Analitika.at.ua. Интервью руководителя Центрального офиса Ай Дата по политическим вопросам АРФ Дашнакцутюн Киро Манояна агентству АрмИнфо.
- Г-н Маноян, 28 июля президент Армении Серж Саргсян объявил, что поедет в Турцию лишь в случае деблокады Армении с ее стороны. Почему это заявление было сделано именно сейчас, в чем его подтекст и почему оно было адресовано лишь «некоторым руководителям Турции» по Вашему мнению?
- Думаю, что, говоря лишь о некоторых турецких руководителях, президент Серж Саргсян, прежде всего, имел в виду премьер-министра Турции Эрдогана в том плане, что именно Эрдоган начал выставлять урегулирование карабахского вопроса в качестве очередного предусловия в установлении армяно-турецких отношений, после чего эта политика была подхвачена МИДом Турции. Это вполне естественно, так как в Турции не президент, а правительство ответственно за внешнюю политику, мы же начинали процесс с президентом Гюлем, более лояльно относящегося к вопросу установления отношений с Арменией. В этом контексте, президент Армении, говоря лишь о некоторых руководителях, попытался оставить некоторое пространство для маневрирования, однако, думаю, что это ему не удалось, так как именно заявления Эрдогана и Давутоглу и являются, собственно, официальной позицией Турции. Сроки же заявления президента я склонен связывать с давлением на Армению по вопросу Нагорного Карабаха со стороны стран-посредников, причем аналогичное давление есть и в отношении Азербайджана. Посредники стремятся, к тому, чтобы стороны конфликта уже до 14 октября, то есть даты предполагаемого визита Саргсяна в Турцию, одобрили дополненные Мадридские принципы.
- В чем причина подобного стремления?
- Основной причиной этого желания стран-посредников является вовсе не урегулирование карабахского конфликта, а желание удовлетворить требования Анкары, ставящей предусловия перед Арменией и стремящейся начиная с этого апреля обеспечить прогресс в карабахском урегулировании. Таким образом, президент Саргсян своим заявлением отреагировал на эти процессы, еще раз подчеркнув неприемлемость разговора с Арменией на языке предусловий. Тем самым президент еще раз заявил о неприемлемости увязки армяно-турецких отношений с карабахской проблематикой, указав сопредседателям на фактический факт увязки этих двух параллельных процессов с их стороны, несмотря на их неоднократные заверения в обратном. Говоря об этом, Саргсян подготавливает почву для своих заявлений 14 октября. В любом случае, мы считаем, что Армения уже давно должна была заявить, что поскольку Турция продолжает говорить с Арменией на языке предусловий, последняя замораживает переговорный процесс. Армения всегда являлась сторонником переговоров, однако готова их продолжить лишь после отказа Анкары от предусловий.
- Фактически Турции удалось связать упомянутые Вами два параллельных процесса между собой?
- Турции это действительно удалось, причем в некоторой степени это произошло по нашей вине, так как 22-23 апреля именно Армения вступила в сделку с Турцией, что дало последней возможность ужесточить свою позицию. Фактически своим соавторством с Турцией в Дорожной карте мы дали зеленый свет ее политике предусловий в отношении Армении, придав ей новый импульс. При этом график мероприятий предусмотренных Картой не действует, соответственно ее роль свелась лишь к нашему подарку Анкаре и президенту США Обаме, которому мы тем самым предоставили возможность увильнуть от выполнения данного обещания во имя высокой цели установления армяно-турецких отношений, чего не произошло.
- И, тем не менее, посетит ли президент Армении Турцию, в контексте всего вышеперечисленного?
- У меня нет причин сомневаться в тезисах президента, соответственно в случае невыполнения его требований думаю, что визит не состоится. При этом, я думаю, что эти его требования выполнены не будут, так как президент говорит не о временном разблокировании границы, а о полной деблокаде Армении, соответственно речь идет о более глубинных переменах в армяно-турецких отношениях, переменах, которые невозможно осуществить в течение двух месяцев. Естественно, что деблокада подразумевает становление дипотношений между Арменией и Турцией, что станет возможным лишь в случае их ратификации парламентом Турции, что подразумевает и требует Конституция этой страны. Соответственно, даже в случае подписания договора между Арменией и Турцией, полное налаживание отношений в течение двух месяцев невозможно и просто бессмысленно.
- Возможно ли установление дипотношений между двумя странами в более отдаленные сроки в случае достижения сделки между Ереваном и Анкарой, скажем о взаимных уступках в вопросах признания Геноцида армян и установления дипотношений?
- Президент Армения очень четко выразил позицию нашей страны в интервью Wall Street Journal в отношении создания совместной комиссии историков по обсуждению факта Геноцида. Мы же считаем, что это само по себе уже будет препятствовать признанию Геноцида армян, потому что в этом случае перед Арменией уже не будет стоять вопрос о добровольном приостановлении процесса международного признания Геноцида. В своем последнем выступлении президент Армении также отметил, что Турция и Армения уже согласовали тексты двух соглашений, о чем ранее не говорилось. Естественно, что одно из этих соглашений касается вопроса признания Геноцида армян, то есть турки не имеют причин ожидать от Еревана дополнительных преференций в этом вопросе, так как что, подписано, то подписано. При этом Турция пытается сегодня всем продемонстрировать, что консультации и переговоры по вопросу Геноцида еще идут, что делается по причине желания Анкары избежать давления на себя в этом вопросе. Одновременно Анкара пытается показать, что переговоры с Арменией идут, чтобы избежать принятия резолюций по Геноциду в США.
- Кстати, в каком состоянии процесс принятия Конгрессом США 106-й резолюции?
- Процесс принятия резолюции продвигается вперед, а число его спонсоров-соавторов последовательно увеличивается, и уже дошло до 127, причем большая его часть состоит из конгрессменов. Именно они направили недавно письмо президенту США с просьбой учитывая отказ Турции реализовать график мероприятий, предусмотренных Дорожной картой, отделить процесс признания США Геноцида армян от переговорного процесса между Арменией и Турцией. Тем самым, конгрессмены призывают Обаму не препятствовать утверждению новой, проармянской 252-й резолюции, которая пришла на смену 106-й.
- Что включают в себя последние обновления Мадридских принципов, по вашему мнению?
Думаю, что речь идет лишь о проблемах, которые до сегодняшнего дня не обсуждались, об этом свидетельствует совместное заявление президентов Армении и Азербайджана в ходе их последней встречи. Однако, в любом случае, при учете любых дополнений в Принципах, их костяк, сводящийся к формуле «статус в обмен на территории» не изменится. При этом, эта формула для нас неприемлема по двум основным причинам. Первая в том, что эти принципы были разработаны в отсутствие стороны конфликта – НКР. Вторая в том, что даже, несмотря на то, что обновленный вариант Принципов и имеет некоторые преимущества перед вариантом 1997 года, где вопрос статуса не обсуждался, мы с ним не согласны. Причина в том, что в документе говорится лишь о границах и ситуации 1988 года, при этом в нем не упоминается агрессия Азербайджана в отношении Нагорного Карабаха в 1992-м. В документе также не закреплено, что именно результатом этой агрессии и стала потеря Азербайджаном тех территорий, о которых говорится в Принципах. Кроме того, не упоминается, что карабахский народ уже 2 раза проводил референдум о самоопределении, и нет никакой необходимости проводить его в 3 раз. Все это в совокупности позволяет нам говорить о неприемлемости реализации Мадридских принципов для армянской стороны.
Беседовал Давид Степанян
Источник: АрмИнфо |