Analitika.at.ua. 12 августа исполнился год со дня подписания так называемого «плана Медведева – Саркози». Благодаря выработанным в Москве шести принципам удалось, как известно, решить некоторые краткосрочные задачи и сделать возможным в условиях паралича Совета Безопасности ООН прекращение активных боевых действий. Однако изначально и не предполагалось, чтобы сами по себе эти принципы, будучи ориентированы на ближайшую перспективу, стали основой долгосрочного поддержания мира и постконфликтной реабилитации региона.
Сразу после отражения грузинского вторжения стали раздаваться призывы «допустить авторитетных и независимых посредников, а то и миротворцев, ибо собственными силами решить конфликты так и не удается». Тенденциозная интерпретация «шести пунктов» позволяла обсуждать вопрос именно в подобном ключе. Как известно, в августе 2008 года едва ли не основной расчёт грузинское руководство делало на невмешательство России. Известный российский политолог Сергей Маркедонов приводит слова госминистра «по реинтеграции Грузии» Темури Якобашвили, сказанные в апреле 2008 года в Гори: мол, вы, русские, очень медлительные. Бюрократия у вас очень медлительная. Мы должны повторить Сербскую Краину 1995 года. Пока вы будете дозваниваться до Путина, пока вы будете решать какие-то вопросы, мы уже выйдем к Рокскому тоннелю. И вообще Осетия - слабое звено. Абхазия, да. Там - сложно. А в Осетии - там все легко. Поэтому давайте с нами разговаривать, договариваться, чтобы условия капитуляции (сдачи) были по возможности почётными.
Когда же все эти построения оказались несостоятельными, а российские войска вступили в Гори, Поти и Сенаки, настроение удалых «строителей новой грузинской государственности» сменились вполне объяснимым для представителей этой категории людей стремлением побыстрее покинуть собственную страну. По свидетельству корреспондента «Комсомольской правды» Дмитрия Стешина, «11-го в Тбилиси была страшная паника. Я выбирался из Грузии через Армению. Образовалась на границе пробка из-за машин с дипломатическими номерами, машин с иностранцами. Всех сдвинули на обочину, они шли просто вот такой танковой колонной, прочь из страны. Водитель-грузин очень хорошо сказал мне: "Сволочи, построили нам демократию, теперь сваливают"…». Колонны навороченных джипов с грузинскими флагами, двигавшиеся по Араратской долине, смотрелись весьма «патриотично». Даже сам Саакашвили, как все прекрасно помнят, сказал под камеру на своем родном английском языке нечто, эквивалентное русскому «Мотаем отсюда!». В этих условиях власти в Тбилиси ухватились за европейское посредничество, рассматривая его, вероятно, в качестве последнего шанса удержаться на плаву. В качестве пропагандистского прикрытия были использованы «планы имперского Кремля» по «взятию Тбилиси», дальнейшему расчленению Грузии и прочие идиотизмы, до сих пор безотказно действующие на западного обывателя.
Изначально пункты «плана Медведева – Саркози» интерпретировались подписавшими его сторонами едва ли не совершенно по-разному. Характерный пример - телефонный разговор Президентов России и Франции 23 августа и его интерпретация на сайтах Президентов Франции и России. Согласно сообщению французского официального сайта, «Президент Саркози поблагодарил президента Медведева за то, что обязательства по выводу российских войск сдержаны. В частности, президенты согласились относительно неотложности создания под эгидой ОБСЕ международного механизма с тем, чтобы заменить российские патрули в зоне безопасности на юге Осетии. Президент Саркози выразил пожелание, чтобы Евросоюз всецело этому содействовал». Согласно же сообщению официального сайта Президента России, сообщившего об этом разговоре, «глава Российского государства подтвердил готовность к взаимодействию с ОБСЕ в соответствии с пятым пунктом принципов урегулирования конфликта, однако речь о замене российских миротворцев в зоне безопасности силами ОБСЕ в ходе разговора не шла».
Несколько позже на сайте французской газеты «Фигаро» появился разочарованный комментарий: «Россия продолжает сложный дипломатический вальс. Вопреки заявлениям Елисейского дворца Кремль опроверг готовность идти столь далеко». Очевидно, имелась в виду якобы высказанная в беседе с Саркози готовность к замене российских сил в Южной Осетии. В том, что под предлогом создания международного механизма под эгидой ОБСЕ пытались протащить идею о вводе вооруженных формирований США и НАТО, убеждает и взволнованная речь и.о. американского представителя при ООН А.Вольфа в ходе заседания Совета безопасности 29 августа: «Размещение дополнительных наблюдателей ОБСЕ в Южной Осетии – только начало. Должны быть допущены и другие международные наблюдатели».
