Analitika.at.ua. Со страниц российской прессы и телеэкранов льется поток восторгов в связи с подписанием в Анкаре между Турцией и Россией ряда соглашений в энергетической сфере. Ранее Москва была серьезно обеспокоена тем, что европейский проект газопровода NABUCCO, по которому газ из Каспийского региона, а в будущем, возможно, из Ирана и Центральной Азии, будет поставляться в Европу в обход России, принял весьма конкретные очертания. Российский проект South Stream (Южный поток) забуксовал, когда новое правительство Болгарии — ключевой страны в его реализации — остановило все переговоры о строительстве на своей территории участка газопровода, а вслед за этим и переговоры о поставках газа из России в Болгарию. К тому же, проблематичной оставалась трасса South Stream, так как по одному из вариантов она должна была пройти в экономической зоне Украины. И это обещало долгие для Москвы переговоры с Киевом. К этому прибавились все возрастающие проблемы в согласовании с прибрежными балтийскими государствами трассы другого амбициозного проекта Кремля Nord Stream (Северный поток). Заговорили о провале. Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Иван Данилин даже заявил в комментарии одной из российских СМИ, что «нынешняя энергетическая дипломатия России практически себя исчерпала и ничего, кроме потери ресурсов и бесконечных лавирований с партнерами из ЕС, она России не приносит».
После таких неудач подписание документов в результате переговоров Владимира Путина с турецкими руководителями подается как победа. Переговоры были непростыми, не случайно потребовалось помощь «друга Сильвио», который активно содействовал продвижению московских предложений. Для него это было важно, так как практически во всех подписанных по газу и нефти соглашениях и протоколах предполагается участие итальянских компаний.
Наибольшее ударение делается на том, что Турция дала согласие на прокладку South Stream в своей экономической зоне в Черном море, хотя в подписанном протоколе зафиксировано согласие только на проведение изыскательских работ на трассе. Прямой выгоды прокладка газопровода Турции не несет, никаких транзитных платежей от подводного участка она не получит. Россия согласилась пойти на уступки в других важных для Анкары проектах.
Речь идет о расширении «Голубого потока» («Голубой поток-2»). По существующему газопроводу можно передавать до 16 млрд. куб. м газа в год. Анкара рассчитывает со второй очередью «Голубого потока» стать поставщиком газа в Сирию, Израиль и Иорданию. Политическая проблематичность таких продаж очевидна. Не исключено, что часть газа из «Голубого потока-2» может быть направлена, уже как турецкая собственность, в столь нелюбимый в Москве NABUCCO. Это объясняет упорное желание турецкой стороны на всех переговорах как с Россией по «Голубому потоку-2», так и с ЕС по NABUCCO, получить за транспорт газа довольно значительное количество этого энергоносителя для его последующего реэкспорта.
России пришлось согласиться на участие, а значит и финансирование, нефтепровода Самсун-Джейхан. Он выступает конкурентом российского же детища Бургас-Александруполис, о прокладке которого уже договорились Болгария, Греция и Россия. Причем Владимир Путин лично занимался, еще будучи президентом, реализацией своего любимого проекта. Для Турции первый проект важен не только тем, что разгружает черноморские проливы, но также тем, что появляется возможность транспортировать достаточно большое количество топлива из Иракского Курдистана. Общность коммерческих интересов иракского курдского Эрбиля и Анкары резко ограничила поддержку радикальных группировок турецких курдов их собратьями в Иракском Курдистане. Эта составляющая для Турции очень важна.
Победившие на выборах в июле болгарские правые уже давно протестовали против трубы Бургас-Александруполис и теперь фактически остановили проект. Согласие России на участие в строительстве трубопровода Самсун-Джейхан, ресурсная база которого также весьма сомнительна, носит чисто политический характер как средство давления на болгарское правительство. Маловероятно, что все это произведет впечатление на Софию, которая твердо намерена отказаться от российских проектов или выговорить себе достаточно льготные условия.
За удовлетворение политических амбиций Кремль согласен платить. Прокладка South Stream через турецкие воды приведет к удлинению подводной части и соответственно общему удорожанию всего строительства. Уже сейчас говорят о том, что за всю прокладку придется заплатить более 20 млрд. евро, и это не последняя цена. Практика показывает, что сметную стоимость смело можно увеличивать минимум в два раза. Аналогичный проект Nord Stream уже увеличил свою стоимость в три раза, хотя под морем трубы еще не укладывали. Газ, пройдя по South Stream, будет просто неконкурентоспособным на европейском рынке. Разницу придется доплачивать Москве, но на что не пойдешь ради удовлетворения имперских амбиций...
