Четверг, 01.12.2022, 19:58
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Август » 21 » Знакомый и незнакомый Таривердиев
Знакомый и незнакомый Таривердиев
01:06

Analitika.at.ua. На этой неделе композитору Микаэлу Таривердиеву исполнилось бы 80. Его музыку к кинофильмам узнают по первым аккордам. Именно киномузыка принесла ему и государственные награды, и премии, и любовь зрителей. Но мало кому из широкой публики известно, что Таривердиев – автор вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки. Диапазон его творчества был необычайно широк. После смерти Микаэла Таривердиева прошло 15 лет, а мы продолжаем открывать для себя его музыку. Причем с годами его сочинения становятся все более востребованными - так не хватает современной музыке таривердиевской нежности и лиричности.

 

На свой самый первый гонорар - от Театра имени Палиашвили - юный тбилисский модник Микаэл Таривердиев купил себе шляпу (Микаэл Таривердиев родился в армянской семье, которую в Тбилиси хорошо знали многие). Дело было в 1949 году. Всего через несколько лет имя композитора появилось уже на московских афишах: ученик Арама Хачатуряна поразил консерваторскую публику своими романсами и ушел в кинематограф.

 

«Пришла новая черта песни. Где-то это напомнило французский шансон, когда в песнях мелодические интонации и реплики. Ведь стихи нельзя кричать - стихами слегка разговаривают», - говорит главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», заслуженный деятель искусств РФ Андрей Устинов.

 

«Всегда считалось, что поэзия отвлекает от музыки. У Таривердиева музыка не заслоняет стих, не заслоняет высокую поэзию», - отмечает дирижер, художественный руководитель Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка.

 

Вместе с Рязановым он открыл зрителю поэтов, к стихам которых раньше композиторы не прикасались - Цветаеву, Пастернака, Ахмадулину. Всего же он озвучил более 130 кинолент, став своеобразным рекордсменом. Будучи уже известным, Таривердиев - один из немногих своих коллег - ездил в экспедиции со съемочной группой, проходил с режиссером все этапы - сценарий, съемки, монтаж, запись музыки, сведение, перезапись. А в Союзе композиторов морщили нос: уж слишком он был независимый.

 

«Скорее всего, это был такой внешний образ. Может быть, погруженности в себя. Человек он был, на самом деле, ранимый, хотя внешне импозантный и независимый», - отмечает Андрей Устинов.

 

Для многих он так и остался автором киномузыки. Да еще Союз композиторов нередко пытался представить его как просто песенника. Хотя Таривердиев работал в самых разных жанрах, называя себя представителем «третьего направления».

 

«Моцарт - это тоже третье направление. Это музыка для людей, которая может быть им понятна, но в то же время не опускается до каких-то низменных тем», - подчеркивает музыковед, вдова М. Таривердиева Вера Таривердиева.

 

Главным врагом искусства он объявил «пошлость массовой культуры». А третье направление лежало где-то между классикой и эстрадой, на грани рафинированности и общедоступности. Органные концерты, симфонии, оперы, балеты - все было таким же легким для восприятия, как и его киномузыка.

 

«Человек, который даже не умеет петь и не образован музыкально, замечательно споет Таривердиева. Потому что его музыка естественна, органична, артистична, душевна, духовна и, вместе с тем, с большим интеллектом», - отмечает солист Камерного музыкального театра им. Б.А.Покровского Анатолий Бойко.

 

Анатолий Бойко - первый исполнитель графа Калиостро в одноименной опере. В 1983 году Борис Покровский попросил композитора написать что-нибудь для Камерного театра. А у Таривердиева как раз было готово комическое сочинение, которое оставалось только отшлифовать. Постановка Покровского так понравилась автору, что он потом не раз приводил на спектакль друзей - и барда Сергея Никитина, и артиста балета Владимира Васильева.

 

«Ему важно было, как воспринимают это музыкальные люди», - поясняет Анатолий Бойко.

