Analitika.at.ua. Турецкое предложение о создании платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе для решения конфликтов в Южном Кавказе не вызвало серьезного возражения, когда об этом было впервые сообщено предполагаемым государствам-членам. Спустя год после его объявления предложение все еще остается предложением, далеким от того, чтобы быть реализованным, передает Today’s Zaman.
Турция обнародовала свое предложение в августе прошлого года, в канун русско-грузинской войны над мятежным районом Южной Осетии, которая началась 7 августа. В этом плане предлагалась, чтобы Турция, Россия, Грузия, Армения и Азербайджан стали членами платформы, которая была предусмотрена для обеспечения механизма для мирного урегулирования конфликтов.
Пятидневная война стала причиной серьезной озабоченности по поводу стабильности на Южном Кавказе, в котором находится не только много «замороженных» конфликтов, а также крупные энергетические маршруты, через которые энергетические ресурсы идут на западные рынки. Идея создания Кавказской платформы была быстрой реакции Турции для поддержания стабильности в этом неспокойном регионе. Однако с учетом сложных конфликтов среди предлагаемых участников, официальные лица из этих стран могли вести переговоры за закрытыми дверями, однако, никакого прогресса не было сообщено до сих пор.
«Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе действительно была не в состоянии выполнить свои намеченные цели», сказал глава организации международного стратегического исследования, базирующейся в Анкаре, Седат Лачинер.
По словам Лачинера, целью проекта было остановить русско-грузинский конфликт и препятствовать тому, чтобы это превратилось в угрозу стабильности всего региона.
«Этот проект не имеет каких-либо функциональных возможностей, и слишком сложно действовать на Южном Кавказе, где доминирует Россия»,- заявил Лачинер.
Лачинер считает, что невозможно привлечь конфликтующие стороны Южного Кавказа под одну крышу этой платформы. «Армения и Азербайджан не хотят быть в диалоге. То же самое можно сказать и в отношении России и Грузии. Эта платформа не может свести эти страны воедино», - сказал Лачинер.
Вскоре после того как последовало турецкое предложение, грузинские должностные лица ясно заявили, что они не будут сидеть за одним столом с Россией, до тех пор пока она не уйдет с грузинской территории, которая была оккупирована во время августовской войны.
Описывая турецкую озабоченность войны в Грузии, независимый аналитик из Тбилиси Георгии Мчедлишвили отмечает, что Турция было очень расстроена войной, потому что это приводило к концу статуса-кво в регионе.
Мчедлишвили считает, что изменение статус-кво, которое произошло в следствии русско-грузинской войны, работало против Турции. «Устойчивая Грузия была жизнеспособным коридором транспортировки Каспийских ресурсов, из которых Турция извлекала значительную выгоду и война бросила серьезный вызов будущей надежности Грузии в этом отношении», - сказал Мчедлишвили.
Хотя российские и турецкие политические взгляды на Южном Кавказе не обязательно чтобы совпадали, обе страны создали прочные связи в экономической сфере. Россия в настоящее время является крупнейшим поставщиком энергии в Турции, в Турцию ежегодно посещает более чем 2 миллионов российских туристов. По мнению экспертов, являясь тесным союзником как России, так и Грузии, позиция Турции во время августовского кризиса удовлетворила лишь Россию.
Во время визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву, президент России Дмитрий Медведев поблагодарил Турцию за поддержание равновесия в ходе конфликта с Грузией.
Грузия, с другой стороны, по-прежнему подозрительно относится к турецкой инициативе и считает, что это может сохранить в стороне от конфликта союзника Грузии Соединенных Штатов.
Аналитики считают, что первичное беспокойство Турции, из-за чего она объявила инициативу, было препятствовать тому, чтобы конфликт превратился в более широкую конфронтацию между Соединенными Штатами и Россией.
По словам директора европейской программы Януса Бугажски (Janusz Bugajski), грузинское правительство с подозрением относится к восстановлению отношений между Турцией и Россией и рассматривает предложение премьер-министра Эрдогана как способ не допущения Соединенных Штатов в регион.
«Если Анкара продолжит оставаться пассивной, в то время как Россия увеличивает свое давление на Грузию и Азербайджан, то Турция будет рассматриваться в качестве соучастника Москвы в реставрации ее имперских амбиций», - сказал Бугажски.
Источник: 1NEWS.az |