За прокладку South Stream Москве придется дорого заплатить в другом энергетическом начинании. Владимир Путин и турецкий премьер Реджеп Эрдоган подписали протокол о сотрудничестве в области атомной энергетики, в рамках которого должна быть построена АЭС в Мерсине. Станция должна иметь четыре энергоблока общей мощность 4,6 ГВт. Переговоры по проекту ранее затормозили на стадии коммерческого предложения, сделанного победившим в тендере на строительство АЭС консорциумом в составе «Интер РАО» (51% акций), «Атомстройэкспортом» (1%) и турецкой Park Teknik (48%). Консорциум предлагал цену в 0,21 дол. за 1 кВт-ч, но потом она была снижена до 0,153 дол. Сейчас речь идет о дальнейшем снижении тарифа. Газета Hurriyet сообщила, что стоимость 1 кВт-ч для АЭС может составить 0,1236 дол., при том, что срок возврата вложенного капитала составит 25 лет. Максимальные инвестиции оценены в 20 млрд.дол. То, что атомная энергетика капиталоемкая и дорогостоящая, фактор объективный и давно известный. Только окупаемость за 25 лет вызывает сомнения в коммерческой целесообразности проекта. Впрочем, на атомной энергетике не остановились.
Турецкая Aksa Energy намерена создать с российской «Роснефтью» СП по строительству теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Вообще-то строительство такого объекта нефтяной компанией выглядит, мягко говоря, нелогично. Но если вспомнить, что председателем совета директоров «Роснефти» является вице-премьер Игорь Сечин, то ясно, кто лоббировал на первый взгляд нелогичный проект. Логика в этом есть, но совсем другая и, похоже, весьма накладная для российских финансов.
С подписанием документов в Анкаре совпало еще одно весьма характерное событие. В этот день Министерство иностранных дел России уведомило правительство Португалии как депозитария Договора к Энергетической хартии (ДЭХ), об отказе от ратификации документа. Путин всегда указывал, что ДЭХ не устраивает Россию, так как требует свободного пропуска энергоносителей через территорию стран-участниц. Россию только транзит центрально-азиатского газа в Европу, а также в Украину и Беларусь категорически не устраивал. Если Москва не будет контролировать энергетические потоки, то козырных карт у нее на руках не останется. Но формального отказа от ратификации не было — а теперь он есть. Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что «и сам визит Путина в Анкару, и заявление об отказе ратифицировать ДЭХ — это реакция на усиливающиеся позиции NABUCCO. Уведомление португальского правительства говорит о том, что борьба между двумя газопроводами входит в более жесткую фазу». В то же время, внешне московская риторика против NABUCCO несколько трансформировалась. И сигнал подал Владимир Путин. По его словам, «Южный поток» не закрывает NABUCCO, и с точки зрения потребителей мы не против ... чем больше инфраструктурных проектов, тем лучше — это создает надежную и стабильную систему энергоснабжения Европы». Но последующие замечания как российского премьера, так и многочисленных сопровождавших его лиц наводят на мысль, что Москва все сделает, чтобы проект NABUCCO не состоялся.
Отказ от ратификации ДЭХ и усиливающуюся жесткость Москвы в энергетических вопросах довольно скоро может испытать на себе Украина. Предстоят непростые переговоры по цене газа на следующий год. Понятно, что сложность их усиливается политической неопределенностью, связанной с президентскими выборами. В Белокаменной уже отметили, что несмотря на всю истерику и запугивание Европы очередным раундом газовой войны, Украина закачала в подземные газовые хранилища (ПХГ) рекордное количество газа — 22,7 млрд. куб. м, хотя для обеспечения поставок в Европу и для решения оперативных проблем зимой вполне достаточно 12—16 млрд. куб. м. Как заявила Юлия Тимошенко, до конца года будет закачано еще 5 млрд. куб. м. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что заполненные ПХГ дают украинской стороне веские аргументы для отстаивания своей позиции. В московской «Независимой газете» он заметил, что со стороны «Газпрома» может последовать какая-либо провокация «наподобие той, которая случилась в апреле, когда концерн повысил давление в трубопроводе из Туркменистана, выведя его из строя на несколько месяцев. Вероятность такого развития событий исключать нельзя, поскольку других рычагов влияния на ситуацию у «Газпрома» сегодня просто нет... «Газпрому» просто придется проглотить обиду и начать серьезно договариваться с Украиной о транзите газа через ее территорию». Не будем об обидах, в коммерческих и политических вопросах это неуместная категория. Вот только ожидать от Москвы отказа от диктата пока не приходится.
Юрий РАЙХЕЛЬ
Источник: День |