Четверг, 28.03.2024, 16:41
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Август » 18 » Обзор СМИ Армении
Обзор СМИ Армении
00:13

Analitika.at.ua. Признание Южной Осетии и Абхазии со стороны России и Косово - со стороны западных стран означает, что основные центры мировой политики не исключают возможности признания новых государств, игнорируя позицию бывших «метрополий». Такого мнения через год после «августовской» войны придерживается экс-заместитель главы карабахского МИД, ныне возглавляющий Общественный совет по безопасности Масис Маилян.

 

По мнению эксперта, война и вовлечение в нее России отрезвило горячие головы в Азербайджане, где милитаристская риторика наращивалась с каждым годом. «Во-вторых, впервые после 1991 года на постсоветском пространстве были признаны два новых государства, и это произошло вопреки воле бывшей «метрополии». Так что, создаются прецеденты, открывающие новые возможности получения для НКР международного признания вопреки воле Азербайджана», - сказал Масис Маилян.

 

Он убежден, что все больше стран, заинтересованных в урегулировании конфликтов, приходят к мнению, что гораздо безопаснее, эффективнее и намного дешевле признавать право «непризнанных» государств на политическую самостоятельность и суверенитет, чем принуждать их к подчинению бывшим враждебно настроенным «метрополиям».

 

Прошел год после августовской войны 2008 года, в результате которой Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. В феврале того же года была признана независимость Косово. Ощущение было такое, что начался «парад признаний», и следующим будет Карабах. Однако, переговоры по карабахскому урегулированию продолжаются, и, судя по тому, что в ходе встречи в Москве 17 июля президентам Армении и Азербайджана не удалось согласовать базовые принципы урегулирования, до признания Карабаха так же далеко, как год назад.

 

Комментируя сложившуюся спустя год после августовской войны ситуацию, председатель комиссии по внешним связям карабахского парламента Ваграм Атанесян заявил: «Некоторое время назад появилось ощущение, что Россия и США могут найти точки соприкосновения по карабахской проблеме. По моим впечатлениям, за прошедший год международное сообщество достаточно консолидировалось. Если судить по уже опубликованным «мадридским» предложениям Минской группы ОБСЕ, можно заметить, что логика урегулирования строится на перспективе международной легитимизации независимости Карабаха. Сейчас успех или провал переговорного процесса обусловлен поведением Азербайджана. Найдет ли президент Алиев в себе силы принять предложения посредников? В этом вопросе я пессимист». События в Южной Осетии полностью изменили статус-кво на Южном Кавказе. Сразу после начала событий у карабахцев была только одна мысль - не допустить распространения кровопролития на весь регион Южного Кавказа. На события в Осетии первым отреагировал рынок недвижимости. В течение августа 2008 года сделок по покупке недвижимости в Карабахе практически не было. И хотя война продолжалась всего 5 дней, за последующий за тем год в Карабахе почти не покупали квартир. Люди говорят, что если и раньше Карабах был просто пороховой бочкой, то теперь к нему очень близко поднесли запал.

 

8 августа 2008 года на экстренном совещании руководители общественных организаций Карабаха высказали опасения перед реальной угрозой новой большой войны на Кавказе. В свою очередь, министерство иностранных дел НКР распространило заявление, в котором приветствовало факт признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

 

Парламент НКР также собирался в сентябре созвать внеочередное заседание, на котором должен был заявить о признании Южной Осетии и Абхазии, однако, посовещавшись, депутаты решили ограничиться поздравлениями.

 

Самым большим «уроком» пятидневной войны для Карабаха стало, пожалуй, то, что многие поняли - односторонний акт однозначного признания и военного решения проблемы невозможен, и мировые центры силы будут искать нестандартные пути. Пока таким путем считается компромиссный. Однако, он пока не дает результатов, пишет Интернет-газета Lragir.am.

