Analitika.at.ua. Интервью с Фармони Фахраддин Абосзода. Фармони Фахраддин Абосзода, кандидат философских наук, проживает в настоящее время в Санкт-Петербурге, главный редактор газеты «Толыш», один из лидеров талышского движения. Фармони Фахраддин Абосзода отвечает на вопросы Игоря Мурадяна для Иравунк де Факто.
- Существует ли, по Вашему мнению, оформленное Талышское национальное движение (ТНД), имеется ли программа и организационные структуры?
- Талышское движение оформлено уже давно и имеет свои организационные структуры как в самом Азербайджане, так и за его пределами. Но тут есть некоторые нюансы, на которые следует обращать внимание. Дело в том, что, говоря о движении, многие подразумевают политическую организацию с четко начерченной структурой. Что означает политическая организация? Это – группа людей, которые определенной периодичностью собираются в каком-то помещении и выполняют определенную организационную или иную работу. Что очень выгодно карательным органам Азербайджана (а их отношение к талышскому движению нам хорошо известна), так как облегчается возможность контроля за ними.
Исходя из этого, мы создали своего рода «анонимное движение», членов которого невозможно вычислять. Это движение называлось «Талышское Национальное движение», которое в течение последних лет успешно действовало на территории Азербайджана и за его пределами. По сей день мнбэшники Азербайджана повсюду ищут членов этого движения и никак не могут их найти. В этом плане поучителен разговор тех же мнбэшников со мной во время очередного допроса:
- Вот, вы в газете “Шавнышт” опубликовали Заявление ТНД. Под Заявлением написано “Правление ТНД”. Кто является членом правления ТНД?
- Не знаю.
- Как это не знаете? Если даже вы не знаете, а кто может знать об этом?
- Идея о ТНД является моей, и все его документы написал я лично. Но это движение прошло регистрацию в Голландии, поэтому я не в курсе, кто указан там в протоколе…
- А кто является участниками этого движения, о котором говорите вы?
- Это анонимное движение, в котором известны фамилии всего лишь несколько человек, которые могут себя защищать в любых условиях. А остальных, ищите, пожалуйста, может, и найдете кого-нибудь?
- А как вы проверяете свои силы?
- Хороший вопрос. Разумеется, мы периодически проводим мониторинг для проверки сил своего движения.
- Какие именно?
- Вот, власти допускают очередную глупость, и это для нас является настоящим мониторингом. Например, когда я приехал на Родину, власти хотели организовать митинги против меня. В эти митинги в моем родном Лике они смогли собрать всего 24 человека в основном из чиновников отдела образования и здравоохранения, а в Ланконе на митинг “вышли” всего 16 человек. Вот так и мы смогли проверить свои силы! Мы поняли, что талыши поддерживают наше движение!
- Но, это ясно, что это за движения, членов правления которого не знаете даже вы?
- Я вас не понимаю, если вы уверены, что нет такого движения, то оставьте нас в покое.
- Ну есть же проблема!
- Если проблема есть у вас, значит и движение существует!” К сожалению, за последний год ТНД как политическая организация постепенно дрейфовала в небытие, и в настоящее время находится под полным контролем агентов влияния. Таковыми мы считаем тех бывших активистов талышского движения, действиями которых имея определенные зацепки управляют спецслужбы. Из-за таких действий ТНД на сегодня практически находится в самоизоляции. Учитывая это, мы в мае этого года создали оргкомитет новой организации – “Движения за возрождения Талыша”. Программа и Устав ДВТ уже написаны, и они активно обсуждаются среди наших соратников. В ближайшее время мы собираемся провести учредительную конференцию… Есть и другие талышские организации. Есть Международный фонд возрождения талышской культуры, который неплохо справляется своими задачами.
Есть диаспорские организации, выполнявшие свои локальные задачи. Год назад в Москве была создана ОО “Талышская диаспора”. Но, к сожалению, она хоть и находится в Москве, но порой непоследовательные действия ее руководителей удивляют и дает нам право предполагать, что этой организацией управляют те же агенты влияния, приведшие к самоизоляции ТНД.
- Каково место талышского движения в общественно-политической жизни Азербайджана, и насколько позитивны результаты данной деятельности на международной арене?
- Несмотря на все усилия спецслужб Азербайджана, Талышское движение с каждым днем развивается. За последние годы мы издали в самом Азербайджане десятки наименований книг на талышском языке. В прошлом году издан “Русско-талышский словарь” (в 2-х томах, 82 тыс. слов). На сегодняшний день я уже закончил работу над “Талышско-тюркском словарем”, работаем над “Грамматикой талышского языка”, “Русско-талышским разговорником”, учебником “Талышский язык в картинках”. На днях выйдет книга иранского ученого Х. Ахмеди “Талыши” (на русск. яз.). Мы создали электронную библиотеку, состоящей из книг на талышском языке и посвященных талышскому народу.
Нам мешает нехватка финансовых средств, чтобы ускорить темпы этой работы.
Что касается общественно-политической жизни Азербайджана, там и официальные власти, и пресловутая оппозиция делают вид, как будто, не замечают нас. Талыши полностью отстранены от участия в политической и общественной жизни страны. Нам официально запрещено создать политические и другие организации на национальной основе. Талыши могут участвовать только в составе других политических партий и организаций. В стране нет ни одной организации, защищающей права нетюркских народов, в то время как пантюркистских организаций хоть отбавляй!
Но во время выборов им все равно приходится обращаться к нам, как это было во время президентских выборов 2003 года. Тогда почти все руководители основных оппозиционных партий старались сотрудничать с нами…
В международной арене мы смогли сделать главное: мы донесли до внимания мирового сообщества правду о талышах и заставили международные организации вплотную заниматься талышским вопросом. Жаль, что мир сегодня больше беспокоится энергетическими проблемами, чем судьбами народов.
- Находят ли поддержку идеи талышского движения в самом Талышстане и среди талышей в Баку, в Москве и в других местах диаспоры?
- Этот вопрос много раз задавали мне, в том числе и наши друзья, и противники. Каждый раз я вынужден отвечать таким образом: - Мы нормальные люди. Если бы наши усилия, не дай Бог, не имели бы конкретных результатов, если бы мы сами не почувствовали бы хотя бы незначительные, но, все-таки, продвижения в нашей борьбе, давно уже бросили все это, и занимались бы другими делами.
А если более конкретно, то на данный вопрос могу ответить таким образом:
На минутку представьте себе местонахождения нашей Родины – Талыша. Это – своеобразный котел, где мой народ вынужден жить, при этом сохранив свою самобытность, язык, культуру и обычаи в течение многих веков. Этот народ давно вымер бы, если в сердце каждого талыша не было бы стремление к свободе. Взгляните на историю: только за последние сто лет, начиная с начала ХХ века, и в Иране, и в Азербайджане все революции начались именно в Талыше. Это является еще одним доказательством того, что талышский народ всегда был и остается верным идеалам свободы и независимости.
Не будет преувеличением, если я скажу, что буквально каждый талыш и в самом Талыше, и в других регионах Азербайджана, находится под пристальным наблюдением спецслужб. Один факт, что в Талышском крае среди руководителей силовых структур нет ни одного выходца из региона, о многом говорить. Власти Азербайджана всеми возможными и невозможными средствами стараются покончить раз и навсегда с талышским движением. Но, это движение поддерживается талышами, разумеется, не всегда так активно, как хотелось бы, но поддерживается однозначно.
Власти Азербайджана еще на заре независимости строили планы по выдворению талышей из Талышского края, в надежде на то, что переехавши в другие регионы страны, они скоро будут ассимилированы. Но, как не странно, все их усилия обернулись против них самих. Еще каких-то десять лет назад в Баку и Апшероне редко можно было услышать талышскую речь; талыши просто боялись разговаривать на родном языке, находясь в общественных местах в столичном регионе. Но, посмотрите, что твориться сегодня в Баку и его окрестностях: везде и повсюду талыши свободно разговаривают на родном языке, при этом даже не оглядываются по сторонам!
В этом отношении, талышское движение больше поддерживается талышами, проживающими в Баку и его окрестностях, где есть свои сложности контролировать огромное количество населения, чем в самом Талыше, где такое наблюдение носит поголовный характер. Эти талыши плюс ко всему отличаются высоким уровнем пассионарности. Они на каждом шагу лицом к лицу сталкиваются с издевательствами в адрес талышей, что воле неволе вызывают у них протест на действиях властей, поощряющих аналогичные действия против талышей.
Стоит отметить еще один момент: Для того, чтобы убедиться в поддержки талышами нашего движения, надо находится в течение определенного отрезка времени среди них. Три с половиной года, проживаемые мною на Родине, были бы для меня сущим адом, если бы не поддержка со стороны моих соотечественников! Если бы вы видели, как изменились талыши, как горела огонь в их глазах, когда мы начали сказать тосты на свадьбах на талышском языке! И как после этого они строились в очередь, чтобы выступать на талышском языке! Может быть, вам не понять этого, но сегодня в самом Баку на всех свадьбах можно услышать талышские песни, что представить себе не могли бы себе каких-то пять лет назад!