Как известно, тот этап «сложного дипломатического вальса» закончился выступлением Президента России 26 августа 2008 года и совсем не так, как этого хотели наши «партнёры», оперативно выпустившие французского филателиста в качестве «разводящего». Однако некоторые пункты данного плана, а точнее – их весьма своеобразная интерпретация и по сей день являются пропагандистским оружием для сил, стремящихся, насколько это возможно, пересмотреть политические итоги «пятидневной войны». «Конфликт, приведший к войне, не завершен, - предупреждает в своей статье в «Finansial Times» исполнительный директор трансатлантического представительства американского Фонда Маршалла в Брюсселе Рональд Асмус. - Грузия все еще стремится на Запад, а Москва по-прежнему хочет ей помешать. Именно поэтому из Москвы вновь слышатся отзвуки бряцанья оружием». И поэтому Западу «следует проявить единство и подчеркнуть, что нарушение правил игры в Европе не может так просто сходить с рук, и что дальнейшая агрессия по отношению к Грузии приведет к переосмыслению отношений с Россией, которое в прошлом году произведено не было».
9 августа в телефонном разговоре с Н.Саркози Д.Медведев заявил, что для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта необходимо вывести оттуда все грузинские войска, а также подписать юридически обязательное соглашение об отказе от дальнейшего применения силы. А в письме российского президента своему французскому коллеге, направленном по поводу годовщины подписания «плана Медведева – Саркози», высказывается «сожаление, что не удалось согласовать параметры продолжения работы в регионе миссий ОБСЕ и ООН. Считаем, что возможность найти подходящие формулы для продолжения деятельности этих важнейших международных институтов сохраняется. Разумеется, с ними должны быть согласны все три стороны – югоосетинская, абхазская и грузинская». Как известно, российская сторона предлагала пролонгировать деятельность международных миссий в Абхазии и Южной Осетии на независимой от Тбилиси основе, однако её предложения были отвергнуты. В свою очередь, грузинские власти намерены расширить присутствие международных организаций в стране, не сбавляя при этом воинственной риторики и настаивая на «деоккупации Грузии».
Общая тональность материалов, щедро публикуемых «глобальными медиа» в связи с годовщиной августовских событий, надо сказать, не очень-то соответствует бравурным реляциям некоторых российских СМИ, утверждающих, что на Западе наступил чуть ли не «переворот в умах». Широкомасштабная информационная и политико-дипломатическая война против России, приуроченная к нападению Грузии на Южную Осетию, отнюдь не прекращена; многие схватки в этой войне - ещё впереди, и выступать здесь с позиций вечно оправдывающегося – худшее, что может быть.
Год назад - впервые после 1991 года - народы Кавказа увидели (и поверили!), что «Россия своих не сдаёт». Запланированное массовое истребление и изгнание осетинского народа удалось предотвратить, однако логика жизни и борьбы требует рассматривать это сегодня лишь как первый шаг. Цхинвал до сих пор лежит в развалинах, скандалы вокруг выделяемых на восстановление республики денег не прекращаются, а реальные результаты такого восстановления можно видеть лишь в тех случаях, когда напрямую «работают» деньги регионов. На прошедшую войну принято списывать собственную бесхозяйственность и иждивенческие настроения. Социологические опросы фиксируют тревожные сдвиги в общественном сознании: на Северном Кавказе число сторонников прошлогоднего официального признания Сухума и Цхинвала сопоставимо с числом его противников – то есть уровень поддержки августовских действий российского руководства здесь заметно ниже, чем в других частях нашей страны.
В деле укрепления отношений с Республикой Южная Осетия Москва должна сделать новые шаги, которые будут носить уже не военный характер, но будут не менее убедительными (для всего мира!), чем выдвижение российской 58-й армии навстречу наступавшим грузинским войскам. Общественные настроения в нашей стране сейчас таковы, что эффективная помощь Москвы в деле нормализации жизни в двух новых государствах Закавказья имела бы большое значение для консолидации власти и общества и на Северном Кавказе, и в России в целом.
Андрей АРЕШЕВ
Источник: fondsk.ru |