Главная » 2009»Август»6 » Нормализация отношений между Анкарой и Ереваном — миф или реальность?
Нормализация отношений между Анкарой и Ереваном — миф или реальность?
00:25
Analitika.at.ua. Началом нового этапа урегулирования армяно-турецких
отношений можно считать весну 2008 года, когда новоизбранный президент Армении
Серж Саркисян заявил о готовности наладить отношения с Турцией без всяких
предусловий. Напомним, в бытность президентом Армении Роберта Кочаряна Армения
также выступила с предложением наладить отношения с Турцией без всяких предусловий.
Одним из первых, кто поздравил Сержа Саркисяна в связи с избранием президентом,
стал Абдулла Гюль, выразивший надежду, что победа Сержа Саркисяна способствует
урегулированию армяно-турецких отношений.
Начало и впрямь было многообещающим, уж не говорим о
дальнейших обнадеживающих развитиях. Тем временем российско-грузинское
противостояние на Южном Кавказе вынудило Турцию занять более активную политику
— выступить с идеей создания Платформы кавказской стабильности и
сотрудничества.
Абдулла Гюль в начале сентября 2008 года по приглашению
президента РА Сержа Саркисяна посетил Ереван — для просмотра футбольного матча
национальных сборных Армении и Турции. Этот знаменательный визит, естественно,
еще более активизировал оптимистические разговоры об улучшении армяно-турецких
отношений. Бытовало мнение, что до очередного матча национальных сборных
армяно-турецкая граница может открыться. Тому способствовала и весть о начале
ремонтных работ на армянском участке железной дороги Карс-Гюмри. Увы, время
показало, что благие предположения не оправдались. Кстати, предположения, в
частности, турецкой прессы, в начале 2009 года постоянно предвещающей открытие
границы. Более того, в ряде турецких и иностранных газет даже был оглашен срок
открытия армяно-турецкой границы. В контексте сказанного особого внимания
заслуживает первый официальный визит новоизбранного президента США Барака Обамы
в Турцию. Предполагалось, что своим первым визитом в Турцию Обама попытается
обеспечить перелом в армяно-турецких отношениях. Однако во второй половине
апреля 2009 года публикации, прогнозирующие улучшение армяно-турецких
отношений, неожиданно исчезли из турецкой прессы. Даже повод – визит тогдашнего
министра иностранных дел Турции Али Бабаджана в Ереван на саммит в рамках
Черноморского экономического сотрудничества не подогрел интереса турецких СМИ к
участи армяно-турецкого урегулирования. Но вот в канун Дня памяти Геноцида
Армян – ночью 22 апреля в Швейцарии Министерства иностранных дел Армении и
Турции при посредничестве Швейцарского МИД выступили с совместным заявлением по
урегулированию армяно-турецких отношений на основе разработанной и утвержденной
дорожной карты. Однако, как показало время, и этот кардинальный прорыв стал
эпизодическим…
Спектакль Гюль-Эрдоган
Процесс урегулирования армяно-турецких отношений бросается в
глаза кажущейся противоречивостью позиций президента Турции Абдуллы Гюля и
премьера Реджепа Тайипа Эрдогана. В частности, премьер Эрдоган воспротивился
визиту Абдуллы Гюля в Армению. Акцию группы представителей турецкой
интеллигенции «Простите нас, армяне» президент Турции Абдулла Гюль посчитал
вполне уместной, сказав, что в Турции человек волен свободно изъявлять мнение,
тогда как премьер Эрдоган подверг критике организаторов акции, сказав, что
турки не имеют какой-либо вины, за которую следует извиняться.
Президенты Турции и Армении на своих встречах обсуждают
вопрос двустороннего улучшения отношений без предусловий, тогда как в то же
самое время премьер Турции Эрдоган по разным поводам заявляет, что без разрешения
карабахского конфликта армяно-турецкие отношения не могут улучшиться и
армяно-турецкая граница не откроется. Все это дает повод предположить, что
между президентом и премьером Турции имеются серьезные противоречия. Но так
кажется лишь на первый взгляд. Абдулла Гюль и Эрдоган – соратники по партии вот
уже долгие годы. В 2002 году под предводительством Эрдогана партия
«Справедливость и развитие» на парламентских выборах в Турции заняла первое
место. Премьером должен был стать Эрдоган, но так как у него была судимость,
премьером временно стал Абдулла Гюль. После соответствующих законодательных
изменений премьерское кресло занял лидер партии «Справедливость и развитие»
Реджеп Тайип Эрдоган, впрочем, приложивший, в свою очередь, немало усилий,
чтобы в 2007 году президентом Турции стал Абдулла Гюль.