Что касается Москвы и других мест диаспоры, то должен сказать вот что: Вы представить себе не сможете, в каких условия нам приходится работать в Москве! По неофициальным данным, на территории РФ в настоящее время проживают от 500 до 800 тысяч талышей. Но, как не странно, спецслужбы Азербайджана тут работают более активно, чем в самом Азербайджане! Особенно в Москве и других городах РФ они имеют полную свободу действия в этом направлении. Причины этого нам известны не до конца, но это факт! Они стучат в каждую дверь, угрожают и пугают каждого талыша, кто имеет хоть какое-то отношение к талышскому движению. Ведутся “разъяснительные” беседы с каждым талышским интеллигентом, гражданином РФ.
Но, несмотря на это, наше движение существует и продолжает развиваться именно благодаря талышской диаспоре, находившейся в России и других стран СНГ. Мы живем и ведем борьбу исключительно благодаря финансовой поддержке наших же талышей. Я склоняю голову перед теми талышами, кто, не боясь преследований и репрессий, продолжает поддерживать наше движение всеми способами!
- Какова роль Ирана в развитии талышского движения, имеются ли контакты с талышским населением в Иране?
- Я уже неоднократно написал о роли Ирана в развитии талышского движения. Мы как историческая часть Ирана, вправе ожидать активную помощь со стороны Ирана. Но власть в Иране какая-то скрытая, непонятная для нас самих. Руководства Ирана заявляет, что “они не хотят портить отношения с Азербайджаном из-за талышей”. При этом, они активно пользуются “талышской картой” для давления на властей Азербайджана. Еще в 2003 году в Тегеране высокопоставленные иранские политики рассказывали мне, что “Ряхбар три года назад давал фетву об организации Талышского остана в Иране”. Но, сами видите, до сих пор не звука, не духа!
В Азербайджане и в других странах многие думают, что именно Иран финансирует и поддерживает наше движение.
Азербайджанское руководство преподносит талышей мировому сообществу как отъявленных исламских фундаменталистов, что играет свою негативную роль в отношениях Запада к нам. Но, на практике, это не так! Наше движение – не идеологическое, а политическое. Наши принципы далеки от идеологического маразма. Нашим другом является тот человек или государство, кто 1) раньше всех и 2) больше всех готов помочь нашему народу в его справедливой борьбе за восстановление своих прав на своей земле.
Причиной такого отношение Ирана к талышской проблеме, на мой взгляд, является то, что судьба самого Ирана находится вовсе не на руках самих иранцев! Я Вам расскажу одну историю, которая во многом определяет отношения иранского чиновника на судьбу Ирана: Будучи в Казани на евразийской конференции, я в первый же день познакомился с консулом Ирана, который выступил на пленарном заседании. Я попросил его участвовать на круглом столе, посвященном 30-летию Исламской революции в Иране. Он мне обещал, что будет участвовать, если круглый стол состоится в первой половине дня. А на следующий день, с утра когда мы начали круглый стол, даже его тени не было там! Вместе того, чтобы быть заинтересованным в обсуждении иранской темы, тем более в такое время, когда Иран находится перед огромной опасностью, консул отправил на круглый стол одного убогого преподавателя фарсидского языка. Этот преподаватель выступил на круглом столе, и знаете что сказал? Вместе того, чтобы отблагодарить выступающих за то, что они так переживают за судьбу Ирана, он таким довольно высокомерным видом, который присущ большинством иранским чиновникам, сказал буквально следующее: «Вы не находитесь в самой системе, и не имеете право критиковать систему»!? Что вы ожидаете после такого отношения к судьбам самого Ирана, к судьбам талышей со стороны иранского чиновника? Вы можете сказать, что это – единичный факт. Но, к сожалению, у нас таких фактов тысячи и тысячи…
Что касается талышей, проживающих в Иране, у нас с ними очень интенсивные контакты, и многие тамошние талыши активно поддерживают наше движение.
- Насколько талышское движение находит поддержку в России, в российской общественности, со стороны политических партий и официальных властей?
- В последнее время чувствуется какое-то оживление в российских политических и общественных кругах в отношениях к талышам. Многие интересуются, даже удивляются, что они почему-то до сих пор не интересовались этим народом. За последнее время у меня состоялось несколько встреч с ведущими российскими политиками и аналитиками. Это дает нам надежду, что в ближайшем будущем изменится и отношения официальных властей. Мы активно работаем в этом направлении и надеемся на реальные результаты в ближайшее время…
Что касается официальных властей РФ, то мне лично не известен ни одного факта, когда они публично выступали бы с защитой прав талышского народа. Несмотря на это, генетическая и историческая близость с Россией дает нам основание ожидать помощи прежде всего с ее стороны. Руководство РФ сегодня еще продолжает играть с Азербайджаном “в игры о стратегическом партнерство”. Но, мы убеждены, что не за горами тот день, когда и они все-таки поймут, что это были и остались всего лишь игрой…
- Каковы цели и задачи талышского движения: защита социально-культурных прав талышского народа, создание автономии или отделение от Азербайджана?
- Я тут могу говорить о нашей организации, целью которой является автономия в составе Азербайджане со всеми отсюда вытекающими. Мы все еще верим, что и в Азербайджане, и в мире окружающего нас, рано или поздно придут к пониманию того, что настало время представить такую автономию нашему 1,5 миллионному народу. Поэтому мы сегодня работаем именно в этом направлении. Азербайджан наша Родина, она была для нас Родиной за много тысячелетий до того, как на эту землю наступила нога пришельцев. Мы свою Родину никому уступать не собираемся.
Но, это вовсе не означает, что мы не ставим перед собой другие задачи. Если в Азербайджане, и в мире, в том числе, не будет услышан наш голос о предоставлении автономии талышам, то мы готовы изменить свои взгляды на существующий порядок вещей...
- Существуют ли разногласия и различия в позициях в талышском движении? Чем объясняются эти различия местом жительства, образованием, религиозными чувствами, внешнеполитическими ориентациями?
- Разумеется, существуют такие разногласия. Люди разные и разные их взгляды на происходящее. Каждый талыш видит будущее Талыша по-своему.
Есть талыши, которые видят Талыша в вечном союзе с азери-тюрками Азербайджана. Они себя даже не представляют вне Азербайджана. Плюс к этому, они довольны своим существующим положением и достаточно уютно чувствуют себя в таких условиях. Главной задачей талышского движения они считают защиту интересов Азербайджана и жить в дружбе с окружающими, даже если окружающие это не ценят.
Большая часть участников нашего движения, в основном представители интеллигенции, считают своей задачей работу в культурном поприще, т.е. изданием книг на талышском языке, просвещение талышей и т.д. Они не желают участвовать в политических акциях, и при таком размахе репрессивных мер со стороны властей, даже боятся влезть в политику.
Есть определенная часть и радикалов.
Довольно большую часть наших участников составляют религиозные фанаты, которые видят Талыша только в составе Ирана. Их лозунг “Сперва религия, а потом народ” сам по себе говорит об их взглядах. Среди них есть много патриотов Талыша, и они готовы в любой момент подняться на священную войну за свой народ. Но есть и много агентов спецслужб Ирана, которые предпочитают работать только по указаниям из Тегерана.
Есть люди с пророссийской ориентацией. Это в основном проживающие на территории РФ выходцы из Талыша.
Вот в таких условиях Талышское движение продолжает свою борьбу. Эта борьба происходит наряду с постоянным обновлением, которое продолжается и по сей день.
- В самом начале карабахского движения, талыши, проживающие в Баку, крайне враждебно восприняли это движение армянского народа, поведение талышей к армянам было более враждебным и агрессивным, нежели другого населения в Азербайджане. Это отношение было связанно с комплексами этноса, вынужденного доказывать свою лояльность Азербайджану, или объясняется некими политическими мотивами?
- Причиной этому является, прежде всего, то, что само национально-освободительное движение в Азербайджане в те годы было начато именно талышами. Передовой отряд этого движения находился в Ланконе – столице Талыша. Там и произошел первый переворот советской власти в 1990 году. В те годы талыши все были патриотами - «азербайджанцами” и боролись за независимость своей Родины и за ее территориальную целостность. Многие думали и были убеждены, что мы все – один народ, которого не стоит делить на тюрков, талышей и т.д. Но эта эйфория прошла очень быстро, как только талыши столкнулись с первыми проявлениями пантюркизма.
Тут существует еще один фактор – фактор Родины. Ведь все талыши убеждены, что Азербайджан является их Родиной, и мы, естественно, должны больше всех побеспокоиться о судьбах своей Родины. Многие из них именно на карабахском фронте убеждались, что для других там проживающих Азербайджан вовсе не является Родиной. Ведь Родину надо защищать, а не усматривать в ней источника благополучия. И сегодня на карабахский фронт отправляют в основном талышей, потому что остальные предпочитают служить (если вообще служат!) где-то там - в Талышских горах, где на границе с Ираном можно делать состояние на контрабанде!
Когда талыши поняли, что Азербайджан отнят у них, Родина их уже давно не принадлежит им де-факто, что они являются заложниками на своей собственной земле, тогда и пошло озарение.
Так что, нельзя говорить о враждебном отношении к армянам или еще кому-нибудь другому, просто тогда талыши всегда думали, что защищают и должны защищать свою Родину-Азербайджан!
В конце хотелось бы поблагодарить Вас за интересные вопросы! Мир Вашему дому и всех благ Вам!
Источник: Lragir.am |