 

По мнению политолога, директора Армянского центра стратегических национальных исследований Ричарда Гиракосяна, мнение которого опубликовано в Интернет-газете Lragir.am, армяно-российские отношения гораздо выгоднее России, чем Армении. Это, скорее, российско-турецкие, чем российско-армянские отношения. В свою очередь, эксперт того же центра, политолог Манвел Саркисян считает, что Турция инициировала отношения с Россией, в которых Армении нет места. Турция никогда не имела желания вести переговоры с Арменией.

 

Итого, армяно-российские отношения существуют постольку, поскольку существует российско-турецкое потепление. И это потепление невозможно без армянского фактора в том смысле, что Армения не должна становиться в этом деле препятствием. А чтобы этого не случилось, надо заставить ее пойти на шаги, противоречащие интересам Армении и армянского народа. Свидетелями чему мы являемся последние несколько месяцев.

 

То, что называется «вековой армяно-российской дружбой» - понятие чрезвычайно интересное и сложное. Для установления влияния на Кавказе и его поддержания Россия во все времена использовала армянский фактор. Россия никогда и не скрывала, что Армения - это ее форпост для контроля за всем регионом. В истории наблюдается интересная закономерность: как только Россия уходила с кавказского региона, армянонаселенные территории ширились и набирали мощь, возвращение России происходило за счет Армении и армянонаселенных территорий, которыми Москва расплачивалась с другими. Об этом свидетельствует вся история русско-турецких отношений, договора, заключенные по итогам шести русско-турецких войн, и др.

 

Так случилось и в начале прошлого века. Россия вынуждена была покинуть кавказский регион, и независимая Армянская Республика, несмотря на ужасное положение, сумела сохранить свое существование и даже расширить свои границы за счет армянонаселенных территорий, захваченных соседями. Возвращение России произошло за счет Нахиджевана и Карабаха, которые были отданы Азербайджану, а также договора с Турцией, согласно которому фиксировалась передача Турции Восточной Армении. Можно вспомнить и о том, как в 1923 году, когда Турция находилась на грани развала и греческие войска стояли на подступах к Анкаре, Россия предоставила Турции оружие и боеприпасы и спасла ее. Не случайно в ряду святых в турецких мечетях называют и Владимира Ленина.

 

Самый свежий пример - карабахский конфликт. Пока Россия была представлена в регионе, с помощью ее оружия был депортирован Мартакерт, Шаумян, Гардман, вокруг Степанакерта все сжималось кольцо (хотя это приписывают Азербайджану). После распада СССР Россия потеряла былое влияние на Кавказе, и Армении с Карабахом удалось частично восстановить потери.

 

Сейчас у России и Турции проблемы с Западом, и они пытаются разработать общую стратегию, которая включает в себя как Кавказ, так и Центральную Азию. Понятно, что в контексте очередного русско-турецкого торга не будет обойден армянский фактор. Факты говорят сами за себя: под диктовку России власти Армении, за спиной собственного общества, согласились на выполнение ряда требований - как по карабахской проблеме, так и армяно-турецким отношениям. Естественно, что Россия будет решать свои проблемы с Турцией за счет Армении, потому что иного объекта торга, фактически, нет, да и для турок эти вопросы имеют жизненно важное значение.

 

Вот вам и «вековая дружба». Хотя не стоит обвинять в этом Россию. Нужно просто подумать, как превратить эту дружбу в обоюдовыгодную, построенную на достоинстве. Для России этом может стать сюрпризом, потому что в течение 300 лет «вековой» дружбы такого не было никогда, и русские могут даже удивиться, что у армян есть свои интересы. Но это наша вина, потому что мы 300 лет вели себя по-рабски.

 

Армении нужно попытаться перестать быть объектом торга и выступать в международных отношениях с позиций партнера со своими инициативами, что позволит выбраться из складывавшейся веками ситуации. Качества нынешнего правящего режима, правда, не позволяют надеяться на скорое решение этой проблемы. Так что, нам придется и впредь надеяться на углубление противоречий между Россией и Турцией с одной стороны и Западом - с другой. Но это гарантии не долгосрочные.

 

Источник: ИноСМИ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 693
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru