Пятница, 18.06.2021, 04:05
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Август » 13 » Азербайджан: В поисках "удобной" нации
Азербайджан: В поисках "удобной" нации
11:40

Analitika.at.ua. Они прикрывались своими ложными клятвами, сделав их щитом, избавляющим их от наказания, и этим они отвратились от прямого пути Аллаха и сбились с него. Поистине, скверны их лицемерие и ложные клятвы!

Коран. Сура 63

 

Некоторое время назад мною была опубликована статья, вызвавшая особое неудовольствие и не совсем корректный ответ азербайджанской журналистки Нурани. Она была особенно возмущена двумя моими выводами: а) большая часть тюркоязычного населения северных провинций Ирана не считает себя азербайджанцами; б) в Азербайджанской Республике остро существует проблема национальной идентификации.

 

Безусловно, можно было бы не отвечать на выпад дамы, не пожелавшей заметить в моей статье, кроме собственных наблюдений, еще и ссылку на обладавшего исключительным авторитетом и убитого в во время правления Алиева старшего азербайджанского академика, историка З. Буниятова. Между тем, «отец современной азербайджанской историографии» писал после поездки в Иран в газете «Баку» (21 октября 1989): «...меня очень удивило, что азербайджанцы на той стороне очень равнодушно относятся к нашей борьбе, связанной с Нагорным Карабахом. О многих вопросах они вообще не имеют понятия... Еще раз почувствовал, что единство языка — это еще не значит единства народа».

 

О проблеме «единства» тюрок Азербайджанской республики и тюркоязычного населения Ирана и других соседних стран мы еще поговорим, а пока обратимся к проблеме национальной идентичности «азербайджанцев». В моей статье я писал, что в Азербайджанской республике представители различных тюркских племен нередко оперируют своей племенной, а не национальной принадлежностью. В силу этого факта там возникает парадоксальная ситуация, когда азербайджанцем частенько представляется недавно ассимилированный представитель коренного в республике народа, как например, удин, крыз, хиналугец и т.д. Назваться истинной национальностью для них чревато, по крайней мере, насмешками и оскорблениями, а «похвастать» принадлежностью к одному из многочисленных тюркских племен они не могут. Вот и получается, что живут в Азербайджанской республике «азербайджанцы», то есть ассимилированные тюрками удины, таты, талыши, хиналугцы и т.д. и собственно тюрки: таракемены, афшары, шахсевены, айрумы, карапапахи, каджары и пр. За пределами республики первые, как правило, возвращают себе исконную национальность, а тюрки превращаются в «азербайджанцев».

 

Между тем, в самой республике представители тюркских племен также стараются «спрятать» свою племенную принадлежность абстрактным (или обобщающим) словом «мусульманин». Получается некий семантический абсурд, когда в Азербайджанской республике слово «мусульманин» означает принадлежность к одному из тюркских племен. В Азербайджане исследователь должен быть готов к фразе: я – мусульманин, а мой сосед имярек – талыш. При этом совершенно не учитывается, что талыш, это такой же верующий мусульманин-шиит, как и респондент. Фактически представителями тюркских племен Азербайджанской республики слово «мусульманин», применяемое по отношению к самим себе, воспринимается в совершенном отрыве от религии, именно и исключительно в качестве обобщающего этнонима.

 

Можно с абсолютной уверенностью сказать, что представители различных тюркских племен избрали данный «конфессиоэтноним» в качестве защиты от бывших, а, возможно, и будущих межплеменных трений и противоречий. «Азербайджанцы» - искусственное обобщающее название конгломерата кочевых племен со сложной, а порой и противоречивой историей, со старыми, порой по сей день неизжитыми обидами. Принадлежность к тому или иному племени может стать подмогой, или, наоборот, непреодолимой помехой в налаживании отношений или, например, карьеры. Исходя из этого, можно утверждать, что понятие «азербайджанская нация» является искусственно выдуманным идеологическим клише, по сей день не справившимся со своей «задачей»: объединить в единый монолит тюркские племена республики.

 

На днях в азербайджанской газете «Зеркало» была опубликована обширная статья доктора исторических наук, заведующего отделом института рукописей НАНА, Фарида Алекперли. Симптоматичен уже сам подзаголовок к статье: «Кто мы, от кого произошли и куда идем?» Доктор Алекперли фактически подтверждает сказанное нами: «Никакой национальной идеи не может быть, пока мы не определились со своей национальной самоидентификацией». Алекперли справедливо отрицает историчность этнонима «азербайджанец»: «Если мы будем формировать национальную идеологию, отталкиваясь от этнонима "азербайджанец", появившегося по инициативе Сталина только в 1930-х гг, получим то, что получили. То есть зайдем в тупик или сформируем нежизнеспособную, искусственную национальную идею придуманного народа».

 

Оставим без комментариев тот факт, что Алекперли невольно опроверг одну из важнейших идеологических клише Азербайджанской республики. Куда интереснее констатация факта, что нынешние «азербайджанцы» превратились в «титульный» народ Азербайджанской республики лишь в конце тридцатых годов прошлого века. Не нация определила название государственного образования, а, наоборот, государственное образование породило «нацию». При этом, само название «Азербайджанская республика» явилось плагиатом с целью будущих территориальных притязаний к Ирану, на территории которого расположен исконный Азербайджан.

 

Итак, вначале было слово: в 1918 году две отколовшиеся от России губернии приняли искусственное название – Азербайджанская республика. Затем, примерно через двадцать лет, часть населения этого образования стала именоваться «азербайджанцами», причем, что очень важно отметить, во внутреннем, межплеменном общении, слово это так и не стало самоназванием. Следующим этапом стало «этнические притязания» к части населения Ирана. При этом, что уже выглядит как совершенно неприличный анекдот, ни «азербайджанцы» Азербайджанской республики, утверждающие об этнической идентичности с «азербайджанцами» Ирана, ни «азербайджанцы» Ирана, в массе своей не подозревающие о родственных связях с первыми, не пользуются этим словом в качестве самоназвания.

 

Как становится ясно, самой «азербайджанской нации» до полного формирования еще весьма и весьма далеко. Трудно назвать нацией собрание племен, не пришедших к единому мнению об общем названии. Сегодня единственным объединяющим фактором для представителей пришлых тюркских племен внутри Азербайджанской республики является их общее противостояние с аборигенными народами. Бесспорно, фактор наличия общего недруга является серьезным стимулом для объединения, однако вряд ли этого достаточно для преодоления прошлых разногласий и зарождения нации. Однако официальная пропаганда Азербайджанской республики, действуя в лучших традициях советской школы, уже пытается перепрыгнуть «из феодального строя в социализм», и предъявляет этнотерриториальные претензии к соседним государствам. Как это делается, и к чему это может привести, мы расскажем во второй части данной работы.

 

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Источник: Voskanapat.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1128
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru