Analitika.at.ua. Последний законопроект президента России Дмитрия Медведева об изменениях и дополнениях в федеральный закон "Об обороне", касающийся порядка применения вооруженных сил за пределами национальной территории стал в некотором роде неожиданностью. Однако при более детальном рассмотрении этот законопроект является ни чем иным, как средством остудить горячие головы на Кавказе, в первую очередь в Грузии и Азербайджане.
Упорное непонимание сложившихся геополитических реалий с 1988 года в Азербайджане и с 1991 года в Грузии привели к тому, что Тбилиси и Баку постоянно говорят о войне, как о способе решения всех своих проблем. Создав блок ГУАМ в пику ОДКБ, Грузия и Азербайджан пытаются навязать Южному Кавказу свое видение мира и свою модель кланового государства, ничего общего, естественно, не имеющего с декларируемой Ильхамом Алиевым и Михаилом Саакашвили «приверженностью демократическим ценностям». Законопроект, направленный в Госдуму РФ, который явно будет утвержден и Федеральным Собранием, направлен также на закрепление российского присутствия в регионе. Газ и нефть как рычаги давления хороши до поры до времени, но военная составляющая важна всегда, особенно сейчас, когда США с помощью Грузии и того же Азербайджана хотят вытеснить РФ из региона, что бы там ни говорил Мэтью Брайза о том, что «США не против российского присутствия на Кавказе, оно всегда было и будет».
Фактически, законопроект подводит юридическую базу под вероятность использования Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, которые, в конце концов, создаются для предупреждения агрессии со стороны стран других блоков. А так как НАТО в обозримом будущем не собирается развязывать какую-либо войну против России, то остается блок ГУАМ, вернее то, что от него осталось – Азербайджан и Грузия. Украина, а тем более Молдова не в счет: с Киевом у Москвы отношения настолько испортились, что президент Медведев отказался направлять туда посла. Молдова явно выпадает из грузино-азербайджанской оси вследствие отсутствия общих интересов. И остаются Тбилиси и Баку с неуемной жаждой реванша и страстным желанием вернуть территории, никогда им не принадлежавшие. При этом в обеих столицах прекрасно понимают, что никакие «базовые соглашения» не вернут ни клочка земли, такого в истории еще не было. Остается угрожать. Но теперь угрожать будет немного сложно: РФ получит возможность без голосования в Совете Федерации вмешаться в новый конфликт, затрагивающий интересы официальных союзников. Мы сознательно употребляем термин «официальный союзник» вместо стратегического, потому что, допустим, защищать Армению или страны Центральной Азии Москва просто обязана в силу обязательств по ОДКБ.
Аналогичный закон есть и в США, только там разрешение Конгресса обязательно, по крайней мере, так было до 11 сентября 2001 года. Согласно предложенному Дмитрием Медведевым законопроекту, предполагается наделить президента страны правом единолично принимать решение об использовании военной силы за рубежом для отражения нападения на российские войска, дислоцированные за границей, отражения или предотвращения агрессии против другого государства, защиты граждан РФ, борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства.
В июле 2006 года Госдума РФ одобрила поправки в законодательство, позволяющие главе государства принимать решение об использовании за пределами территории РФ формирований вооруженных сил России и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против России либо граждан России или лиц без гражданства, постоянно проживающих в России. Теперь перечень экстренных ситуаций пополнился "отражением агрессии" или предотвращением предполагаемой агрессии против третьих стран.
Вполне вероятно, что данный законопроект инициирован еще и тем, что России совершенно не хочется втягиваться в очередную Кавказскую войну, которая никогда ни к чему хорошему не приводила. Так продолжается уже 200 лет: русские войска приходят, принося некоторую стабильность, затем уходят в наивной уверенности на то, что народы Кавказа перестанут воевать. Однако по прошествии некоторого времени все начинается сначала. Может именно этим и обусловлено наличие постоянных военных баз. К слову сказать, пока в Грузии дислоцировалась российская армия – там было не в пример спокойно – был сдерживающий фактор. Но есть еще один аспект данного законопроекта, не очень приятный: его можно расценить, как попытку возродит империю хотя бы в границах СССР. И самое «неприятное» в том, что страны, которым на помощь пришли российские войска просто будет вынуждены, грубо говоря, становиться очередными субъектами федерации, что в принципе и начало происходить на самом деле. И последнее: Москва не стала бы делать резкие шаги, если бы США были также сильны как во времена даже Джорджа Буша-младшего. Мировой финансовый кризис сделал мировую державу уязвимой, и не воспользоваться выдавшимся шансом Россия просто не могла.
Карине Тер-Саакян
Источник: PanARMENIAN.Net |