Впрочем, не будем мудрствовать лукаво, при наличии реальных
расхождений между турецким президентом и премьером в вопросе армяно-турецких
отношений Гюль предстал бы перед серьезными проблемами, поскольку и турецкая
оппозиция не в восторге от урегулирования армяно-турецких отношений. Да и кроме
того, не стоит забывать, что в Турции бразды правления в основном находятся в
премьерских руках, плюс к тому нынешний премьер Эрдоган одновременно является
лидером правящей в Турции партии. То есть, если подходы Гюля в таком важном
вопросе не совпадут с подходами Эрдогана, этот нонсенс резонирует совершенно
иначе. Ныне же в контексте нормализации армяно-турецких отношений видимое
противостояние Гюль-Эрдоган можно воспринять как заранее отрепетированный
спектакль для внутреннего и наружного пользования. Президент Гюль демонстрирует
миру, что Турция – миролюбивое государство, стремящееся установить
добрососедские отношения со своими соседями, в частности, с Арменией стремится
без предусловий создать отношения, тогда как турецкий премьер Эрдоган заверяет
саму Турцию и Азербайджан, что армяно-турецкие отношения не будут налажены без
урегулирования карабахского конфликта.
Сценарист по внешней политике
Придя в Турции к власти в 2002 году, партия «Справедливость
и развитие» декларировала приоритеты во внешней политике, в числе которых –
вступление в Евросоюз. Особо была подчеркнута необходимость налаживания
отношений с соседними странами, с которыми Турция имеет разного рода проблемы. Во
внешней политике Турция декларировала формат «Ноль проблем с соседями». Вроде
бы все так и получалось, за исключением Армении. Принявший определенное участие
в работе по налаживанию армяно-турецких контактов тогда министр иностранных дел
Турции Али Бабаджан, выступив ночью 22 апреля 2009 года с заявлением об
урегулировании армяно-турецких отношений, как бы завершив миссию, в мае перешел
на иную работу. Посему создается впечатление, что в Турции осознали
необходимость выхода на арену главного сценариста турецкой внешней политики с
тем, чтобы в дальнейшем он лично руководил этой самой политикой. Речь – о
советнике премьера Эрдогана по внешней политике профессоре Ахмеде Давудоглу.
Известно, что именно Давудоглу направлял процесс развития
армяно-турецких отношений. В мае 2009 года Давудоглу был назначен министром
иностранных дел Турции. Родился в 1959 году в турецком городе Кониа. В
1983-1984 годах окончил университет в Богазиче. Выступал с лекциями в различных
учебных заведениях. Имеет множество публикаций, посвященных внешней политике,
причем труды эти были переведены на разные языки. С назначением Давудоглу
министром иностранных дел в урегулировании армяно-турецких отношений не было
сделано ни одного конкретного шага. Тем не менее, недостатка в заявлениях, подчеркивающих
необходимость урегулирования, не было и нет. Одновременно говорится о
необходимости установления атмосферы стабильности в регионе, приверженности
Турции политике "Ноль проблем с соседями. В последних же нескольких
заявлениях Ахмед Давудоглу урегулирование армяно-турецких отношений
непосредственно связывает с урегулированием карабахской проблемы.
Второй тайм футбольной дипломатии
Завершением первого тайма футбольной дипломатии можно
посчитать 22 апреля 2009 года, когда министры иностранных дел Армении и Турции
выступили с заявлением, связанным с урегулированием двусторонних отношений.
Можно сказать, что после подобного заявления процесс нормализации двусторонних
отношений должен бы ускориться, однако вышло наоборот – процесс замедлился и вконец
был заторможен. И что, второй тайм футбольной дипломатии завершается, по сути,
не начавшись? Куда же делась апрельская активность переговорного процесса?
Неужели идеей-фикс для Турции стало лишь стремление воспрепятствовать оглашению
новоизбранным президентом США Бараком Обамой слова Геноцид? Или все же имелись
иные предпосылки? Скажем, Турция и впрямь оказалась сбита с толку истерией,
поднятой Азербайджаном. В данном случае Азербайджан использовал для
нивелирования возможного улучшения армяно-турецких отношений Россию. Точнее,
была создана имитация сближения с Россией, по причине чего, вероятно, Турция
стала тормозить процесс урегулирования армяно-турецких отношений.
Впрочем, однозначно, Турция не захотела выдворять
Азербайджан из зоны своего влияния. Во-первых, речь идет о родственном
государстве, слывущем младшим братом Турции, в контексте которого Турция
вынашивает далеко идущие планы. К тому же Азербайджан – государство с богатыми
энергетическими ресурсами, чем непосредственно пользуется Турция. Действующие
энергопроекты – нефтепровод Баку-Джейхан, газопровод Баку-Эрзерум. И это без
вожделенного для Турции проекта Nabucco, в котором центральная роль отводится
Азербайджану. Для осуществления проекта Nabucco в экономику Турции будет
инвестирован иностранный капитал объемом в 4 миллиарда долларов, тогда как
после задействования проекта за транзит газа Турция будет ежегодно получать
полмиллиарда долларов. Создается впечатление, что этого расклада достаточно,
чтобы Турция считалась со своим младшим братом – Азербайджаном.