 

Воспринимали по-разному. Дочь Сергея Лемешева Мария уже четверть века поет монооперу «Ожидание», сочиненную специально для ее голоса. А Юрий Башмет сам попросил написать концерт для альта. Композиция была готова через два дня, но музыкант, прослушав запись, сделанную на синтезаторе, отказался от нее.

 

«Вот это сэмплерное звучание его оттолкнуло, и он не исполнял его 13 лет. Потом Юрий Абрамович как-то все-таки напрягся, и ушел в партитуру, исполнил, и исполнял уже несколько раз», - рассказывает Вера Таривердиева.

 

Но композитор до этого не дожил. Как не увидел он на сцене и «Женитьбы Фигаренко» - единственной из своих опер, которую так ни разу никто и не поставил. Ошибку только сегодня решили исправить в Уральской консерватории. С легкой руки Таривердиева Фигаро превратился в Фигаренко, Сюзон стала Сюзоновой, а герои де Бомарше живут в Советском Союзе.

 

«Все комические ситуации смоделированы, как бы это было в 20-м веке, и все образы перенесены в современность. Все герои узнаваемые - чиновники, функционеры, богатые люди», - говорит дирижер симфонического оркестра Уральской консерватории Антон Шабуров.

 

Это сегодня такое прочтение никого не удивит. А тогда оно было новаторским. О Микаэле Таривердиеве нередко можно прочитать, что он был чуть ли не баловнем судьбы: якобы жил, как хотел, и писал, что хотел. Но у него нет-нет, да зазвучат и такие строки: «Опять запреты, запреты… Разве можно запретить Моцарта? Нельзя! Моцарты непобедимы».

 

Известно, что всех, кто работал над фильмом «17 мгновений весны», представили на Госпремию. Единственный, кого награда обошла стороной, был автор песен. Масла в огонь подлила чья-то злая шутка. Союз композиторов получил телеграмму на имя Таривердиева: «Поздравляю Вас с успехом моей музыки, Франсис Лэй». Тут же поползли слухи о плагиате: якобы автор «Мгновений» позаимствовал пару строк у автора «Истории любви».

 

«Стилистика времени, интонационность какая-то, она может быть общей. Но здесь нет ничего общего по настроению, по подаче смысла. Поэтому, конечно, это могло быть некой завистью, шуткой», - считает Андрей Устинов.

 

Но он умел держать удар. Это его романсы были полны меланхолии, а сам Таривердиев был очень жизнерадостным. Дирижер Сергей Скрипка работал с ним над фильмом «Старомодная комедия» с Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым в главных ролях. История о расставании и встрече вызвала у музыканта усмешку.

 

«Я сказал: «Микаэл Леонович, но ведь не бывает же так в жизни, что это за финал такой, это же сказка!» Он говорит: «Вы - молодой человек, вырастете, поймете, что людям нужна эта сказка, людям нужна надежда, им нужно, чтобы они ушли и унесли в сердце что-то такое, что им дает дальше возможность жить», - вспоминает Сергей Скрипка.

 

Эти слова Микаэл Таривердиев произнес за восемь лет до того, как побывал в Чернобыле. Он выступал перед ликвидаторами последствий катастрофы на еще не прикрытой до конца саркофагом атомной станции.

 

«Когда он вернулся, несколько лет молчал, потому что то впечатление, которое он получил, не мог выразить никак, кроме как в музыке. И эта музыка его заполонила, у него есть даже концерт, посвященный Чернобылю», - рассказывает внучка М. Таривердиева Анна Таривердиева.

 

Его называли «Дон Кихотом». А композитор всю жизнь отшучивался: «Я всего лишь полуживой романтик».

 

«Мы ностальгируем по этой мощной, но ранимой духовности русской интеллигенции, которая была в 60-е. Творчество Таривердиева будет востребовано людьми, которые хотят жить этой духовностью», - уверен Андрей Устинов.

 

«Таривердиев всегда будет первооткрывателем высокой, чистой ноты. Она у него есть и остается, и сейчас, кстати, она стала очень-очень нужна. Еще больше, чем когда бы то ни было», - резюмирует Сергей Скрипка. МТРК «Мир»

Категория: Культура | Просмотров: 825
Календарь новостей
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru