Analitika.at.ua. Пока по миру бродит экономический
кризис, а Соединенные Штаты заняты Ираком и Афганистаном, Россия спешит
укрепить свое присутствие на постсоветском пространстве. Вслед за соглашением о
пролонгации пребывания российского Черноморского флота в Крыму Кремль намерен в
ближайшее время подписать протокол о продлении сроков пребывания 102-й
российской военной базы в Армении. Ереван в свою очередь также готов продолжить
этот "брачный контракт”: информацию о готовящихся изменениях к
российско-армянскому договору о российской военной базе от 16 марта 1995 года
уже подтвердил секретарь местного Совета национальной безопасности Артур
Багдасарян.
Согласно проекту протокола, в договор будут внесены два
изменения. Они касаются сроков пребывания и целей российской военной базы в
армянском городе Гюмри. Теперь ст.25 предусматривает не 25-летнее, а 45-летнее
действие договора с автоматическим продлением на последующие пятилетние
периоды. (Во избежание недоразумений представитель Минобороны Армении заявил,
что пролонгация произойдет со дня подписания договора, то есть начиная с 1995
года. Однако это еще не окончательный текст протокола. И вполне возможно, что
продление срока будет отсчитываться с 2010-го.) Кроме того, изменится ст.3: в
ряд задач российской базы помимо "осуществления функций по защите интересов РФ”
теперь будет входить и обеспечение безопасности Армении. В том числе и через
поставки Еревану "современного и совместимого вооружения, военной (специальной)
техники”.
Для России это более чем удачная сделка. Как военный объект
102-я российская военная база включает три мотострелковых полка (123-й в
Ереване, 124-й и 128-й в Гюмри), 992-й артиллерийский полк, 988-й
зенитно-ракетный полк, 116-й отдельный танковый батальон, 772-й отдельный
разведывательный батальон. В состав 426-й авиационной группы, расположенной на
аэродроме в Эребуни, входят 18 истребителей МиГ-29. По сообщениям российских
СМИ, всего на вооружении находится до ста танков, около трехсот бронемашин,
артиллерийские системы и зенитно-ракетные комплексы различных типов.
Численность базы составляет около четырех-пяти тысяч человек. Они размещены по
военным городкам в Гюмри и Ереване. (Кстати, именно в Гюмри были
передислоцированы российские военные, покинувшие военные базы в Ахалкалаки и
Батуми.) Российские масс-медиа пишут о том, что половина офицеров и почти все
солдаты-контрактники — армяне, получившие российское гражданство.
Задача этой группировки российских войск — прикрытие южного
фланга России и защита Армении как участника Договора о коллективной
безопасности. Но даже по оценкам самих российских военных экспертов, база в
Армении — лишь осколок мощной стратегической системы безопасности, развернутой
во времена Советского Союза вдоль границ Турции и Ирана. Да только для Москвы
база в Гюмри — это нечто большее, чем солдаты, самолеты, танки или
зенитно-ракетные комплексы С-300В.
В свое время спикер российской Госдумы Борис Грызлов
заметил: "Армения — форпост России на Южном Кавказе”. И потерять эту страну для
Кремля равнозначно уходу из региона. А база в Гюмри — демонстрация российского
флага на Южном Кавказе, способ усилить и укрепить свое влияние в регионе,
средство сохранить в сфере российского влияния Армению на долгие годы. Как
отметил в своей статье в Wall Street Journal ведущий эксперт Heritage
Foundation по вопросам России, Евразии и международной энергетической
безопасности Ариэль Коэн, "российско-армянский протокол делает Россию
доминирующей державой на Южном Кавказе, поскольку США и НАТО не готовы к
долгосрочному военному присутствию в этом регионе”.
А вот для Еревана российское военное присутствие — один из
элементов обеспечения безопасности страны: армянский истеблишмент ощущает
дефицит безопасности, полагая, что граничит по крайней мере с двумя враждебными
государствами — Азербайджаном и Турцией. И хотя большинство армянских
политических партий еще не высказали свое отношение к изменениям в договоре
1995 года, трудно представить, что какое-либо армянское правительство в
ближайшие годы поставит перед Кремлем вопрос о выводе российских войск.
Наоборот, ведущие армянские политики заинтересованы в усилении этого
присутствия. И потому для 102-й российской военной базы создан режим
максимального благоприятствования: арендная плата за базу в Гюмри не взимается,
Армения обеспечивает ее необходимыми коммунально-бытовыми услугами. А
пограничная группа ФСБ России совместно с армянскими пограничниками с 1992 года
охраняет границы республики с Турцией и Ираном. (На территории Армении сегодня
действуют 58 погранзастав пограничного управления ФСБ России.)
Проблема безопасности для Армении связана прежде всего с
Нагорным Карабахом, из-за которого страна вот уже какой год находится в
состоянии конфронтации с Азербайджаном. Баку пока не выразил протест в ответ на
продление срока пребывания российской военной базы в Гюмри. Но Ереван не может
не беспокоить то, что азербайджанский президент Ильхам Алиев постоянно заявляет
о своей готовности восстановить территориальную целостность государства. В том
числе и силовым путем. Мимо внимания армянского руководства не может пройти и
то, что годовой бюджет оборонного ведомства Азербайджана приблизительно равен
годовому бюджету Армении. Да и с Турцией, несмотря на некоторое сближение, у
Еревана до сего времени остаются непростые отношения. Сложные взаимоотношения с
Анкарой и Баку, географическое расположение Армении предопределили то, что эта
страна вот уже полтора десятка лет находится в полублокаде.
В ситуации продолжающегося нагорно-карабахского конфликта и
армяно-азербайджанского противостояния Ереван ориентируется на Москву, главного
военного союзника и основного экономического партнера. В результате Россия —
крупнейший инвестор в армянскую экономику. Более того, в полной или частичной
собственности российских компаний находятся практически все стратегические
предприятия Армении. В том числе и объекты топливно-энергетической сферы:
компания "АрмРосгазпром”, Разданская ТЭС, Севано-Разданский каскад ГЭС,
распределительные сети, Армянская АЭС. В 2008 году к ОАО "РЖД” перешло
концессионное право на управление армянской железной дорогой.
Эту сторону отношений Еревана и Москвы очень хорошо
охарактеризовал один из участников армянских интернет-форумов: "Все предельно
просто: мы с Россией "дружим” на основе взаимовыгодности. Нам нужна их военная
поддержка, так как Россия, надо признать, мировой лидер вооружения. Ну а они
взамен получают союзника на Южном Кавказе. И даже больше: их присутствие в
Армении выгодно и им самим, так как этот регион сейчас как в интересах США, так
и России”.
Учитывая перманентную нестабильность в регионе, в Армении
считают, что Россия должна выступить гарантом ее безопасности в случае военной
стадии нагорно-карабахского конфликта. События в Киргизстане показали, что
выстроенные в рамках ОДКБ механизмы не работают в кризисных ситуациях. Поэтому
в Ереване отдают предпочтение двустороннему формату сотрудничества. Не случайно
представители армянского руководства особо акцентируют внимание на том, что
новое соглашение предусматривает: Россия совместно с армянской армией берет на
себя обязательство обеспечивать безопасность Армении.
Впрочем, не все армянские эксперты и политики верят, что в
случае нового вооруженного противостояния вокруг Нагорного Карабаха Москва
примет решение о силовом вмешательстве в конфликт на стороне Еревана, защищая
его от своего стратегического союзника Баку. "Трудно сказать, усиливается ли
безопасность нашей страны в результате изменений в договоре. Если все
стратегические козыри сразу же отдаешь партнеру, то твоя ценность падает. И
появление пункта об обеспечении безопасности Армении в новом соглашении о
пребывании российской базы не означает, что Россия будет с кем-то воевать ради
Армении”, — заметил эксперт Аналитического центра глобализации и регионального
сотрудничества Степан Григорян. Ведь в армяно-российских отношениях постоянно
присутствует третий — Азербайджан.
Нерешенные политические и экономические проблемы заставляют
Ереван ориентироваться на Москву. Но армянское руководство отдает себе отчет в
том, что у Кремля есть свои интересы в регионе и они часто не совпадают с
национальными интересами Армении. Потому-то армяне пытаются расширить контакты
своей страны с НАТО, с которым это южнокавказское государство сотрудничает в
рамках Плана индивидуального партнерства: Ереван не может не настораживать
развитие отношений Москвы и Баку, особенно в сфере военно-технического
сотрудничества. Например, то, что Россия намеревается продать Азербайджану два
дивизиона зенитно-ракетного комплекса C-300. (Впрочем, окончательное решение,
судя по всему, в Москве еще не принято.) И хотя этот ЗРК является оборонным,
напрямую не угрожающим ни Армении, ни Нагорному Карабаху, Ереван чувствует себя
преданным союзником, поскольку считает, что С-300 не просто изменит военный
баланс в зоне конфликта, но и позволит Баку быть более агрессивным.
Но Кремль в своих отношениях с Ереваном и Баку пытается не
допустить перекоса и сохранить существующий военно-политический баланс в
регионе, поставляя оружие обеим сторонам. Ведь Россия имеет свою базу не только
в Армении, но и в Азербайджане, арендуя Габалинскую РЛС, предназначенную для
защиты от удара межконтинентальных баллистических ракет, а также для
непрерывного контроля космического пространства. Москва активно сотрудничает с
Баку в различных сферах безопасности (борьба с наркотрафиком и терроризмом,
поставки техники, военное образование). При этом россияне одновременно тесно
взаимодействуют по этим же вопросам и с Ереваном. Да и на российской базе в
Гюмри, по официальным данным, также находятся два дивизиона ЗРК С-300.
Вполне возможно, что внесение изменений в договор о
российской военной базе, предоставление Еревану более прочного зонтика
безопасности являются своеобразной компенсацией Армении с российской стороны в
обмен на возможную продажу оборонных комплексов С-300 Азербайджану, попыткой
приглушить беспокойство армянского истеблишмента. А заодно дать политический
сигнал Баку, дабы тот воздерживался от применения силы в решении
нагорно-карабахского конфликта. Эксперты полагают, что "учитывая отношения с
Баку, Москва будет стремиться максимально удерживать стороны от эскалации,
одновременно сохраняя дистанцию в случае военной конфронтации”. Но, взяв на
себя роль посредника, Москва в то же время заинтересована в дальнейшем
сохранении статус-кво в регионе. Ведь подобное положение дает серьезные рычаги
влияния на региональных игроков и позволяет чувствовать себя более уверенно в
разыгрываемых геополитических партиях.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.