по отношению к Армении. Во Франции явно не в
восторге от выстраивания отношений между Турцией и Арменией в том ракурсе,
когда это урегулирование стало игрой и снимает проблемы в направлении приема
Турции в Евросоюз.
Французы и европейцы обращают большое внимание на
политические процессы внутри стран Южного Кавказа, так как ограниченные возможности
европейцев (в сравнении с ресурсами американцев) обуславливают необходимость
более приемлемых политических элит в качестве партнеров. Именно с
содержательностью и политикой элит связываются перспективы интеграции стран
региона в Европейское пространство. Как же могут быть восприняты
южно-кавказские элиты в Париже, где в кафе на Елисейских Полях подается
"Зимняя вишня", а в Национальной галерее пиршествует выставка Клода
Моне...
Азербайджанское общество сейчас и в будущем будет
формироваться как "классическое нефтяное", то есть будет цвести при
постыдном массовом убожестве сладкая жизнь беспредельно разъевшихся нескольких
сот семейств, дерущихся за "нефтяную бочку". Грузинская элита
существует и будет существовать за счет геополитического курса на бесконечную
конфронтацию с Россией и прочий авантюризм, и борьба будет вестись за эту
геополитическую кормушку. В Армении элита будет существовать за счет заработка
средств различных объемов на стороне, с помощью диаспоры или различных стран.
Элиты Абхазии, Южной Осетии и Нагорно-Карабахской Республики будут базироваться
на военных составляющих. Таким образом, у Армении всегда есть шанс приобрести
некоторые преимущества, когда военный круг мог бы придать обществу больший
динамизм и осмысленность, поскольку для Грузии и Азербайджана вооруженные силы
- это всего лишь способ поддержания престижа правящих режимов, а для Армении -
это способ существования.
Столь грубая и вызывающе примитивная оценка, конечно же,
вовсе не соответствует стилю зимнего Парижа, но Клод Моне предлагает весьма
конкретные и ошеломляюще простые решения сложных проблем отношений человека и
его окружения. Импрессионизм как тест на простоту изысканности не покидает нас
и возвращается после многих десятилетий болтовни о новых формах, о демократии и
глобализации, о либерализме и неоконсерватизме, о многих утопиях, которые
потопил все еще не осмысленный вполне постмодерн. Игорь МУРАДЯН,
golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.