А может, в самом турецком обществе пока не готовы налаживать
отношения с Арменией? Или прессинг турецких националистов на премьера Эрдогана
оказался мощнее предполагаемого? Учтем хотя бы захлестнувшую Турцию волну
судебных процессов по делу «Эргенекона». Именно среди арестованных активистов
«Эргенекона» множество деятелей, категорически не приемлющих армяно-турецкое
урегулирование.
То есть можно предположить, что, приостановив процесс
урегулирования армяно-турецких отношений, турецкие власти застраховали себя от
возможной опасности, исходящей от местных националистов.
Действия Турции в последний период демонстрируют ее явное
стремление нарастить влияние в регионе. Начиная с энергетического
посредничества – до вхождения в роль миротворца между странами, имеющими
определенные проблемы или уже конфликтующими. Однако очевидно, если хочешь
распространить влияние на какую-либо страну, необходимо, прежде всего, наладить
с ней контакты. Посему можно предположить, что Турция в итоге наладит отношения
с Арменией. Если, конечно, тому не воспрепятствуют какие-либо форс-мажорные
события. Когда же наступит сей мажорный час – трудно предугадать. Тем более в
условиях, когда несколько международных структур и высокопоставленных особ
объявило, что процесс налаживания армяно-турецких отношений, можно сказать,
заглох. В частности, Международная кризисная группа по этому поводу заявила,
что процесс урегулирования армяно-турецких отношений можно активировать в
последующие два-три года. Ну и американский сопредседатель ОБСЕ Мэтью Брайза
заявил, что процесс налаживания армяно-турецких отношений замедлился.
Экономический фактор
Не выдержала апробации временем идея иных аналитиков,
утверждающих, что, исходя из экономического интереса Турция, возможно, откроет
границу, поскольку уровень благосостояния населения ее восточной части
(Западная Армения) не идет ни в какое сравнение с уровнем жизни населения ее
центральной и западной части. Даже экономический кризис не смог заставить
открыть границу. Однако для страны с населением в 70 миллионов человек рынок
3-миллионной Армении не возымел бы ощутимого эффекта, да и потом грузоперевозки
из Турции в Армению осуществляются через территорию Грузии. Так что при всех
случаях турецкий товар — так или иначе — доходит до армянского потребителя. В
этом плане вполне естественен тот факт, что поборниками открытия
армяно-турецкой границы выступают несколько приграничных с Арменией турецких
вилайетов, поскольку с открытием границы именно они улучшат свое экономическое
положение. Среди упомянутых следует особо отметить Карскую губернию. Бывший мэр
Карса собрал 50 тысяч подписей, подтверждающих желание местного населения
открыть армяно-турецкую границу. С той же целью представители населения
неоднократно обращались к центральным властям в Анкару. Можно сказать, что
почти 90 процентов населения Карса выступает сторонником открытия границы.
Тогда как в Игдире, градоначальником которого по традиции являлся
азербайджанец, ныне с выдвижением градоначальником курда ситуация кардинально
изменилась – более половины населения Игдира также выступает за открытие
границы.
Вместо предисловия, или Немного юмора, столь необходимого человеку.
В основательно заторможенный процесс урегулирования
армяно-турецких отношений попытался было внести оживление госминистр Турции
Эгемен Багыш, который, посетив остров Ахтамар на озере Ван и церковь Святого
Креста, сделал любопытное заявление. В частности, он предложил до визита Сержа Саркисяна
в Турцию на просмотр матча национальных сборных Турции и Армении, установить на
ахтамарской церкви крест и разрешить здесь отправление церковных обрядов. Тем
самым турецкая сторона попыталась вывести на задний план обязательства,
принятые 22 апреля 2009 года, одновременно создав прецедент для возможного
визита президента Армении в Турцию.
Можно приветствовать то обстоятельство, что турецкие власти
наконец осознали, что церковь Святого креста на острове Ахтамар должна быть
осенена крестом и здесь должны проходить богослужения. Однако армянская сторона
ждет от Турции конкретных шагов по выполнению достигнутых договоренностей. Как
показали события, армянская сторона осознала смысл этого заявления, и ответ не
заставил себя долго ждать. На совместной пресс-конференции в ходе недавнего
визита президента Сербии Бориса Тадича в Армению президент Серж Саркисян
заявил, что поедет в Турцию лишь при наличии открытых границ или в канун их
разблокирования. Президент Армении и до того сделал подобное заявление, так и
не удостоившееся комментариев турецкой стороны. Почти все СМИ Турции обратились
к выступлению президента Армении, назвав его резким. Ну а комментарии были из
ряда вон выходящими. По бытующей в турецкой прессе версии, президент Армении
для посещения Турции выдвигает предусловия, тогда как президент Турции Абдулла
Гюль направился в Армению без предусловий. То есть, когда Армения настаивает на
выполнении Турцией достигнутых ранее договоренностей, это обстоятельство
воспринимается Турцией как предусловие. Воистину поразительная интерпретация.
Вероятно, именно при таких обстоятельствах ситуацию может спасти лишь чувство
юмора.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.